По городам и странам сквозь призму кино: Испания глазами Педро Альмодовара
Одному из главных адептов испанской культурной революции Педро Альмодовару сегодня исполнилось 75 лет. По такому случаю вспоминаем материал-кинопутешествие по фильмам режиссера.
«Возвращение»
(2006)
Место действия — Ла-Манча, родные края Альмодовара, где стоят мельницы, напоминающие о Дон Кихоте, а семья является незыблемой скрепой. Раймунда (Пенелопа Крус) и ее сестра Соледад (Лола Дуэньяс) — главные герои картины. Одна открывает ресторан и прячет труп мужа, а вторая трудится в парикмахерской и принимает на работу призрака своей матери Ирэн (Кармен Маура), которая вернулась после смерти, чтобы завершить незаконченные дела. В фильме уже состоявшийся режиссер примиряется и находит покой с собственными родственными узами: они могут не только душить и связывать, но и давать силы и поддержку в нужный момент.
«Женщины на грани нервного срыва»
(1988)
Испания — страна негласного культа женщин. Сильные и жизнелюбивые, волевые, страстные и яркие (во всех смыслах), они нередко становились точкой притяжения в работах образцового феминиста Альмодовара. «Женщины на грани нервного срыва» рассказывают историю актрисы дубляжа Пепы Маркос (Кармен Маура), которая отчаянно пытается найти бросившего ее любовника Ивана (Фернандо Гильен), но сталкивается с серией неприятностей, включая острый гаспачо и шиитских террористов. Одна из самых успешных картин в фильмографии режиссера закрепила за ним статус мировой звезды.
«Лабиринт страстей»
(1982)
Свободолюбие, интуитивная чувственность фламенко, все оттенки красного, всепожирающая страсть и палящее солнце — местные жители впитывают страсть к любви и жизни вместе с молоком испанской матери. В центре сюжета — поп-звезда Сексилия (Сесилия Рот) страдает нимфоманией и ищет удовольствие в оргиях. Риса (Иманоль Ариас) — ближневосточный принц-гей, который скрывается в Испании от террористов и способен покорить любого мужчину. Их неожиданная встреча должна стать поворотной в судьбе обоих. Сексилия попытается побороть нимфоманию, а Риса — сменить ориентацию на гетеро. В фильме Альмодовар показал прогрессивный сексуальный образ Испании начала 80-х. А еще это одна из лучших его комедийных работ.
«Матадор»
(1986)
Еще одна религия в Испании — коррида. Ей посвящают жизни и отводят отдельное, почти сакральное место в культуре страны. Бывший матадор Диего Монтес (Начо Мартинес) после травмы не может вернуться на арену, но сексуальное удовольствие для него неразрывно связано с убийством. Для адвоката Марии Карденаль (Ассумпта Серна) высшее наслаждение так же невозможно без смерти партнера. Встреча двух героев ведет к неминуемой трагедии. Эту провокационную картину Альмодовар назвал одной из двух самых слабых работ в своей фильмографии (наряду с «Кикой»). Однако именно в ней ему удалось показать образ непростой испанской культуры, уходящей корнями в кровавую корриду.
«За что мне это?»
(1984)
Глория (Кармен Маура) — женщина, увязшая в браке без любви и в бытовых трудностях. Она живет в многоэтажке унылого и непримечательного спального района в Мадриде вместе с мужем-таксистом, восхищающимся немолодой немецкой певицей, двумя сыновьями, один из которых продает наркотики, а второй — спит с мужчинами. В довесок ко всему муж перевозит из деревни свою мать (Чус Лампреаве) — женщину с большими странностями. Из-за стресса, вызванного необходимостью содержать семейство, Глория начала заигрывать с запрещенными веществами. Черная комедия стала первым международным хитом и самым социальным из фильмов Альмодовара, в котором мастер исследует фрустрацию героини через неореализм, а также гендерные и классовые проблемы.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7