Лиза Михалева: «Мода — это инструмент манипуляции людским разумом»
ЛИЗА МИХАЛЕВА
«Мода — это инструмент манипуляции людским разумом»
В свои восемнадцать Лиза Михалева стала заметной фигурой российского стритстайла и начала карьеру в арт-индустрии. В перерыве между организацией собственной выставки и запуском блога она рассказала о том, чем живут ее ровесники и как не стать жертвой массовой культуры.
1
Самое важное для меня — это стиль. То есть способность выйти за рамки популярных представлений и заявить о собственной личности. Мой стиль — это китч. Я не стараюсь специально кого-то спровоцировать своим внешним видом, просто мне нравится одеваться ярко и необычно. Конечно, люди реагируют, и часто негативно. Я привыкла ловить на себе косые взгляды, особенно по выходным, когда я еду на какое-то мероприятие. Нередко слышу недовольные комментарии в свой адрес. Однажды в метро кто-то рядом со мной сказал: смотрите, у нее ногти как у ведьмы. А буквально вчера меня назвали бабой-ягой. К этим репликам я отношусь с улыбкой и всегда благодарю людей. Если они осмеливаются тебе, незнакомому человеку, что-то сказать в лицо, перейти этот психологический барьер неудобства — значит, ты их заинтересовала, а это уже плюс.
Я вдохновляюсь эстетикой нулевых: был гламур, все перебарщивали и надевали нечто странное, но никто не старался подстроиться под какой-то шаблон, все просто радовались жизни. Один из ключевых элементов моего стиля — массивные ногти с разным дизайном. Мой макияж тоже банальным не назовешь. Я кардинально меняю его примерно раз в полгода. Был момент, когда я постоянно ходила с ярко-красными смоки. Все вокруг реагировали очень бурно: «Девушка, что у вас с глазами? Вы плакали?» Одно время я экспериментировала с цветами подводок, и глаза были разных цветов — один красного, другой зеленого. При этом я точно так же хорошо отношусь к западной тенденции отсутствия макияжа или, например, к использованию косметики мужчинами. Это личное дело каждого.
Я поклонник винтажных и секонд-хенд-магазинов. В них после долгих поисков можно найти более уникальные вещи, чем в масс-маркете, а стоить они будут в два раза дешевле. Все мои образы созданы из недорогих вещей, я считаю это важным. Но аксессуары иногда даже важнее, чем одежда. Так, я не выхожу из дома без своих необычных серебряных колец. Все они были куплены в маленьких магазинах за копейки или же привезены из путешествий. Вот сейчас на мне кольца из Кореи, Грузии, из Нью-Йорка и Парижа. У меня их много, они постоянно теряются, ломаются, но в этом-то и есть как раз развитие стиля и персонального ощущения себя. Ты в поиске: расстаешься с чем-то и находишь что-то новое.
Если человек способен выразить свой внутренний мир с помощью одежды, он интересен мне как личность.
2
Я учусь в выпускном классе американской школы. Мои одноклассники в основном дети экспатов. В школе уже привыкли к моей внешности, все знают, что я интересуюсь модой и искусством. Никто к этому негативно не относится. Мои учителя говорят со мной о молодежных тенденциях, одноклассники спрашивают совета. Но пару лет назад все было иначе. В 15 лет я уехала в Англию в школу-интернат. Это был год становления, когда я искала себя как личность и начала экспериментировать с образами. Это вызывало агрессию у одноклассников, и мне приходилось защищать себя. Тогда во мне появился какой-то стержень, в том числе и артистичного характера. Я поняла, что хочу заниматься чем-то глубоким и творческим — на данный момент это мода.
Многие мои ровесники до сих пор не разобрались в себе и не знают, куда они хотят двигаться дальше. Они боятся выйти за рамки глупых предубеждений. Секс, алкоголь, наркотики — эти темы обсуждаются среди молодежи, но открыто на школьных собраниях о них часто высказываюсь только я. У моих одноклассников есть трудности с общением. Они все варятся в одном маленьком котле, держатся друг за друга. Отсюда все эти попытки высмеять, унизить других, не похожих на них людей, в том числе — в интернете. Такое эмоциональное давление травмирует, негативно влияет на самооценку и самовосприятие. Уверенность в себе, конечно, идет изнутри, но на нее действуют и социальные факторы. Меня волнует тема уверенности, и мне важно высказывать свою точку зрения — с помощью своего стиля и искусства.
Я делаю арт-проекты и в школе в том числе. После каникул буду делать перформанс о макияже, посвященный проблеме искаженного восприятия внешности. У него феминистический посыл: важно только то, что нравится тебе самой, а не то, как ты выглядишь в глазах окружающих. Другой мой арт-проект называется «Конфликт», он на тему социальных конфликтов, главный из которых гендерный. Это арт-инсталляция: скворечник, окрашенный в два цвета, розовый и черный. Внутри две целующиеся барби, все обмотано колючей проволокой — наравне с розами это один из главных атрибутов моих работ, — стены исписаны оскорбительными словами. Наглядная иллюстрация негативного отношения к тем, кто не похож на тебя. Надеюсь, она натолкнет людей на мысли о том, как важно уважать себя и окружающих.
У меня есть свой круг общения — друзья из арт-тусовки. Это андерграунд Москвы — те, кто занимается творчеством для себя, стилизует, увлекается модой, искусством. Там люди постарше меня. Вместо школьных сплетен, которые так будоражат одноклассников, мы с ними обсуждаем литературу, культурные события, делаем различные арт-проекты. Например, в ближайшее время организуем выставку, которая называется «Цивилизация SDN UFO». Мне грустно видеть, как люди моего возраста становятся потребителями масс-маркета — проводят время в кальянных, одеваются под копирку, слушают односложную музыку. Когда есть настолько больше возможностей узнать нечто новое, высказаться и повлиять на что-то. Сейчас много культурных мероприятий, я стараюсь ходить на все: лекции, показы, выставки. Все бесплатно — приходи кто хочешь.
В современном мире в социальных сетях нужно быть осторожным с другими людьми и решать, что именно выносить на публику.
3
Многие из тех, кто следует модным трендам, одеваются по стандартам. Они руководствуются тем, что вещь им просто нравится, не зная ни истории фасона, ни значения образа, ни его идеи. Именно поэтому модная индустрия так легко управляет сознанием людей. Мне же важно обладать собственным видением, вырабатывать широту взглядов, поэтому знания — о моде в том числе — для меня очень важны. Учеба у меня стоит на первом месте. Я хочу поступить в один из колледжей, которые связаны с модой или с искусством. Среди них Parsons, FTI в США, но моя главная цель — это Central Saint Martin's в Лондоне. Сейчас усердно готовлюсь к поступлению, создаю свой блог, пишу — о моде, о проблемах общества и обо всем, что меня волнует. Так, одна из моих статей посвящена проблеме уверенности в себе, она называется «my tips to those who are struggling with self-confidence in era of people obsessed with themselves and self-confidence».
У меня есть амбиции писателя, журналиста и модного блогера. Я не дизайнер, я не модель, не визажист — не одна из тех громких людей, которые у всех на виду и которые формируют тренды. Я та, кому нравится с ними общаться, анализировать их работы и копаться в их умах. Я много читаю — для себя, для собственного развития. Книги показывают, как нужно формулировать мысли, как нужно говорить, как можно смотреть на разные проблемы с совершенно разных ракурсов. И лично для меня это важно, потому что, посвящая свою жизнь журналистике, языку, мне нужно знать, как другие люди выражают себя и как я могу выражать свой стиль. Я люблю писать. Это один из тех вкладов в культуру и развитие других, который я могу сделать.
Когда люди узнают, что я учусь в американской школе и что я собираюсь уезжать за границу, все сразу говорят: «Ты хочешь просто свалить отсюда, как и все остальные». На самом деле я не поддерживаю тех, кто относится негативно к происходящему здесь и говорит, что надо сваливать из этой страны. После учебы я хочу вернуться, чтобы работать в модной и культурной индустриях в России. Мы развиваемся в своем, ни на кого не похожем ключе, и поэтому мы и привлекаем внимание Запада. Например, когда я встретилась с одним из представителей администрации Central Saint Martin's, она сказала: «Мы не хотим слышать о Гуччи, Шанель и Александре Маккуине, мы хотим услышать об истории андерграунда, моды и арта в Москве». Наша особенность — в самобытности. У нас все развивается в своем темпе, мы ни на кого не похожи. И мне это очень нравится.
Знания дают мне вдохновение, помогают не потерять себя. Я всегда стараюсь быть открытой к новым идеям, новым концептам, мнениям.