На прошлой неделе в Базеле завершилась ярмарка Art Basel. По итогам мы поговорили с куратором и создателем проекта Ephemeral Dinner Юлией Белоусовой о главных тенденциях, громких продажах и новых именах.
— Art Basel исторически самая значимая ярмарка и ведет свое начало с 1970 года. Чем она принципиально отличается от аналогов в Гонконге и Майами?
— Art Basel — это европейская ярмарка в разгар лета, на которую съезжаются коллекционеры и профессионалы со всего мира, в то время как Гонконг и Майами ориентируются больше на локальный рынок — азиатский и американский — и выставляют соответствующее спросу покупателей предложение. Список галерей на Art Basel исключительный, в него очень сложно попасть. Все представленные работы — на высшем уровне.
— Как и всегда, на Art Basel в этом году было представлено множество галерей, в их числе — все мировые лидеры. Кого вы можете выделить на этот раз?
— В этом году в ярмарке участвовала 291 галерея мирового уровня, каждая из которых проходит тщательный отбор через комитет ярмарки, поэтому сложно выделить из нескольких сотен экспонентов два или три лучших. Из модерн-сектора на нулевом этаже Helly Nahmad Gallery всегда отличается экспозицией музейного качества: таких Пикассо и Кольдеров, как у нее, нечасто увидишь. Моим личным открытием в секторе Art Basel Feature был соло-booth художника Goran Trbuljak, представленного галереей P420 из Болоньи (его работы также можно было увидеть на Unlimited). Sean Kelly, Luisa Strina, Chantal Crousel, Kamelmenour, Metro Pictures, Hans Mayer, Hauser & Wirth, Zwirner, Gregor Podnar. На вкус и цвет, как говорится.
— Появились ли на ярмарке громкие новые имена или внимание было сосредоточено скорее на уже известных художниках?
— Art Basel в первую очередь ярмарка, цель которой продать, заработать и окупить стоимость выставочной площадки. Коллекционеры, в свою очередь, готовы выкладывать крупные суммы за имена и послужной список, соответственно, здесь представлены работы авторов, в целом хорошо известных публике и уже построивших карьеру. Но это не исключает участие молодых и талантливых и уже нашумевших, как, например, Julian Charrire, Julius von Bismarck (опять же на Unlimited в том числе). Неизвестных художников можно найти на Scoop или Volta, куда я лично редко дохожу. Лично для меня открытием стал Goran Trbuljak. Но повторюсь: невозможно за такое короткое время охватить всех представленных художников.
— Можно ли выделить новые тенденции? Если да, то какие из них — основные?
— Рынок искусства главным образом следует независимому суждению кураторов и биеннале, поэтому Art Basel и Unlimited частично повторяют списки имен открывшейся в прошлом месяце Венецианской биеннале. Buchholz Galerie, предлагающая полотна Анны Имхоф, которая выиграла Golden Lion за немецкий павильон. Franz Erhard Walther, удостоившийся той же награды. Miriam Kahn, которая представлена на «Документе» этого года. Участие в престижных биеннале увеличивает стоимость и спрос. В сегменте модерн по-прежнему в моде Арте Повера, Боэтти, Фонтана, Кастеллани, Манцони. Конкретные тенденции выделить сложно.
— Какие работы уходили быстрее других и стали фаворитами коллекционеров?
— По словам Hauser & Wirth, у которых Манцони 1958–1959 года ушел за 10 миллионов евро, этот год — самый успешный за историю Art Basel для галереи. Другие тоже не жалуются: всеобщая любимица, работа Урса Фишера «Поцелуй» из пластилина, была куплена за 500 000 долларов в Sadie Coles HQ. Hans op de Beeck тоже пользуется популярностью после прошлогоднего участия в Unlimited и нескольких проходящих параллельно с ярмаркой персональных выставках. Из Daniel Templon работы ушли за 70 000 евро.
— В Fondation Beyeler в эти же дни проходила выставка Вольфганга Тильманса, если не самого талантливого современного фотографа, то точно одного из них. Расскажите о своих впечатлениях.
— Комментарии здесь будут лишними. Fondation Beyeler сам по себе один из моих любимых музеев, в нем идеально все — начиная с истории коллекции, философии и вкуса коллекционера Beyeler, нынешнего директора Сэма Келлера, и заканчивая захватывающей архитектурой здания Ренцо Пиано, расположением и окружающей природой и, конечно же, программой выставок. Каждый год один лишь визит в Бейелер оправдывает поездку в Базель. Я не большой фанат Вольфганга Тильманса: он достойный фотограф, но не вызывает у меня учащенного сердцебиения. В этот раз его ретроспектива за последние 30 лет поражает: минималистичная презентация, идеальный свет и инсталляция, выбор работ, даже цветы на входе. Я съездила туда три раза за неделю, и не исключено, что приеду повторно (выставка проходит до 1 октября).
— Вместе с Art Basel проходит и Design Miami Basel. Как связаны между собой обе ярмарки и что интересного вы можете отметить в области дизайна?
— Art Basel и Design Miami прекрасно существуют и функционируют вместе. Обе ярмарки расположились на Messeplatz, и достаточно выйти из одного здания, вдоволь нагулявшись и насмотревшись на искусство, чтобы пересечь дорогу и окунуться в мир дизайна. Это два схожих, но в то же время разных микроуниверсума. Плюсом здесь является и то, что галереи как бы «обмениваются» коллекционерами — кто-то приехал на Art Basel, зашел и купил стул Gio Ponti, и наоборот. Я бы отметила Unlimited, мегавыставку, собранную одним из моих любимых молодых кураторов — Джанни Джетцером. Инсталляции, скульптуры и видеоработы такого масштаба на площадке 17 000 кв. метров вы вряд ли где-то еще увидите. Выставка носит коммерческий характер, так как работы часто абсолютно новые и реализацию оплачивают галереи, стремящиеся позже продать выставленное искусство. Одна рука другую моет, иначе было бы невозможно реализовать такой амбициозный проект. Я бы еще советовала посетить ярмарку молодых галерей LISTE и за разумные деньги приобрести работы многообещающих художников. В дизайне я любитель, мне нравятся французские галереи, например Patrick Seguin, восстановивший дом авторства Жана Пруве, а еще Laffanour, Carpenters Workshop и дебютный проект Oscar Humphries «Teatro Mollino».
22.06.17, 19:13
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7