Поиск

Как объективация роботов и сексизм в киберреальности стали нормой

О псевдофеминизме в кино про женщин-киборгов

Текст: Саша Амато

Фото: IMDB; Bettmann / Contributor / gettyimages.com

Как объективация роботов и сексизм в киберреальности стали нормой

Пару месяцев назад в кругах техноанархистов, трансгуманистов, поклонников научной фантастики и верующих в неизбежную сингулярность разразился феминистский скандал. Причиной стал эксперимент сайта Quartz, призванный определить, как роботы-помощники (такие как Siri компании Apple, Alexa от Amazon и Cortana производства Microsoft) отреагируют на сексизм и приставания. Все эти программы разговаривают женскими голосами, так как в результате исследований выяснилось, что это успокаивает и благоприятно влияет на настроение пользователя.

Как объективация роботов и сексизм в киберреальности стали нормой (фото 1)

Как можно было ожидать, реакция робота имела мало общего с эмоциями живого человека в подобной ситуации. Оппоненты исследования немедленно возразили, что робот — это машина, а у машины не может быть ни чувств, ни гендерной принадлежности. Но действительно ли так мы все воспринимаем? Человек склонен не только давать неодушевленным предметам имена, но и видеть в них проблески сознания и даже отклик на свое поведение. Прогресс в робототехнике и эволюция искусственного интеллекта позволяют наделять роботов характером и, более того, определенным набором гендерных характеристик. Отсюда следует вопрос: может ли человек иметь с машиной отношения, которые раньше были возможны только между людьми?

В 2013 и 2015 годах вышло два фильма, авторы которых попытались представить близость между высокоразвитыми женственными роботами и мужчинами. Речь идет о картинах «Она» Спайка Джонса и «Из машины» Алекса Гарленда. Главные герои во многом схожи: оба работают в огромных бездушных корпорациях, оба влюбляются в роботов, оба теряют свою любовь. Да и финал у обеих картин далек от простого человеческого хеппи-энда.

В последнее время сюжет «роботизированной измены» стал появляться в поп-культуре довольно часто. Половину фильма нам показывают невинное механическое существо, к которому мы быстро проникаемся сочувствием, как и главный герой. Однако в третьем акте обнаруживается, что робот-девушка больше не нуждается в своем создателе и отправляется на свободу строить новое прекрасное общество. И хорошо, если она просто произнесет разбивающий сердце монолог, а не уничтожит всех людей в радиусе ста метров.

Однако здесь под маской феминизма кроется истинный сексизм. Если присмотреться, роботы-девушки — это банальная объективация женщины. Они — невинные и девственные, но при этом сильные и опасные. Другими словами, персонаж строится по классическому архетипу Мадонны-блудницы. Рассказать историю о том, как женщина создала для себя идеального нестареющего мужчину и не зависит более от человеческого партнера, — вот это больше похоже на феминизм. Но, судя по всему, в жанре киберпанка до этого пока далеко, поэтому мы редко видим на экранах мужчин-роботов, которые пытаются строить осмысленные отношения с биологическими женщинами. 

Как объективация роботов и сексизм в киберреальности стали нормой (фото 2)

Свежая история о «металлической Мадонне-блуднице» вышла в кинопрокат на прошлой неделе, и это — «Призрак в доспехах» с той же Скарлетт Йоханссон в главной роли. В оригинальной манге персонаж майора Кусанаги — не столько безэмоциональный киборг-терминатор, сколько типичный военный полковник. Кусанаги любит выпить и хорошо поесть, а также забавляется с грудастыми красотками на личной яхте. Само понятие гендера в футуристичном мире отпадает за полной ненадобностью, здесь даже можно провести пару недель в одноразовом теле. Для самой Мотоко Кусанаги нет особого различия между мужским и женским телом. Фраза, которая звучит в финале истории, емко описывает всю ее философию: «Сеть широка и безгранична». Границ больше нет нигде, даже между полами.

Задумкой автора оригинального аниме «Призрак в доспехах» Мамору Осии было показать мир, где наши тела мало чем отличаются от совершенных роботов. В нем машина полностью занимает место живого существа, как в окружающей среде, так и в рамках человеческого тела. И эта реальность ближе, чем кажется: синтетические органы и «запчасти» уже используются в современной медицине в больших количествах. 

Однако в новой киноадаптации нам снова преподнесли девушку-робота в роли фетиша, постоянно обнаженной экшен-красотки, которую больше волнуют облегающие костюмы цвета nude, нежели высокие материи. В «Из машины» персонаж Алисии Викандер почти все время ходит с оголенным внутренним скелетом, поэтому ни зритель, ни главный герой не забывают о ее истинной природе. В новом «Призраке в доспехах» вы не увидите проводов, вылезающих из ног Йоханссон в самый неподходящий момент. Казалось бы, грань между человеком и машиной максимально размыта, но на деле вместо истории о роботе мы получили простой боевик с сексуальной героиней. 

Все описанное выше уже вышло за рамки научной фантастики и постепенно внедряется в нашу повседневность. Сегодня существует не одна компания, работающая в сфере сингулярности. Например, Abyss Creations LLC, которая выпускает реалистичных кукол RealDoll, в этом году объявила о первых экспериментах по внедрению искусственного интеллекта Harmony AI в головы своих роботов. А изобретатель из Гонконга изваял дома свою собственную Скарлетт Йоханссон: она покорно кланяется и отвечает на все вопросы голосом актрисы. Чем больше создают таких роботов-рабынь, тем более картонными и далекими от образа реального человека они кажутся. Все это угрожает обернуться не дивным новым миром, где человек и машина продуктивно взаимодействуют, а эффектом «зловещей долины», когда роботы вызывают у живых людей одно лишь отвращение.

Когда речь идет об искусственном интеллекте, важно помнить: машина — лишь отражение своего создателя. В аниме и комиксе «Призрак в доспехах» этот момент тонко высмеян: многие второстепенные персонажи держат гаремы из роботов-девушек и даже роботов-детей. Тем самым автор хотел показать развращенность общества, где человек создал машину не ради прогресса или другой благой цели, а для удовлетворения собственных пороков.

В этом и заключается морально-этическая дилемма: готов ли ты взять на себя роль Бога и нести ответственность за созданную тобой идеальную копию человека? Сеть поистине широка и безгранична, а мы — в ответе за тех, кого создаем по своему образу и подобию.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше