Поиск

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2»

Текст: Екатерина Краюхина

Фото: Дом культуры «ГЭС-2»

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 1)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 2)
T

С восхищением смотрим, как «ГЭС-2» в проектах умеет безоценочно наблюдать за актуальными социальными феноменами и концептуализировать их через искусство. Сегодня в Доме культуры при информационном партнерстве BURO. открывается выставка «Новая новая эра», в центре исследования которой лежат популярные паранаучные практики самопознания — от астрологии и карт Таро до рейв-культуры и волновой теории. Расскажем, работы каких художников стоит увидеть в первую очередь.

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 3)

ВАЖНО

Часть художественных работ еще в пути, но процесс культурного производства, как и любой другой, предполагает открытость и гибкость к стечениям обстоятельств и возникающим ограничениям. «ГЭС-2» показывает выставку непосредственно в процессе ее создания — наблюдать его можно во время медиаторского тура.

КУРАТОРЫ О ТОМ, ЗАЧЕМ ИДТИ НА ВЫСТАВКУ

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 4)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 5)

«Трудно сказать, когда наступила новая новая эра. Быть может, когда мы стали неиронично обсуждать свои зодиакальные знаки? Когда идея запросить у чат-бота индивидуальный гороскоп на год перестала казаться странной? Когда различия между искусственным интеллектом и оракулом, разумом и гнозисом окончательно стерлись? Или когда в визуальном искусстве начала доминировать парадигма техноязычества и отчетливо закрепился постсекулярный интерес к духам, медиумам и незападным верованиям? Точный ответ на этот вопрос вы найдете на выставке».

Карен Саркисов 

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 6)

«Этот проект неминуемо должен был случиться. Тот массив практик и знаний, на котором основывается новая новая эра, или новая духовность, требовал осмысления, в том числе художественного. В этом проекте мы говорим не только о самой новой новой эре, но и о том, какое искусство уместно для ее описания, не забывая и о прямых высказываниях собственно героев выставки — гуру и практиков».

Андрей Паршиков


«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 7)

ЧТО СМОТРЕТЬ?

1

Владимир Янкилевский (1938–2018)

В центре живописи одного из ярчайших мастеров второго авангарда Владимира Янкилевского находится экзистенциальная драма человека в контексте мироздания. Художник разработал концепцию полиптиха, где через взаимодействие мужского и женского начал раскрывается его понимание устройства универсума: динамичное мужское начало, изображаемое в профиль, противопоставляется статичному женскому — анфас. Размышления Янкилевского о месте человека во Вселенной, о ее движущих силах и «приводных ремнях», безусловно, подстегнутые успехами советской космической программы, оформились уже в ранней статье «Искусство — человеческое переживание мира» 1960 года: «Основная драма человеческого существования заключена в проблеме „женщина — мужчина“: физиологическое удовлетворение и интеллектуальное предвидение. Женщина-Мать противится любому изменению человеческой природы. Женщина гуманистична. Мужчина-Пророк делает открытия, которые изменяют человеческую природу. С точки зрения актуального человека эти изменения дегуманистичны».

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 8)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 9)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 10)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 11)

Владимир Янкилевский, «Пророк», 1967 

Владимир Янкилевский, «Торс», 1965

2

2

Вивиан Каккури (р. 1986)

Вивиан Каккури (р. 1986)

Вивиан Каккури исследует звуковые культуры и много экспериментирует со звуком, выходящим за рамки слухового восприятия. Задействуя визуальный, телесный и технологический инструментарий, художница создает ситуации, расшатывающие культурные и социальные условности и подразумевающие строгое разграничение шума, музыки, природных звуков и тишины. В серии графики «За кулисами» Каккури тематизирует рейв как новое ритуальное пространство, форму собрания, в которой возникает особая коллективная идентичность, рождается новое социальное тело и скрепляются духовные узы. Танец предстает здесь литургическим действом, стирающим границы между телами, музыкой, светом и ландшафтом и растворяющим их в общем энергетическом выплеске.

Вивиан Каккури исследует звуковые культуры и много экспериментирует со звуком, выходящим за рамки слухового восприятия. Задействуя визуальный, телесный и технологический инструментарий, художница создает ситуации, расшатывающие культурные и социальные условности и подразумевающие строгое разграничение шума, музыки, природных звуков и тишины. В серии графики «За кулисами» Каккури тематизирует рейв как новое ритуальное пространство, форму собрания, в которой возникает особая коллективная идентичность, рождается новое социальное тело и скрепляются духовные узы. Танец предстает здесь литургическим действом, стирающим границы между телами, музыкой, светом и ландшафтом и растворяющим их в общем энергетическом выплеске.

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 12)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 13)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 14)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 15)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 16)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 17)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 18)

Вивиан Каккури, «За кулисами (портал)», 2024

3

Деа Джанкович (р. 1991)

Деа Джанкович известна в Сербии и Боснии как художница и таролог — и не простой, а с собственной передачей на телевидении. И расклады, и перформансы Джанкович пользуются огромной популярностью. Обращаясь к народным традициям и новейшим технологиям, художница работает с личным и коллективным, с поэзией, текстом в частности и языком вообще. Специально для выставки она создала серию рекламных роликов несуществующего бренда Sanctum. Колода-оракул, палочки рэйки, пирамидка из придуманного автором редчайшего камня лаборита и другие объекты якобы должны помочь в достижении карьерных высот, привлечении денежной энергии и поиске баланса между работой и личной жизнью. Но превращенное в товар тайное знание по-прежнему остается элитарным, и если раньше войти в оккультные круги можно было благодаря личным связям, то теперь — только с помощью денег. Предлагаемые Sanctum продукты доступны не всем, а потому обладание ими видится чем-то статусным. Соединяя близкие корпоративной эстетике идеи с объектами эзотерического толка, Джанкович обнажает рекламные приемы обеих сфер и предлагает задуматься о власти капитала даже в предположительно далекой от материального области.


«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 19)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 20)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 21)

Деа Джанкович, Sanctum, 2024

4

Александра Сухарева (р. 1983)

Александра Сухарева работает с потенциалом физических веществ и человеческих аффектов, наводя мост между осязаемой материей и абстрактной мыслью. В ее поэтике переплетаются пытливость мысли ученого и интуиция, и она часто работает в условиях, близких к лабораторным экспериментам. Один из элементов, к которым художница неизменно возвращается на протяжении 15 лет, — хлор. Он создает узоры, разъедая материал и оставляя на нем замысловатые следы. Использование коррозии не сводится к простой технике или поэтической метафоре — для Сухаревой это буквальный итог любого опыта, «запись или свидетельство кризиса, присущего жизни». Окисление предстает здесь не только разрушительным актом, но и способом зафиксировать столкновение сил, как отчетливо воспринимаемых, так и остающихся на периферии сознания.

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 22)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 23)

Александра Сухарева, «Поцелуй», 2024

Александра Сухарева, «Сентябрь», 2022

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 24)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 25)

Александра Сухарева, «Остаток», 2024

5

Михаил Максимов (р. 1974)

Михаил Максимов часто использует новые медиа для исследования архаических сюжетов и создания потенциальных реальностей. Художник — автор нескольких экспериментальных видеоигр, перформанса «Диспозиция для большого лазерного станка» (где станок с помощью основанного на философских текстах алгоритма вытачивал копию работы «Джеки» Энди Уорхола). В «Глазовском эзотерическом сообществе» Максимов соединяет мокьюментари — псевдодокументальную историю — с реальными работами своей родственницы, алгоритмами искусственного интеллекта и рутинными рабочими практиками. У входа расположены каменные урны с цифровым оракулом — аксолотлем Анатолием. Чтобы пообщаться с Анатолием, нужно взять специальную карточку-вопрос в конце зала и кинуть ее в одну из урн — так же буднично, как прикладывают пропуск на работе в начале и в конце дня. Ответы Анатолия звучат как слова главы тайного ордена или даже секты. Возле оракула находятся работы родственницы художника учительницы рисования Ларисы Винокуровой. Они напоминают теософскую живопись и, как и изречения Анатолия, могут быть связаны с Глазовским эзотерическим сообществом — загадочным оккультным объединением из города Глазов Удмуртской области. В результате проект Максимова оказывается одновременно и трогательным комментарием о близких ему людях, и размышлением о цифровизации ненаучного знания, ведь на вопрос о том, можно ли поставить ИИ на эзотерическую службу населению, аксолотль Анатолий не дает ответа.


«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 26)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 27)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 28)
«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 29)

Михаил Максимов, «Глазовское эзотерическое сообщество», 2024 

А ЧТО ЕЩЕ?

Экспозицию дополнит перформативная программа, с которой зрители смогут повзаимодействовать прямо в выставочном пространстве. Художница, хореограф и куратор в области современного танца Ольга Цветкова дебютирует с перформансом «Танец-оракул», совмещая две важных для себя практики, которые прежде не пересекались, — танец и нумерологию. Ольга проведет консультацию, на которую могут записаться все желающие. За ней последует танцевальная интерпретация, которая, по словам самой художницы, «поможет заглянуть за пределы рационального знания».

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 30)

КОГДА: 12 декабря, 24 января, 8 февраля, 8 марта — с 12:00 до 21:00.

Перформанс повторяется каждый час.


Аудиоспектакль режиссера Дарьи Бреслер и звукорежиссера Зои Беловой «Эон» основан на разговорах с биоэнерготерапевтами, тарологами, хилерами, астрологами, шаманами и последователями дизайна человека. Спектакль устроен как променад по выставке, и записанные авторами перформанса высказывания современных гуру становятся комментарием к той или иной работе или узловой точкой, которая помогает каждому зрителю определить для себя, наступила ли новая новая эра или это лишь очередная маркетинговая уловка.

«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 31)

КОГДА: непрерывно в часы работы выставки. 


Танцевальный перформанс Ани Кравченко, Антона Вдовиченко (студия перформативных искусство «Сдвиг») и Анастасии Толчневой «Великое здоровье» отсылает к одноименной идее немецкого философа Фридриха Ницше. Художники предлагают поговорить о (нео)целительских практиках. Такие неотъемлемые элементы новой новой эры, как хилинг (целительство) и велнес (улучшение самочувствия), подвергаются тщательному анализу и деконструкции, оставаясь, однако, включенными в систему методов, опирающихся на веру, поскольку их эффективность научно не доказана.

КОГДА: 14 и 15 декабря, 15 и 16 февраля — с 15:00 до 16:00.


«Новая новая эра» уже наступила: что смотреть на выставке об околодуховных практиках в «ГЭС-2» (фото 32)
false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":125,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше