Что и где мы смотрим: топ-менеджеры «Амедиатеки» — о том, как изменилось отношение к сериалам за 10 лет
Десять лет назад сериалы не фигурировали, как сейчас, в каждом смол-токе. Ими интересовались в основном гики от мира кино и телевидения. Кроме того, легально посмотреть что-то из зарубежных сериалов было негде. Именно в это время возникла идея «Амедиатеки». В рамках проекта BURO. «Портрет поколения» журналистка и автор телеграм-канала «На дне» Оксана Смирнова поговорила с тремя топ-менеджерами онлайн-кинотеатра о предпочтениях российской аудитории, о том, как менялись ее вкусы и зачем вообще нужны сериалы, помимо того, чтобы занимать наше свободное время.
Татьяна Калита
Генеральный директор онлайн-кинотеатра «Амедиатека»
Александра Нелюбина
Директор по производству и продвижению контента онлайн-кинотеатра «Амедиатека»
Александр Акопов
Продюсер, директор Института киноиндустрии НИУ ВШЭ, акционер и создатель онлайн-кинотеатра «Амедиатека»
Можно попрошу вас вспомнить, как 10 лет назад родилась идея запустить «Амедиатеку»?
Акопов:
Десять лет назад уже было очевидно, что будущее за стриминговыми сервисами. Не то чтобы они заменят телевидение полностью, этого никто не предполагает. Но они будут бурно развиваться, потому что это очень удобно. Для меня это было очевидно, для моих партнеров тоже. Тогда мы решили, что надо работать с зарубежными производителями, потому что на тот момент в России организовать производство контента в таких объемах, во-первых, было сложно, во-вторых, стоило неимоверных денег. Соответственно, лучше было начать с того, что уже готово. В итоге появился HBO в качестве партнера.
Как с годами трансформировалось представление о том, что такое «Амедиатека»?
Акопов:
Прикинув экономику, мы поняли, что производство оригинального контента — не то, что мы можем и хотим. Оно требовало на порядок больше инвестиций. Поэтому довольно быстро остановились на том, что концепция нашего сервиса будет очень простая: лучшие сериалы планеты. Лучшие зарубежные сериалы и иногда российские. Мы, конечно, сразу ориентировались на подписную модель. У нас никаких иллюзий насчет рекламной модели не было.
В России не очень любят платить за контент. Как вы преодолевали эту нелюбовь?
Акопов:
Не было ни одного человека, который не сказал бы нам: «Вы что, с ума сошли? Кто вам будет что-то платить?» На самом деле, на тот момент пиратство было не то чтобы в разгаре — просто не было никакого другого способа что-то смотреть.
Калита:
Скажу откровенно, смотреть пиратский контент уже не модно. Это стало дурным тоном. Подтверждение тому — наличие большого количества платных кинотеатров, которые работают не только по бесплатной модели выставления контента, но и по подписной. Посмотрите, сколько у нас конкурентов. Конкуренция — это продуктивный бизнес-процесс, позволяющий становится только лучше и давать потребителю то, что он хочет. Однако новые регулирования могут помешать конкурентоспособности, которая как раз и позволяет нам развиваться.
Можете про это подробнее рассказать? Какие вы имеете в виду новые регулировки?
Калита:
Сейчас их стало достаточно много. Например, ограничения по мату, по контенту, где есть секс, ЛГБТ-отношения. Но нужно понимать, что наше общество прогрессивное, современное, и исключать все это будет немного неправильно. Мы же не живем искусственной красивой жизнью, мы живем здесь и сейчас. Не может быть такого, что в контенте все будет четкое, прилизанное, причесанное. Ведь как раз за реальными, настоящими историями приходит зритель. Если убрать эту реальность, то сюжет становится ненастоящим, зритель сразу считывает фальшь и неправду.
Три самых веских, на ваш взгляд, причины подписаться именно на «Амедиатеку», а не на другой онлайн-кинотеатр?
Калита:
Можно долго говорить о том, что у нас классный контент от ведущих студий, но самое главное — у нас присутствует классика сериального контента. Сейчас создают контент трендовый — для просмотра здесь и сейчас, но его вряд ли будут пересматривать второй раз, как нашу классику, например, ту же «Игру в большом городе»… оговорилась (улыбается), «Игру престолов» и «Секс в большом городе».
Нелюбина:
Москва — игра в большом городе.
Это идея для нового сериала.
Калита:
Да. При этом я не хочу сказать, что нужно смотреть только «Амедиатеку». Можно подписаться и на «Амедиатеку», и на что-то другое. Чтобы почерпнуть что-то свое из мощной развивающейся индустрии контента, чтобы была возможность сравнить, узнать о своих предпочтениях. Не надо ограничиваться одним сервисом. К нам стоит приходить и за классными модными сериалами, и за сериальной классикой, с которой начиналась индустрия такого контента.
Кстати, о таких сериалах. Как стало возможным партнерство с HBO?
Акопов:
Пираты тогда, да и сейчас, работали очень быстро. Что-то выходило на HBO, и в течение недели все появлялось у пиратов. Тогда мы решили, что у нас все будет появляться одновременно с выходом на HBO. Я думаю, что это был переломный момент. Все понимали, что, когда это выходит на Восточном побережье США, сразу все уже должно выйти и у нас. Причем не списанное с экрана, а профессиональная копия, которую нам предоставили.
Как быстро вам удалось прийти к одновременному с НВО выходу премьер?
Акопов:
Почти сразу. Были какие-то чисто технические проблемы. Скорее, больше даже вопрос доверия. Для того чтобы выйти одновременно, мы должны хотя бы за пять дней получить копию, текст сценария, перевести его, профессионально дублировать, свести русскую дорожку и выложить. Это работа нескольких дней, поэтому копию необходимо получить заранее, а это, естественно, вопрос доверия.
Правильно помню, что вы еще работали с компаниями, которые обеспечивают безопасность в интернете? И какой-то контент, который закупаете официально у HBO, вы вычищали из пиратских источников?
Акопов:
Да. Работали и продолжаем работать. Все наши премьерные показы тщательно охраняем, заставляем пиратов нервничать. К сожалению, заставляем нервничать и тех людей, которые хотели бы это посмотреть у пиратов, но сегодня уже, слава богу, психологически ситуация поменялась. Сегодня жалуются не на то, что где-то что-то искали у пиратов, а на то, что слишком много сервисов, на которые нужно быть подписанным одновременно.
Это нетипично для России, что в топ-менеджменте большой компании оказались две девушки. Это было вашим целенаправленным движением или так просто случилось?
Калита:
Так случилось. У меня математическое образование, в индустрию я попала больше 20 лет назад по стечению обстоятельств. Случайная неслучайность. Конечно, чтобы заниматься чем-то, мы прикладываем много усилий, а еще есть здоровое самолюбие и любопытство к индустрии, которое позволяет тебе и расти, и развиваться, доказывать, добиваться целей.
Нелюбина:
Я из тех старожилов бизнеса, кто пришел работать в компанию еще до того, как онлайн-кинотеатр запустился. Для меня работа тут — целая история. Помню, когда думали, как будем называться, Александр Завенович своей рукой нарисовал будущий логотип. У меня до сих пор есть эта картинка в блокноте — Буква А с дисторшеном (волнами) по бокам.
У меня не было непременных амбиций стать большим руководителем тогда — просто очень понравился проект, и с большим азартом и любовью в нем трудилась и тружусь до сих пор.
Я согласна с Татьяной, что карьера — всегда отчасти стечение обстоятельств. В «Амедиатеку» я пришла для коммуникации по видео со студиями, а в итоге создала продакшн in-house, потом возглавила отдел, затем — дирекцию. Я очень люблю наше детище, «Амедиатеку», и четыре наших телеканала.
Как бы вы описали то, чем отличаетесь от других сервисов?
Акопов:
Отличаемся нашей специализацией. Мы с самого начала понимали, что не можем быть массовым сервисом. Планкой качества был HBO, который до сегодняшнего дня остается брендом номер один в смысле качества продукта, несмотря на наличие Netflix. Мы никак не отошли от нашего слогана «Лучшие сериалы планеты». При всем уважении к нашему производителю — я сам, как вы знаете, отечественный производитель — планета тоже работает, что-то тоже выдает, там всегда будет что-то лучше. Собираемся и в дальнейшем держать эту стратегию и знакомить нашего зрителя с лучшим из того, что есть за рубежом. Мы не собирались быть массовым сервисом, мы понимали, что у нас никогда не будет 50 миллионов подписчиков.
Расскажите, в какую сторону вы движетесь с производством собственного контента?
Нелюбина:
Миссия любого контента — рассказывать истории. Это, кстати, написано в библии наших партнеров HBO, и мы с ними абсолютно солидарны. В первую очередь ищем крутые истории и стараемся сделать их максимально качественно, красиво. Мы не считаем, что нам нужно столько-то комедий, столько-то драм. Мы идем от истории. Если она достойна того, чтобы быть рассказанной и показанной, мы в нее «заходим».
Что вообще смотрят лучше всего?
Нелюбина:
Именно у нас? В топе — драмы. Среди лидеров по просмотрам драматические хиты «Миллиарды», «Большая маленькая ложь», «Острые предметы», «Отыграть назад». Классно идет сериальная классика «Клан Сопрано», «Секс в большом городе», «Отчаянные домохозяйки» — это контент на все времена. Еще отмечу фэнтези. Та же «Игра престолов» — самый просматриваемый сериал на платформе. Я лично удивляюсь, такая бесконечная зрительская любовь к этому проекту. К фэнтези добавлю «Хранителей», «Темные начала», снято зрелищно и красиво — ради такого контента покупают подписку, чтобы смотреть его на большом экране телевизора. Это классный экспириенс. Безусловно, любят комедии, причем с криминальным уклоном, например, «Почему женщины убивают», «Убивая Еву».
Насколько драматична разница между тем, что заходит на американском рынке на HBO и у нас? Например «Girls» был таким популярным в США, что будто стал вторым «Сексом в большом городе», а у нас это очень нишевая история, о которой знают, по-моему, только внутри Садового кольца, и то четвертинка.
Нелюбина:
У меня не создалось такого впечатления про «Девочек». Когда они у нас шли премьерой одновременно с миром, точно были в топе. Мы делали кучу мероприятий, все очень интересовались. Хотя, конечно, да, «Сексом в большом городе» они так и не стали. «Девочек» сама создательница Лина Данэм называла «голосом поколения». Но то поколение уже тоже повзрослело.
Сейчас на арене «Эйфория», она безумно популярна. Тут можно говорить, что есть разница менталитетов, многие считают, что это не про нашу молодежь. Но все равно сериал рейтинговый, его все знают. Но самое главное, он просто отлично снят. Что касается разницы между тем, что заходит на американском рынке, а на нашем меньше — конечно, с некоторыми проектами так происходит просто потому, что тематика или юмор оказывается не близок русской аудитории, зритель не может себя ни с кем проассоциировать.
Мне немножко грустно всегда, что есть сериалы типа «Умерь свой энтузиазм», которые в Америке являются легендарными, а у нас их смотрит узкая тусовка сериальных знатоков. Хотя мем оттуда узнал бы почти каждый. Таких сериалов бывает некоторое количество, но, если брать хедлайнеров, они выстреливают везде. В этом году это «Мейр из Исттауна» — абсолютный хит по обе стороны океана.
Поделитесь, какие самые большие трудности приходилось преодолевать за 10 лет становления проекта?
Акопов:
Я вообще не тот человек, который любит говорить о трудностях. На самом деле все было легко: взяли и сделали. Где было сопротивление? Было сопротивление со стороны HBO, со стороны некоторых партнеров. И, самое главное, наш замечательный скептицизм, кто же будет платить за контент. Наверное, этот слом ценностей — не то что самое сложное, но неприятное.
Человек смотрит сериалы. Что ему это глобально дает? Просто занимает его свободное время или, может быть, что-то еще?
Акопов:
В основном, конечно, занимает свободное время. Наша сфера деятельности называется Entertainment. Это развлечения. Другое дело, что есть люди, которые, даже развлекаясь, задумываются о судьбах своих или человечества. К этому людей может подтолкнуть необязательно entertainment. Человек может за завтраком понять, что он неправильно живет, или испытав какую-то сильную эмоцию. Кино — тоже повод для осмысливания жизни. Многие фильмы к этому подталкивают совершенно сознательно.
Есть вообще специально заостренные, есть более-менее глубокие, типа той же «Игры престолов», которая пародирует учебники истории и вообще заставляет задуматься о бренности всего сущего. Хотя один мой знакомый, который прошел горячие точки, считает, что «Игра» — самый жизненный и реалистичный сериал из всех, которые он видел. Да, некоторые авторы специально подталкивают людей к таким размышлениям, обычно получается слишком назидательно. Но чаще всего это получается само собой. Выходит хороший фильм, и человек задумывается. Отлично.
Поделитесь тремя сериалами, которые больше всего вас впечатлили и дали повод задуматься о чем-то в жизни.
Акопов:
Меня сериалы обычно заставляют задуматься о том, почему не я их сделал. Конечно, та же «Игра престолов», «Карточный домик». Очень много интересного. «Большая маленькая ложь» очень сильная. Такого типа вещи у меня лично оставляют след. Но это вкусовщина. Видите, я не назвал ни одного сериала о любви. Нормальным людям должна больше нравиться любовь, а не политика.
Калита:
Мой самый любимый — «Наследники». Сериал, который я жду, смакую каждую серию, обожаю их фразы. В этом сериале нет ни одного положительного героя, возможно, благодаря этому сюжет и становится привлекательным.
Александра, а назовете три самых, на ваш взгляд, недооцененных сериала?
Нелюбина:
Недооцененные — это точно «Умерь свой энтузиазм». «Хранители» тоже мне показались абсолютным шедевром, но в России были спорные отзывы. «Однажды ночью» — потрясающий детективный мини-сериал HBO с необычным подходом к рассказу подобного рода историй. Если не смотрели, рекомендую.
Какие у вас амбиции относительно «Амедиатеки» на ближайшие годы? Чего хочется достичь?
Акопов:
Знаете, как в «Алисе в Стране чудес», надо всегда бежать, чтобы оставаться на месте. Я считаю, мы выбрали правильную нишу, она отличная. Нам надо очень сильно стараться, чтобы эту нишу и прежде всего доверие наших зрителей сохранить. Они должны понимать, что на «Амедиатеке» всегда найдут самое интересное, что есть в мире. Мы, конечно, понимаем, что реально есть Netflix, сейчас появится еще Disney+. Это если говорить глобально, а есть еще те, кто делает наш контент, появился сразу десяток игроков. Причем качество нашего контента приближается к зарубежному. И в смысле киношных качеств, и в смысле бюджетов, внешних факторов. Мы бы хотели оставаться собой. Будем сервисом лучших сериалов.
Вы смотрели какие-нибудь сериалы, которые делает Apple?
Акопов:
Да, конечно.
Какое у вас мнение по поводу этого контента?
Акопов:
Я думаю, все эти сервисы немножко неправильно воспринимаются нами, нашей аудиторией, в частности, в Москве, среди культурной тусовки. Люди плохо себе представляют, что тот же Netflix производит семь тысяч часов в год. Это очень много, 20 часов в день. Там есть разный контент — ток-шоу, детский, вещи разного качества. Поэтому, когда мы говорим, что что-то лучше, это, как правило, несколько названий, которые запомнили. Я считаю, Morning Show — конечно, шедевр. «Тед Лассо» — шедевр, безусловно. Этих названий достаточно, чтобы сказать, что Apple TV+ уже в высшей лиге.
Есть что-то, что вы хотите сказать по итогам десятилетия «Амедиатеки», о чем я не спросила?
Акопов:
Все, что мы хотим сказать: мы будем продолжать работать. Я, прежде всего, хочу поблагодарить наших постоянных зрителей. У нас есть большая аудитория фанатов. Они очень любят наши материалы, переводы, устройство нашего приложения и сайта. Особенно хочу поблагодарить тех, кто был самым ранним подписчиком нашего сервиса, потому что тогда, 10 лет назад, каждый подписчик вызывал гром аплодисментов в офисе: какие мы молодцы, у нас один подписчик. Так что большое спасибо тем, кто нас поддерживал и продолжает поддерживать.
Калита:
Основная цель — быть интересными зрителю, удивлять, радовать и получать положительный эмоциональный отклик от нашей аудитории.
Нелюбина:
Хочу сказать, что мы работаем на одном из самых динамично развивающихся рынков, так что нам было очень интересно и точно будет не менее любопытно наблюдать за развитием событий, поживем — понаблюдаем-поработаем!
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7