Поиск

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры»

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры»

В августе на «Кинопоиске» начались «Игры» — сериал про подготовку Олимпиады-1980 в Москве, один из самых масштабных российских кинопроектов в этом году. Перед премьерой корреспондент BURO. Катя Загвоздкина поговорила с художником по костюмам Натальей Каневской — о сотнях костюмов для массовки, сложностях в работе над олимпийской формой и о том, чем работа в кино иногда похожа на работу сыщика.


«Игры» — очень масштабный проект. Когда вам его предложили, не испугало, что будет так много работы?

Честно говоря, я не думала, что ее будет настолько много — в нашей работе часто ожидания и реальность не сходятся. Я понимала, что проект масштабный, сложный, что будет много персонажей, что есть олимпийская спортивная форма, которую нужно восстанавливать, но это меня не пугало — вместо этого был азарт.


Расскажите о референсах для костюмов?

Мы пересматривали фильмы той эпохи — и советские, и некоторые американские, потому что у нас есть герои-иностранцы. Например, «Служебный роман», «Вся президентская рать», в котором Роберт Редфорд и Дастин Хоффман играют журналистов, — у нас тоже есть американская редакция. Мы с ассистентами без конца смотрели документалки про Олимпиаду. Есть знаменитый «О спорт, ты — мир!», который был снят на следующий год после Олимпиады — мы его выучили практически наизусть. Несколько документалок про Олимпиаду-80 вышли в преддверии сочинской в 2014-ом. Мы заказали разные книги и журналы, связанные с Олимпийскими играми, на «Авито». Например, нашли внушительную подборку 1981 года «Олимпийские чемпионы», в которой каждый номер посвящен какому-то одному спортсмену. Они оказались очень полезными — в этих журналах есть и тренировки, и соревнования, и чемпионы за кадром с семьей, в кругу друзей. Информации много — и можно было копать ее бесконечно. Но в работе художника по костюмам важно в какой-то момент остановиться — все-таки мы не историки, не пишем диссертацию. У меня нет задачи воссоздать все точно так, как было, — мы снимаем кино и придумываем свой мир на основе того, что узнали про Олимпиаду.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 4)
«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 5)

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 6)


То, что носят герои в обычной жизни, — это винтаж из 80-х?

Я очень старалась, чтобы на всех главных героях была винтажная одежда. Конечно, есть технические дубли вещей, которые мы сами пошили — просто невозможно найти три одинаковые блузки из 80-х для съемок. Но практически все основные костюмы, пиджаки, джинсы, брюки, галстуки — это настоящий винтаж. Правда, некоторые сочетания цветов подобраны более современно — я играла с ними так, чтобы и сегодняшнему зрителю герои казались стильными.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 7)


Мне нравится, как одет герой Григория Верника — его замшевые пиджаки выглядят очень модно и сейчас. Как придумывался его образ?

Очень важно не просто найти одежду той эпохи, но и передать характер героя: одежда — информация, нужно показать, кого зритель видит на экране, еще до того, как герой начал говорить. Игорь, герой Гриши Верника, — сын начальника продуктовой базы, он окончил МГИМО. И то, как Игорь одет, открывает ему любые двери — его пускают в закрытые рестораны, в «Интурист», куда обычный человек не попал бы.

Яркие замшевые или вельветовые пиджаки тогда были в моде — это такой привет и от моего папы, Леонида Каневского, и его друзей-актеров, которые их носили. Это была статусная вещь: если в наше время можно определить социальное положение женщин по очень дорогой сумке, тогда о статусе говорил замшевый пиджак. Такой пиджак мог быть у такого человека, который все может достать — от билетов на «Иоганну» до черной икры. У Игоря несколько пиджаков: на тусовку с друзьями он надевает более яркий, на работу — сдержанный синий и бежевый. Что, конечно, не соответствует реальности: для советского человека в те годы один пиджак — это уже целое состояние, в 80-е годы даже у очень богатых мажорных детей не могло быть пять замшевых пиджаков! Но мы с режиссером и продюсером решили, что так статус героя будет понятнее современному зрителю.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 8)
«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 9)

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 10)


Другая главная героиня, которую играет Мария Карпова, одета гораздо строже.

Для Иры, героини Маши Карповой, одежда, наоборот, не играет никакой роли. Она такой настоящий советский человек — считает, что внешнее не должно отвлекать от внутренних качеств. Я для себя решила — это нигде не прописано в сценарии, это я сама придумала, — что одежду для Иры покупает мама. Поэтому, когда выбирала гардероб для нее, старалась немножко думать как ее мама. Например: вот хороший костюмчик приятного зеленого цвета, который Ира может носить на службу — в нем она будет выделяться на фоне серых мышек, которые с ней работают. Второй костюм Иры, кстати, тоже яркий — очень модного в то время терракотового.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 11)
«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 12)


Вам нужно было одеть не только героев в повседневной жизни, но и на тренировках, и на Олимпийских играх. Как работали над спортивной формой?

На Олимпиаде были не только спортсмены, но и журналисты, организаторы, судьи, волонтеры, разные помощники. Пришлось буквально по крупицам собирать коллаж — как выглядела эта разноцветная, разномастная толпа. Фактически мы работали сыщиками: сначала из документалок узнавали, кто во что был одет, а затем начинали поиски самих костюмов.

Мы искали их повсюду — из документальных фильмов я выписывала имена людей, которые рассказывали об Олимпиаде, находила их в соцсетях, звонила и спрашивала, осталось ли у них что-то из формы. И наши поиски увенчались успехом: мы нашли людей, которые работали в оргкомитете Олимпиады, как и герои сериала. От них получили несколько бирюзовых спортивных курток, в которых на Играх ходил весь технический персонал — помощники, ассистенты, переводчики. И дальше уже по ним шили форму других цветов и для других героев. Операторы, журналисты, репортеры, например, носили красную форму.

Сложнее всего было с оргкомитетчиками — они не попадали в кадр, в отличие от спортсменов. От людей, связанных с Олимпиадой, мы узнали, что они ходили в белых костюмах с эмблемой Олимпиады. Нам чудом удалось найти в соцсетях женщину, мама которой работала на Играх врачом, — у нее сохранился белый костюм, по которому мы сшили костюм для Иры. Конечно, историки найдут к чему придраться, но мы сделали все олимпийские костюмы максимально похожими на те, что были в действительности — это не какие-то фантазии на тему, у нас все очень близко к оригиналу.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 13)


Что было самым сложным в работе над костюмами для «Игр»?

Большая сложность в этом проекте была не с главными героями, она заключалась в том, как правильно одеть огромное количество массовки, которая тоже должна быть в форме. Например, есть сцена награждения, в которой наш спортсмен получает золотую медаль. Но кто-то должен стоять на пьедестале на втором и на третьем местах, есть судья, который надевает медаль, представители МОК из разных стран, девушки, которые выносили подносы с медалями, арбитры — все они одеты в разные костюмы. Получается, чтобы снять одну маленькую сцену, нужно было сшить где-то десять разных аутентичных костюмов.

Еще одна показательная в этом плане сцена — открытие Олимпиады. Мы знали, как выглядела наша сборная и девушки в красных сарафанах, которые несли таблички с названиями стран. Кстати, эти платья были сшиты по эскизам Вячеслава Зайцева. Есть и сами эскизы, и огромное количество фотографий спортсменов во всех ракурсах. Но кроме советской, в кадр должны были попасть сборные из других стран: мы решили, что это будут команды Испании и Эфиопии — и сшили форму и для них.

Были и непредвиденные сложности. Стандарты в спорте за 40 лет сильно поменялись. Например, в легкой атлетике сейчас другая ширина брусьев — современные спортсмены не могли выполнять упражнения на тех, которые были во времена Олимпиады. Изменилась и спортивная форма. Мы купили аутентичную обувь для велосипедистов на велотреке, очень радовались, что она нашлась — но спортсмены не смогли в ней кататься, потому что она не подходила к их креплениям на велосипедах. В результате они были в современной обуви, которую мы прятали в кадре.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 14)


Не считали, сколько всего костюмов сшили для сериала?

Я начала считать, но сбилась — минимум 200–300.


Оставили себе что-то со съемок?

Мы напечатали для всей съемочной группы по футболке с Олимпиадой, сделанной по старым лекалам ­— это была идея нашего шоураннера Александры Ремизовой. Такие ярко-красные футболки, которые на Олимпийских играх носили операторы, остались у каждого члена съемочной группы.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 15)
Кадр со съемок сериала «Игры» 


Что самое сложное в работе художника по костюмам?

Не знаю, что самое сложное, но самое главное — придумать такую идею, которая сработает на весь проект. Например, в «Чебурашке» я решила, что это параллельный мир, такая современная сказка, где все немножко преувеличенное, приукрашенное. Когда говорят «Чебурашка», сразу возникают воспоминания из детства, в них все более яркое, более красивое, чем, может, было на самом деле. Я хотела это ощущение передать в фильме.


Вы, кстати, работали над костюмами для сериала «Содержанки». А какая там была главная идея?

Мы хотели показать настоящую гламурную московскую жизнь. Главная идея была в том, что у нас все настоящее: мы действительно одеваем героинь в ЦУМе, у них настоящие бриллианты за десятки миллионов, настоящие сумки Dior и Louis Vuitton и так далее.

Мы тогда сделали то, что никто до нас не делал. До этого сериалы про олигархов, про богатую жизнь выглядели немножко ненатурально — это были как будто богатые женщины, как будто бы бриллианты. Мы делали все вечеринки и выходы так, чтобы люди, которые на такие мероприятия ходят, не отличили бы их от настоящих тусовок. Нам было очень важно сделать все узнаваемо, документально — на самом деле, похожая идея на ту, что в нашем сериале про Олимпиаду.

Конечно, было очень интересно наблюдать, как актрисы, надевая все это, преображались. И без ложной скромности скажу, что у них после «Содержанок» немного поменялся стиль. Мы недавно после большого перерыва работали с Дашей Мороз, и я вижу, что очень многие вещи из гардероба Лены из «Содержанок» перекочевали в ее личный гардероб.


Есть образ из «Содержанок», который особенно запомнился?

В заставке Софья Эрнст идет по лестнице в вечернем платье Oscar de la Renta — красоты небесной, полностью расшитом вручную и баснословно дорогом. Это платье стоило больше, чем съемочная смена — и всех трясло от мысли, что что-то с ним случится. Но, слава богу, все прошло хорошо.


Вам охотно давали такие дорогие вещи на съемки?

В первом сезоне у нас была договоренность с Mercury. А так как первый сезон сильно прогремел, со второго мне уже было гораздо легче — я могла прийти в любой шоурум, и все — и мировые бренды, и российские дизайнеры — с готовностью предоставляли вещи для «Содержанок».


Интересно, что у вас есть собственный бренд одежды. Как он появился?

Я шила одежду для кинопроектов — и часто было жаль, что она существует в единственном экземпляре, настолько эти вещи были классные. Кто-то видел их в кадре, и мне начинали писать и звонить с просьбой сделать что-то похожее. У меня не очень раскрученные соцсети, но меня все равно находили поклонницы и спрашивали, а где взять это платье, а где взять такую юбку. После выхода «Содержанок» меня прямо забросали такими вопросами. И в результате получилось, что какие-то хиты, придуманные для героинь «Содержанок», превратились в первые экземпляры одежды в коллекции.

И до сих пор каждая моя коллекция пересекается с теми проектами, над которыми я работаю в кино. Последние две капсулы, например, сделаны под влиянием 80-х — бархат, вельвет, расширенные плечи.

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 16)
Героини сериала «Игры» в Natali Kanevski
«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 17)

«У нас все очень близко к оригиналу»: художник по костюмам Наталья Каневская — о сериале «Игры» (фото 18)


Кто из художников по костюмам и дизайнеров вам нравится?

Я начинала как театральный художник, и мне нравятся люди, которые хорошо понимают про театральное действие, такие панки от моды — Вивьен Вествуд, Марк Джейкобс, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье. Но я слежу за многими дизайнерами и кроме этих и постоянно открываю для себя новые имена.

Моя любимая художница по костюмам — Патриция Филд, которая работала над «Сексом в большом городе» и сейчас над «Эмили в Париже». Она сделала все культовые проекты с костюмами — не историческими, а именно современными. Ей уже за 80, а для меня она до сих пор служит вдохновением. Кстати, над продолжением «Секса в большом городе» работала не она — и я вижу большую разницу между тем, что было, и что сейчас.


Не устали от кино?

Наоборот, меня очень заряжает эта работа! Кино — это искусство коллективное, и я очень люблю начальный этап, который предшествует съемкам: общение с режиссером и всей командой, когда на читках решается, как будет выглядеть проект, разбор сценария, утверждение актеров — от них тоже ты отталкиваешься и придумываешь костюмы. Меня ни на секунду это не утомляет, и каждый следующий проект я жду с большим нетерпением и интересом.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше