Поиск

Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина

Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина

Текст: Алена Соловьева

T

Глобальный карантин заставил музеи стремительно перебросить работу в онлайн, уравняв солидные учреждения с многовековой историей с музеями, о которых раньше не было слышно. Все они теперь занимаются тем, что принято называть «производство контента», — выкладывают материалы к выставкам, проводят трансляции в инстаграме, записывают ютуб-лекции. Музеи конкурируют друг с другом за внимание запертой по домам аудитории не в чистом поле: на нем уже борются Netflix с Okko, «Яндекс. Еда», инфлюенсеры и всевозможные издания, включая BURO., которые привыкли изменять успешность в просмотрах, а не в культурном значении своих проектов.

Мы попросили директоров московских музеев сказать, когда они были закрыты и насколько выросло число их подписчиков в соцсетях, рассказать о трансформации их выставочных планов, об удачных онлайн-практиках и о том, какие из них они собираются сохранять, когда все мы вернемся к нормальной жизни.

Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 1)

Марина Лошак
Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

17 марта закрыт для посетителей и функционирует в «ночном режиме»: работают дежурные хранители, охрана, инженерные службы. 
5% — увеличение подписчиков, на 30–70% возросла вовлеченность аудитории и охват.


Про выставочные планы говорить сейчас трудно, ведь многое зависит от того, как будет развиваться ситуация в других странах. Мы относимся к немногим музеям, которые зависят от международных связей. Наши главные партнеры — французские и итальянские музеи — сейчас в тяжелом состоянии, и по самому оптимистическому прогнозу им понадобится не меньше полутора лет, чтобы войти в привычный ритм жизни.

На июль было запланировано два больших проекта — выставка из неаполитанского Музея Каподимонте и проект американского видеохудожника Билла Виолы. К сожалению, в этом году они не состоятся. Но зритель увидит их, как только это станет возможным: мы обсуждаем новые сроки. Надеемся, что карантин закончится и начало свободной жизни ознаменуется выставкой коллекции Ивана Морозова в Фонде Луи Виттон в Париже. Готовимся к этому открытию в октябре 2020 года, которое должно стать центральным событием «Русских сезонов» во Франции. А в июне 2021-го, как и планировалось, в Москве покажем свою версию выставки, посвященной Морозову и его коллекции. После открытия музея мы, безусловно, продлим выставку графики «От Дюрера до Матисса», также сейчас идут переговоры с Музеем на набережной Бранли о продлении проекта «Тату» — мы на это очень рассчитываем. С оптимизмом хочется сказать, что выставки будущего года в планах сохранятся, а уже 2022-й вернет нас к привычной работе.


Проект «Спросите хранителя», запущенный ГМИИ во время карантина

Уверены, что содержательная часть музейной работы останется прежней и мы останемся интеллектуально интересным и важным местом для наших зрителей. Но экономический вопрос будет стоять очень остро. Будем ментально меняться вместе с этими проблемами, стараться жить в новой реальности, не изменяя себе. Надо сказать, что онлайн-проекты не являются чем-то новым для музея: мы были хорошо подготовлены к жизни на карантине. Безусловно, останутся новые форматы, которые сокращают дистанцию со зрителем, делают коммуникацию иммерсивной. Тема бэкстейджа с вопросами, на которые отвечают наши хранители, тоже продолжит свое развитие. Новый и совершенно замечательный проект «100 способов прожить минуту» тематически связан с сегодняшним днем и войдет в состав музейной коллекции медиаискусства. Конечно, мы продолжим расширять «Академию Пушкинского», как мы планировали и прежде, а сейчас чувствуем в этом еще большую потребность.


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 2)

Анна Трапкова
Директор Музея Москвы  


18 марта закрыт для посетителей. 2000 человек добавилось в инстаграм, просмотры выросли на 35%.


Очевидно, что большая часть весенних проектов сместится на второе полугодие 2020 года. Проект «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина», который должен был открыться в середине мая, предварительно переносится на те же даты 2021 года. Большая часть наших выставок не связана с зарубежными партнерами, нам в этом плане проще. Мы активно работаем над ключевой выставкой 2020 года «ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда», которая должна открыться в ноябре 2020 года в рамках столетия Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке. В ее подготовку вовлечены вузы — наследники ВХУТЕМАСа: МАРХИ, Российский Государственный университет имени А. Н. Косыгина, Московский Государственный университет печати, а также большая кураторская группа.

К сожалению, сейчас понятно, что мы достаточно долго будем возвращать свою аудиторию. Как говорили эксперты-антропологи в одной из наших онлайн-бесед, нахождение в карантине травматично, и оно сформирует новые паттерны в поведении. Мы вряд ли выйдем на многолюдный фестиваль, когда эпидемия закончится. Скорее продолжим сохранять социальную дистанцию. Уверена, правила предосторожности, сформированные карантином, — дезинфекция, наличие масок на ресепшен, рециркуляторы воздуха — останутся надолго. Уверена, что музеи будут гибче планировать проекты, сочетая офлайн- и онлайн-активности. И если мы понимаем, что задача Музея Москвы рассказывать истории о любимом городе и его жителях, то не так принципиально, в каком формате это делать. Онлайн вряд ли заменит радость живого общения с пространством выставки, но о выставках мы более активно будем рассказывать онлайн. Видеопрогулки по Москве — отличная возможность рассказать о городе в момент, когда все мы вынужденно сидим дома.


Видеопрогулка научного сотрудника Музея Москвы Дениса Ромодина по Спиридоновке

Очень важно сохранить те сообщества, которые формируются вокруг музея в этот непростой период. Например, Детский центр, который мгновенно после закрытия перешел в онлайн (и это предмет нашей гордости), сегодня занимается с детьми не только из Москвы, но и из других городов и даже стран. Хотелось бы отметить, что в связи с переходом в онлайн многие инклюзивные проекты не могут охватить все группы людей с ограниченными возможностями. Музей Москвы совместно с Политехническим музеем разработал тифлоаудиогид и видеоэкскурсии на русском и русском жестовом языках по выставке «Истории, которых не было». И мы готовим еще серию проектов, связанных с инклюзией.


Беседа из серии «Как меняется городская жизнь»


Программа онлайн-бесед «Как меняется городская жизнь» и выставки «Остоженка: проект в проекте», которая открылась в режиме онлайн через три дня после закрытия музея, привели к нам профессиональное сообщество архитекторов, урбанистов, экспертов по развитию городской среды. Цикл онлайн-бесед «Мы сегодня дома» для молодых родителей с детьми проводится экспертами из разных областей — от психотерапии до школьного образования.


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 3)

Тереза Иароччи Мавика
Генеральный директор фонда V–A–C


16 марта сотрудники переведены на удаленную работу и продолжают готовить к открытию ГЭС-2, которое запланировано на сентябрь 2020 года.


ГЭС-2 будет плавно открываться вместе с открытием города после пандемии, входить в его контекст, становиться частью инфраструктуры, предлагая посетителям осваиваться, знакомиться, постепенно привыкать. Независимо от того, когда это произойдет, все усилия должны быть направлены на то, чтобы стать пространством, где будет утверждаться новая модель совместного существования, налаживаться коммуникация, устанавливаться отношения. Так, осенью 2020 года в ГЭС-2 сможет происходить все что угодно — подлинная городская жизнь во всем разнообразии. Кроме того, максимальное внимание мы сконцентрируем на локальной художественной среде. В программе публичных событий будут задействованы только местные творческие силы, остро нуждающиеся в поддержке из-за потери работы, отсутствия заказов, выступлений... Думаю, это самый правильный и необходимый жест.

<iframe src="https://www.facebook.com/plugins/post.php?href=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fvacfoundation%2Fposts%2F3194778913866172&amp;width=500" width="500" height="560" style="border:none;overflow:hidden" scrolling="no" frameborder="0" allowtransparency="true" allow="encrypted-media"></iframe>

Формат современного музея требовал переосмысления задолго до начала пандемии, и она неизбежно трансформирует понимание роли культурных институций. Человеческая близость, общность, радость личного общения, живой контакт — на фоне кризиса особенно возрастет ценность всего этого. Мы не знаем, когда он закончится, каким будет мир, в который мы возвратимся, но сегодня, как никогда раньше, мы имеем шанс способствовать его изменению к лучшему. В первые дни кризиса многие институции друг за другом устремились в онлайн, создавая иллюзию продуктивности, ложной стабильности. Это легкий путь. Важнее заниматься осознанием того, что произошло, пересматривать собственные программы, делая их адекватнее, насущнее, терапевтичнее. В этом, мне кажется, и есть главная роль деятелей культуры, их миссия. А не бесконечное развлечение и отвлечение людей, оказавшихся в домашней изоляции. Быть с ними, а не над ними. Онлайн или офлайн — не имеет значения. Это всего лишь инструменты.


Фонд продолжает активно общаться
со своей аудиторией в соцсетях


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 4)

Василий Церетели
Исполнительный директор Московского музея
современного искусства


17 марта музей закрыт для посетителей, через несколько дней почти все сотрудники ушли на карантин.

2068 человек подписалось на музей в фейсбуке и тысяча в инстаграме, на 116% выросла активность в соцсетях в целом. Запущен формат #домасммома.


К сожалению, большинство международных проектов оказались под угрозой переноса — в лучшем случае. До осени мы продлеваем юбилейную экспозицию ММОМА 99/19 на Петровке. Акцент в выставочной политике ММОМА будет сделан на русское искусство и на поддержку молодого российского искусства. География в данном случае играет на руку, поэтому сейчас мы работаем с региональными музеями, частными собраниями. Точно сделаем ретроспективу Леонова, приуроченную к 100-летию автора, осенью все так же планируем открыть масштабный проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной, а также большую и яркую выставку Саши Фроловой. Выставки в музее Вадима Сидура, программы «Дебют» и «Молодые львы» совместно с галереей «Триумф» также состоятся, изменятся сроки. Переговоры по выставке Микеланджело Пистолетто продолжаются также в активном режиме, но очевидно, что проект придется перенести на более поздний срок: надеемся успеть с ним в этом году. Взаимовыручка и формат поддержи по-прежнему для нас очень важен. Поэтому и Московская международная биеннале молодого искусства не отменяется, а переносится.

Зал Андрея Малахова в экспозиции «ММОМА 99/19» — видеоэкскурсия

Конечно, когда мы откроемся, формат взаимодействия поменяется. Мы не знаем, как будет вести себя новый зритель, как быстро он вернется в музей или на лекцию и будет ли ему комфортно. История #домасммома будет существовать и после карантина: это не только серия образовательных инициатив, но и самостоятельные активности, тексты, партнерства. Скажу честно, ситуация с коронавирусом подтолкнула нас и ускорила наш переход в диджитал. Запуск качественной оцифровки коллекции, системный подход к экспозиционной съемке, объем материалов по проектам, облачное хранение данных и архивы, которые могли бы быть доступны сотрудникам в удаленном режиме, — это все то, что должно быть у музеев сегодня. В прошлом году мы начали работать над новой версией нашего сайта, «благодаря» карантину и вынужденному переходу в онлайн стало ясно, какие разделы нужно будет переработать. Возможно, после карантина посещение музеев станет востребовано в камерном формате, а возможно, наоборот, все так заскучают по живому искусству, что произойдет новый музейный бум. Не знаю, но не скрою, что музей скучает по теплому дыханию зрителя.

Онлайн-трансляции с Q&A, серия мастер-классов в прямом эфире для взрослых и детей, короткие экскурсии не по всей экспозиции, а только по ее реперным точкам, эфиры из мастерских художников — это то, что мы оставим. Мы продолжим нашу издательскую деятельность, но будем больше переводить в формат онлайн-каталогов, как например, по выставкам Йоно Оно, Петера Вайбеля, ММОМА 99/19. Печатную версию журнала «Диалог искусств» единодушно принято оставить.


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 5)

Ольга Свиблова
Директор Мультимедиа Арт Музея

17 марта музей закрыт для посетителей.
Тысячи новых подписчиков появились в аккаунтах музея; увеличились охваты как старых, так и новых публикаций.


Если эпидемия закончится к сентябрю, то мы точно выполним всю программу «Фотобиеннале-2020», кроме выставки Ника Найта, которая будет перенесена на февраль 2021 года. Что касается современного искусства, многое зависит от даты, когда мы сможем продолжить работу. Ведь одна часть выставок запланирована к показу в других музеях, а вторая не может быть реализована из-за проблем с логистикой.

С одной стороны, главный формат музея — пространственное переживание искусства, и он не изменится. Появятся новые варианты онлайн-продуктов, которые мы прорабатываем сейчас. Ведь онлайн-продукт — явно не только записанная на камеру выставка, так же как онлайн-трансляция спектакля — не спектакль. Спектакль, предназначенный для трансляции по телевидению или в Сети, — это специальная съемка, монтаж. Делать это гораздо сложнее, чем производить спектакль. Качественные онлайн-проекты музеев будущего — это огромная работа и апробирование новых форматов, чем мы сейчас и заняты.


Игорь Мухин знакомит со своей выставкой в МАММ

Процесс их проработки для музеев не менее сложный, чем поиск новой вакцины. Мода и кампания, призывающая учреждения культуры переводить все в онлайн, схлынет. Онлайн-формат — это новые идеи, новые технологии, поиск адекватных и новых специалистов, и это время. Проект, который предполагался как выставка, посвященная юбилею Победы, мы сейчас полностью переводим в онлайн. Он стартует 25 апреля на нашей платформе «История России в фотографиях» и будет длиться 75 дней. Здесь мы воспользуемся как теми форматами, которые уже привычны для этой платформы, так и новыми, которые сейчас готовим. Афишу нашего вещания обнародуем на этой неделе. Однако часть форматов будет готова только через несколько месяцев, но мы надеемся, что она станет важной для будущей работы музея как онлайн, так и офлайн.


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 6)

Антон Белов
Директор Музея современного искусства «Гараж» 


14 марта музей «Гараж» первым в стране перешел в режим самоизоляции, запустив соответствующую страничку.
36 000 человек посетило эту страницу. Инстаграм вырос на 2000 за две недели.


Очевидно, нам придется переносить Триеннале современного искусства и проект Томаса Сарасено на осень, потому что непонятно, когда окончится изоляция. С другой стороны, это время очень подходит для переосмысления и создания новых проектов.

Уверен, все, что было, вернется совсем скоро после открытия музеев. Формат никак не изменится. Думаю, стоит ожидать просто осознанного развития онлайн-форматов, но тем ценнее будет все живое. Мне кажется, сейчас прекрасное время для экспериментов, что мы каждый день доказываем на странице «„Гараж“. Самоизоляция». Не надо искусственно что-то отсекать — оно само не выживет и отвалится.




<iframe allow="autoplay *; encrypted-media *;" frameborder="0" height="450" style="width:100%;max-width:660px;overflow:hidden;background:transparent;" sandbox="allow-forms allow-popups allow-same-origin allow-scripts allow-storage-access-by-user-activation allow-top-navigation-by-user-activation" src="https://embed.music.apple.com/ru/playlist/%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%82/pl.u-55D66M1T8bl5r92?l=en"></iframe>

Одна из онлайн-публикаций проекта «Гараж. Самоизоляция» — плейлист для лежания

Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 7)

Александр Борода
Генеральный директор Еврейского музея 


18 марта музей закрыт для посетителей.
5000 новых подписчиков добавилось в соцсетях музея, что хорошо, но меньше, чем цифра реальных посетителей музея за такой же промежуток времени. Посещаемость онлайн-версии выставки «(Не)время для любви» за две недели сопоставима с посещаемостью других онлайн-проектов музея за полгода.


Мы продолжаем подготовку фотовыставки «Неизвестный Берлин. Май 1945», которая представит ранее не публиковавшиеся кадры Берлина в год окончания войны. Параллельно готовим онлайн-версию проекта, где также хотим представить публичную программу. В остальном нет изменений в выставочном плане, нам, можно сказать, повезло — летом у нас планировалось начало перестройки выставочного пространства.


Лекция из курса Кирилла Светлякова, запущенного Еврейским музеем

Исторически музеи переживали и более глобальные потрясения, чем пандемическая ситуация, и я не думаю, что будут какие-то фундаментальные изменения. В общем, современная реальность делает данные обстоятельства менее опасными для музейного дела — музей не уходит в архив, а может позволить себе работу в новом формате и даже развить более плотное общение со своими посетителями. Возможно, после окончания эпидемии станет больше онлайн-проектов, при планировании выставок музеи станут учитывать и будущее присутствие выставки в виртуальном пространстве, что позволит сохранить временные экспозиции не только в каталоге, а создавать онлайн-фонды. Еврейский музей уже более двух лет делает лендинги к временным выставкам, рассказывающие о них в интерактивной форме; возможно, теперь мы задумаемся о более широкой каталогизации наших наработок к ним.

После карантина такой объем вебинаров и онлайн-лекций, который проходит сейчас, уже будет не востребован, — все же формат живой лекции приоритетнее. Но совсем отказываться от них не будем, конечно, понимая, что онлайн никогда не сможет заменить реальное посещение музея и живое общение. Я уверен, что ситуация с внезапным закрытием музея для посещений даст нам очень много в профессиональном плане.


Марина Лошак, Ольга Свиблова, Антон Белов и другие директора — о том, что происходит с их музеями сейчас, и что будет после карантина (фото 8)

Дмитрий Бак
Директор государственного музея истории
российской литературы имени В. И. Даля 


18 марта закрыт для посетителей.
330% показал фейсбук по росту вовлеченности. Точную статистику посещений назвать непросто: параллельно работают и общемузейные аккаунты в разных сетях, и страницы отдельных площадок.


На второе полугодие перенесены публичные и массовые мероприятия, среди которых выставки к юбилеям Есенина, Бунина, Чехова и Куприна. Надеемся пережить все с минимальными для выставочного плана потерями. Мы еще успели провести открытие выставки «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1945 год» в Доме И. С. Остроухова, однако это уже не был полноценный вернисаж — присутствовали только журналисты. Для работы выставки в онлайн-формате у нас были все предпосылки: уже в течение нескольких лет мы стараемся при каждой из наиболее значительных выставок организовывать обширную программу мероприятий: творческих вечеров, кураторских и гостевых экскурсий, мастер-классов. Многие события изначально проводились в виртуальном формате, так что адаптация к новым условиям прошла довольно быстро: все ссылки на наших страницах в соцсетях, на сайте и в ютьюб-канале.


Лекция Дмитрия Бака в рамках выставки «Ноев ковчег писателей»

Сейчас основной объем нашей работы посвящен поддержанию традиций, привлечению внимания: мы больше всего хотим, чтобы посетители нас не забыли, не утратили навыки и вкус к посещению музея. Думается, в недальнем будущем с учетом приобретенного опыта можно перейти к разработке коммерческих практик дистанционного взаимодействия с посетителями. Наша цель не просто «остаться в памяти», но стать популярными и привлекательными для посетителей в плане приобретения услуг.

Все наши дома-музеи резко увеличили свое присутствие онлайн. Стараемся работать во всех жанрах, кроме скучного: чего стоит, скажем, совместный с «Редакцией Елены Шубиной» флешмоб #писательдома, в котором уже приняли участие многие писатели и литературные музеи по всей стране. Популярностью пользуются бесплатные онлайн-занятия, которые несколько раз в неделю проводят педагоги музейного центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка». Очевидно, что спрос на детский контент сейчас высок, поэтому мы планируем развивать это направление.


Лекция Натальи Громовой 

Если судить об успехе по количеству лайков, то самый востребованный сегодня контент — развлекательный, легкий, отвлекающий от плохих новостей. У нас это лекции Натальи Громовой по выставке «Ноев ковчег писателей». Но это разные форматы: флешмоб создан для онлайна, его невозможно изъять из интернета и социальных сетей. В то время как экскурсии и лекции — традиционные музейные мероприятия, сегодня вынужденно перенесенные в интернет. К временным и кризисным мерам можно отнести видео жанра «лекция в прямом эфире», «экскурсия в прямом эфире»: мы все-таки привыкли к картинке более высокого качества. И, конечно, музейную подлинность можно прочувствовать только на экспозиции — с экрана ноутбука или смартфона уловить ее сложно.



false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше