Как отправиться на север и не замерзнуть
Швеция, Дания и Норвегия, а также Исландия и Финляндия — эти страны ассоциируются у нас с высоким уровнем жизни, низким уровнем преступности, повальным благополучием и модными концепциями «хюгге», «лагом» и «калсарикяннит». Мы решили вспомнить лучшие фильмы о Скандинавии: парадоксальные, грустные и смешные, жестокие и проникновенные, с неповторимой атмосферой нордических стран и, конечно, с их жителями, у которых, как и у жителей любой другой страны, есть и свои радости, и свои печали.
Псевдодокументальное фэнтези рассказывает о компании студентов-авантюристов, которые пытались раскрыть странные случаи браконьерства, а в итоге познакомились с настоящим охотником на троллей. В основе сюжета, как легко догадаться из названия, лежат скандинавские легенды об огромных и опасных существах. Впрочем, эта картина обладает поистине гипнотическим эффектом, который распространяется и на тех, кому жанр фэнтези в принципе чужд: утонувшее в облаках нагорье Хьёлен стоит того, чтобы увидеть его хотя бы на экране.
Йоаким Триер снял необычный, чарующий и напряженный фильм о религиозной девушке, которая, впервые испытав сильные чувства, пробудила в себе сверхспособности. Съемки мистического триллера велись в Осло, Тролльхеттане, Гетеборге и Кирунае: норвежские пейзажи и экстерьеры, впрочем, служат здесь лишь фоном к остросюжетному повествованию, затягивающему зрителя, словно водоворот, и не являются главной причиной, почему «Тельма» обязательна к просмотру.
Несмотря на то что прошлогодняя экранизация детектива популярнейшего норвежского писателя Ю Несбё была практически освистана критиками, картина с поистине звездным составом (Майкл Фассбендер, Шарлотта Генсбур, Вэл Килмер, Ребекка Фергюсон, Хлоя Севиньи) все же заслуживает внимания. И причина тому — город Осло с почти игрушечными домиками и заснеженными улицами, который, кажется, является одним из главных героев повествования наряду с Харри Холе и Ракель. Фильм рассказывает о поисках загадочного серийного убийцы, жертвами которого становятся только замужние женщины. Преступления совершаются на протяжении многих лет в дни первого снегопада.
Кинопутешествие по Швеции было бы неполным, не будь в нем ни одной картины великого Ингмара Бергмана, режиссера, чье имя первым приходит на ум при упоминании шведского кинематографа. Сам фильм «Земляничная поляна» как раз является полноценным путешествием: главный герой, пожилой профессор, направляется из Стокгольма в Лунд, попутно совершая и путешествие в собственные мысли и чувства, связанные с его прошлым и семьей. Название картины — Smultronstället — в шведском языке служит для обозначения места, связанного с самыми заветными воспоминаниями в жизни человека. Лента награждена премией «Золотой глобус», премией Берлинского кинофестиваля «Золотой медведь» и наградой Международной федерации кинопрессы.
Сюжет трогательной, смешной и очень жизненной ленты закручен вокруг пятерых людей, на первый взгляд совершенно разных и не имеющих точек соприкосновения. Их судьбы причудливым образом переплетаются в Стокгольме, полифонически оттеняя холодный мегаполис, казалось бы, совсем не располагающий к случайным знакомствам с продолжением. Главные роли в картине исполнили популярные шведские актеры, и их мастерством поистине можно наслаждаться.
Картина знакового шведского режиссера Ханнеса Холма основана на одноименном романе Фредрика Бакмана и по праву является третьим фильмом по количеству зрителей в истории кинопроката Швеции. Эта трогательная история замкнутого, педантичного, порой грубого человека с открытым сердцем и доброй душой для кого-то, возможно, станет первым шагом к пониманию ментальности жителей этой далекой холодной страны. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в 2017 году как лучшая лента на иностранном языке.
Нет, фильм Роя Андерссона совсем не о том, о чем вы подумали: это трогательная история взросления, познания мира, поиска своего места в жизни и, конечно же, первых чувств, которые, может, и не перерастут в любовь всей жизни, но уж точно останутся самым прекрасным и светлым воспоминанием. Главные герои — тинейджеры Анника и Пер, которые, испытав самое первое влечение, поначалу стыдятся и боятся своих эмоций. Не стоит ждать от этого фильма архитектурного великолепия шведских городов или захватывающих дух туристических природных локаций: действие затеряно где-то в глубинке, но у солнечных лесов и предрассветных дорог, закутанных в густой туман, тоже есть свое очарование.
Путешествие по нравам жителей Датского Королевства, в котором все оказывается далеко не так благополучно, как принято считать. В центре сюжета сериала — мать-одиночка, работающая школьной учительницей и великолепно справляющаяся со своими обязанностями. При этом каждый эпизод рассказывает об одной из социальных проблем в Дании, будь то расизм и проблемы мигрантов, признание собственной гомосексуальности, травля в школах или подростковая беременность.
Адам, осужденный за неонацистские взгляды, выходит из тюрьмы досрочно и отправляется на принудительные общественные работы в небольшую сельскую церковь, втайне надеясь вернуться к своей прежней жизни. Однако в церкви он знакомится со священником, который берется переубедить заблудшего. Объемные пасторальные виды датских деревень, небезызвестный Мадс Миккельсен в одной из главных ролей, христианская мораль — каждый сам выберет причину, по которой этот фильм достоин просмотра.
Как известно, Исландия — страна дорогая для туристов, а люди в ней, как принято считать, живут очень хорошо. Например, почти у каждого жителя этого острова (численность населения которого можно сравнить с Калугой) есть личный автомобиль или даже небольшой самолет. Фильм «Ной — белая ворона» покажет нетуристическую изнанку Исландии. Главный герой — подросток, живущий в маленькой деревеньке, отделенной горами от цивилизации. Его единственная мечта — когда-нибудь выбраться оттуда. Съемки фильма проходили в рыбацкой общине Болунгарвик на северо-западе страны: если верить переписи населения, здесь проживает меньше тысячи человек.
Светлая комедия Бена Стиллера заставила многих европейских и американских зрителей если не приехать в Исландию, то как минимум начать мечтать о ней. Уолтер Митти — рядовой клерк, который любит фантазировать о приключениях. Но, когда ему выдается реальный шанс узнать новую жизнь, все оказывается далеко не так просто, как он себе представлял. Герой этой картины посещает Гренландию, Исландию и Гималаи. Исландские пейзажи здесь — не визуальные эффекты или компьютерная графика, а результат натурных съемок (к слову, пейзажи Гималаев создавались благодаря трансформации снимков исландских локаций). Несмотря на то что фильм, кажется, кишит стереотипами (показано даже извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль), выглядит все мило и вдохновляюще.
В прошлом веке Фридрик Тоур Фридрикссон снял киноэлегию, повествующую о постаревшем фермере, который однажды встречает в доме престарелых свою первую любовь и решает вместе с ней совершить последнее безумство в жизни: отправиться на край света. В этом фильме Исландия — как она есть: бескрайние зеленые поля, одинокие церквушки и девственная симметрия северной природы. Особого внимания, конечно же, заслуживает атмосферный и печальный саундтрек от композитора Хильмара Хильмарссона.
Одна из самых популярных у зрителей кинокартин — ее прокат продолжался три года, а сам фильм был номинирован на премию «Оскар». 1970-е годы. Немолодая женщина Лейла, досрочно освобожденная из тюрьмы, становится помощницей слепого священника. Ее задача — читать письма, которые присылают Якобу люди, жаждущие духовного наставления. К своей задаче Лейла относится скептически, но в какой-то момент понимает, что ей не все равно. Критики назвали фильм «камерным визуальным шедевром, в котором персонажи, пейзажи, костюмы и музыка составляют неделимое и гармоничное единство».
«Сауна» — это единственное слово финского языка, которое распространилось по всему миру. Эту картину можно назвать «О чем говорят мужчины по-фински»: она представляет собой путешествие по разным саунам страны, в которых, конечно же, происходят самые задушевные разговоры суровых северных мужчин.
Помимо всего прочего, Финляндия известна еще и как родина Санта-Клауса. Действие «Рождественской истории» разворачивается в Лапландии, правда, это больше сказка про человечность и любовь, нежели про волшебных существ и бородатого старика. Будучи маленьким мальчиком, Николас потерял родителей, и с тех пор жители его маленького поселения по очереди заботились о нем. Когда-то его хобби было оставлять небольшие подарки, уходя от одной семьи к другой. Взрослея, Николас понимает, что в этом простом действии на самом деле кроется его предназначение.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7