Поиск

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom

14–16 августа в московских театрах и на музейных площадках проходит «Theatrum: Ре-Формация». Это серия перформансов, организованных Институтом театра — так называется образовательный проект фестиваля «Золотая маска» — и Фондом Потанина.

Семь перформансов режиссеры из разных стран придумывали специально для площадок московских институций, на которых ни разу не были, и репетировали свои постановки удаленно. Их представят с соблюдениями всех карантинных норм и предписаний. Кураторы проекта — театровед Елизавета Спиваковская, режиссер Екатерина Василёва и критик Антон Флёров — задумали проект как один из способов для театров и музеев вернуться к привычной жизни. BURO. спросило у авторов нескольких перформансов и представителей московских музеев, как им работалось на расстоянии.

«И она найдет утешение»
в Центре Вознесенского


Лилах Декель-Авнери (Израиль), Татьяна Танджа (Россия),
Полина Пхор (Россия)



15 августа,
15:00, 16:30, 19:00, 20:30


«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 1)

Лилах Декель-Авнери

режиссер

Я пока ни разу не была в России, хотя семья моего отца из Литвы. Хоть это и не Россия, я все равно чувствую какое-то родство с вашей страной. В Москве со мной работает потрясающая креативная и техническая команда. Их неординарные решения и энтузиазм помогли сделать переход в Zoom естественным и приятным. Мы вели интенсивную предпроектную подготовку — они присылали мне видео и фотографии пространства Центра Вознесенского, как будто я сама там была. Должна признаться, что никогда не была так занята, как с момента начала пандемии.

Я преподавала по Zoom и репетировала с моим театром проект, премьера которого должна была состояться в июне на Фестивале Израиля, но, как только начался карантин, мы не смогли больше встречаться на репетициях, фестиваль был отложен, и все больше моих друзей начали чувствовать себя одиноко и сходить с ума. Чувство изоляции и одиночества привело меня к идее создания коллективного проекта в Zoom под названием «Sheltered Housing», в его основе была идея о приюте для престарелых, который, к сожалению, оказался противоположностью приюта…

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 2)

Антон Каретников

арт-директор Центра Вознесенского

Театральные проекты в выставочном пространстве в любой форме — уже устойчивая норма существования. Грань между современным искусством и театром стала очень тонкой. Нам, Центру Вознесенского, интересна зона эксперимента. Поиск нового языка, новые формы взаимодействия театральных форм с институциями и выставочными пространствами, междисциплинарные практики — наш приоритет. С театральными проектами интересно взаимодействовать, их создатели люди гибкие, они готовы выходить за пределы своего пространства.

Мы не в первый раз работаем с людьми из театральной среды: в период пандемии выпустили четыре онлайн-спектакля. При всех своих сверхзадачах и постоянных репетициях театральные работники подходят к коммуникациям максимально конкретно. Часто в культурных проектах все более абстрактно и умозрительно. Это не означает, что с кем-то работать менее увлекательно, а с кем-то более, — просто это принципиально разный подход, ведь люди театра работают с пространствами и визуальными категориями.

«Чего ты боишься?»
в Музее русского импрессионизма


Дуэт deufert & plischke (Германия)



14 августа,
12:00, 12:30, 13:00, 13:30, 14:00

16 августа,
17:00, 17:30, 18:00, 18:30, 19:00


Фотографии одного из перформансов deufert & plischke в Германии

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 6)

Томас Плишке

участник дуэта deufert & plischke

В режиме пандемии и самоизоляции многие проекты отменились, и мы столкнулись с некоторыми экзистенциальными страхами. Но мы несем ответственность за двух детей — двух маленьких артистов, которые не ходят в школу уже пять месяцев. Так что, несмотря на то что нам пришлось переосмыслить свою работу и планы на будущее, мы стараемся быть оптимистами: вместе с нашими детьми мы думаем о будущем и стараемся не жалеть о том, что не случилось. А еще мы переехали из Берлина в маленький город в маленький дом, где много зелени… Это помогло!

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 7)

Мария Григорьева

пиар-директор Музея русского импрессионизма

В наших стенах мы стараемся объединять искусство, музыку, литературу и театр: проводим спектакли, концерты, и именно таким и должен быть музей современного формата. Перформанс deufert & plischke задуман как напоминание о возвращении к привычной жизни, но с оглядкой на новые реалии. По нашей просьбе немецкие режиссеры адаптировали концепцию и убрали элемент физического взаимодействия, поэтому теперь перформанс предполагает только вербальный контакт и будет полностью безопасен для всех участников. Атрибуты времени — защитные экраны, перчатки и социальная дистанция — станут его частью.

За время пандемии все уже адаптировались к удаленному режиму планирования. Музыкально-танцевальная лаборатория, которую мы транслировали в Ночь музеев в мае, была подготовлена без единой репетиции в стенах музея. В этот раз у артистов все же будет возможность заранее познакомиться с пространством. При этом зоны, где взаимодействие будет комфортно для гостей музея, определены заранее.

«Свидетель»
в «Царицыно»


Жюли Бове (Швейцария)



14 августа,
14:00, 18:00


Перформанс «Свидетель» пройдет в оранжерее в «Царицыно»

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 10)

Жюли Бове

режиссер

Репетиции онлайн без возможности увидеть площадку — сложный вопрос. Мой проект «Свидетель» — это сайт-специфик-лаборатория. На протяжении этих недель потрясающая команда проекта проекта Theatrum были моими глазами и ушами: они отсняли несколько локаций в музее-заповеднике «Царицыно» и устроили так, что я могла проводить ежедневные репетиции по Zoom с максимальным обзором парка. Конечно, мне недостает чувства атмосферы этого места… Но это вынужденное дистанцирование на самом деле спровоцировало нас на новый и очень интересный способ совместной работы. «Свидетель» основан на чувственных переживаниях, и участники проекта были вынуждены намного активнее делиться своими переживаниями со мной. Такие особые условия, и правда, трансформируют динамику всей группы и накладывают на каждого большую ответственность за коллективный опыт.

Когда начался карантин, я только вернулась домой после четырехмесячных гастролей со своими проектами по южноамериканским фестивалям. Мы с моей компанией в любом случае собирались отдохнуть после такого напряженного периода. Так что для нас, честно говоря, все сложилось как нельзя лучше. Мой дом расположен в двух километрах над уровнем моря, и у меня была возможность побыть на природе в окружении разумных существ, «отличных от людей». Я наслаждалась тем, как мир замедлил свой ход. Однако уже пару недель спустя я снова оказалась в водовороте событий: Цюрих объявил, что я и две удивительных моих коллеги — Катарина Розенберг и Лиза Нольте — были назначены в дирекцию Sonic Matter, нового фестиваля, посвященного созданию современной экспериментальной музыки, который с 2021 года захватит Цюрих. И так совпало, что коронавирус стал тем временем, когда мы приступили к работе над этим масштабным проектом.

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 11)

Елизавета Фокина

генеральный директор Музея-заповедника «Царицыно»

Нам, как музею-заповеднику, который вмещает в себя интерес и к декоративно-прикладному искусству, и к наследию эпохи Екатерины Великой — в том числе театральному, — и к истории садово-паркового искусства пейзажного парка в Царицыне, особенно интересны междисциплинарные проекты. Ограничения еще не полностью сняты, поэтому для подготовки иммерсивной экскурсии Жюли Бове нам пришлось разделить посетителей (они будут в оранжерее) и исполнителей (разместятся в саду перед оранжереей).

Работа швейцарской художницы связана с темой экологии и умения глубокого слушания. Когда выяснилось, что Жюли интересно поработать с сотрудниками музея — с научным отделом, кураторами и экологами, — мы поняли, что это полное совпадение времени, места и понимания современной повестки. Вообще же практики культурного производства в музее и театре различаются, в этом и есть главная сложность — необходимость синхронизации. Мы обсуждали эту тему с Екатериной Якимовой, директором фестиваля «Территория», и она сказала: «Не нужно ожидать, что в музее в любой момент появятся работники сцены и отнесут вам все что угодно, куда угодно и прямо сейчас». Но такие вещи можно предусмотреть. Что касается репетиций на удаленке, то самое сложное, как мне как-то сказала наш куратор, что Жюли нельзя обнять прямо сейчас. Но я надеюсь, мы найдем возможность это исправить.

«История одиночества»
в Музее «Москва-Сити»


Пиа Партум (Польша)



14 августа,
17:00, 20:00


В Музее «Москва-Сити» покажут историю Дон Жуана на высоте птичьего полета

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 14)

Пиа Партум

автор перформанса

Поначалу меня мучили страхи: получится ли вообще ощутить энергию, получиться ли выстроить отношения с артистами? Но каким-то образом нам все-таки удалось наладить контакт. В какой-то момент я начала представлять себе, что все это как будто кино и что я будто кинорежиссер, который все время сидит перед монитором. Так было проще. Надеюсь, после эпидемии я смогу приехать, встретиться со всеми, кто принимал в этом участие, и лично пожать каждому из них руку в знак благодарности.

Перейти в режим карантина было сложно; я думала, мне придется сменить работу. У меня есть дочь, я переживала, что нам придется приспособиться и учиться в режиме онлайн. Потом успокоилась, подала заявку на грант и получила его — через неделю я начну ставить видеооперу по мотивам «Асперн-сюиты» Скьяррино, это будет польско-японская современная опера. До последнего мы не были уверены, получится ли вообще это сделать: наш композитор на протяжении всей эпидемии оказалась заперта в Буркина-Фасо… Она летит к нам на четырех самолетах после четырех месяцев ожиданий. А в конце мая я получила это замечательное предложение из Москвы, так что по факту работаю с конца мая. Я познакомилась с отличной командой, прекрасными солистами, замечательными профессиональными людьми. Хочется закончить эту работу и увидеться с ними в реальной жизни.

«Ре-Формация» театров и музеев: каково это — ставить перформансы по Zoom (фото 15)

Александра Охапкина

руководитель Музея «Москва-Сити»

Нам искренне нравится идея объединить театры и музеи города проектом, смысл которого — помочь культурным площадкам вернуться к нормальной работе. Наш музей открыл свои двери 19 июня с учетом всех предписанных требований и правил, и, конечно, мы рады, что в нем пройдет такое красивое и наполненное смыслом событие. Перформанс «История одиночества» покажет жизнь современного Дон Жуана на фоне урбанистического пейзажа. Вместе с героем зрители будут переживать происходящее с высоты 56-го этажа башни «Империя».

В целом в режиме самоизоляции у нас выстроился достаточно слаженный диалог с командой организаторов, поэтому говорить о каких-то серьезных трудностях не приходится. В любом случае сейчас все мы находимся в новой реальности, которая стала частью текущего контекста. И само собой появляются новые форматы сотрудничества и реализации проектов, рождаются новые формы творчества, искусства и коллаборации, и мы рады стать частью своего рода эксперимента. Ведь именно благодаря им часто случаются открытия и рождаются шедевры. Музей «Москва-Сити» открыт для таких историй. ​


Полная программа и расписание
«Theatrum: Ре-Формация»

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше