Оказаться "Внутри искусства": выставка универмага "Цветной" и ГМИИ имени А. С. Пушкина
В рамках V Московской международной биеннале молодого искусства
ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с универмагом «Цветной» организовал выставочный проект «Внутри искусства», посвященный 120-летию первого рентгеновского снимка. Это первое участие ГМИИ им. А. С. Пушкина в V Московской международной биеннале молодого искусства. В 1896 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, используя X-лучи, получил на фотопластине изображения «пространств и объектов, прежде скрытых от глаза человека». С помощью рентгеновских лучей стало возможно рассмотреть особенности строения человеческого тела или художественного произведения. «Внутри искусства» — это рентгенограммы работ из коллекции музея («Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Красные виноградники в Арле», «Портрет доктора Рея» Винсента Ван Гога) и проекты молодых художников: Марии Агуреевой, Веры Коняшовой, Галины Леоновой, Виктора Полякова, Марины Рагозиной, Марины Руденко, Софы Скидан, Яны Тамкович, Ильи Федотова-Федорова и Андрея Черкасова. По словам куратора проекта Александры Даниловой, выбор пал именно на тех художников из разных творческих институций (ИПСИ, школа Родченко, MediaArtLab и др.), которые были готовы работать с многослойностью как произведений искусства, так и взгляда и возможностей пространства.
Цель проекта «Внутри искусства» — «показать возможности современных технологий и вовлечь молодых художников в диалог о взаимосвязи науки и искусства». Слева от входа — работы из проекта Марины Рагозиной Future №0, в связи с которыми сразу вспоминается давняя беседа, в которой Марина рассказывала, что это «проект, с формальной стороны посвященный цензуре. Выбранные мной работы или их авторы подвергались цензуре, или на них изображены жертвы цензуры, или сами цензоры. В своих работах я максимально старалась размыть реалистичность изображения. При этом я оставляю изображение обобщенным и иногда едва узнаваемым, но каждый может увидеть и узнать в этих работах образцы классической культуры. Мне нравилось, что известные произведения известных художников приобретали определенную единообразность, стилевые различия между ними исчезали, а мои реплики на них стали своего рода ребусами, которые может разгадать только человек, хорошо знающий оригиналы. Всю картину в целом вы видите, только когда отойдете на значительное расстояние или уменьшите работы до размера марки. Если вы подходите ближе, ваше видение рассеивается, и вы попадаете в мир, состоящий из разной величины точек. Этот старый прием использовали пуантилисты или значительно позже американский художник, фотореалист Чак Клоуз, он создавал огромные портреты, в том числе портрет своей матери, которые написаны пальцем. Они делали это вручную. Я использовала работу машины, которая дает совершенно идеальный результат, чего никогда не добьется человек, и добавляла что-то от руки только уже в самом конце».
Также слева от входа — конструкция, издалека напоминающая светящуюся кассу. В окошко можно просунуть голову и увидеть, как в верхней части проема капает на стекло вода, и это отражается в нижней, зеркальной части. Если смотреть снаружи — перед нами кинетический объект, воссоздающий эффект капающей воды и разводы от падения капли. В рентгенограммы работ из коллекции Пушкинского музея можно вглядываться долго, после чего продолжить знакомство с проектами молодых художников. В следующем отсеке цокольного помещения — работы Ильи Федотова-Федорова, который использует фрагменты реставрационных тканей полотен постимпрессионистов, растения и кораллы. Все это выглядит как гербарий, который сделал повзрослевший школьник Страны Советов, когда справочники юного техника прочитаны, а листья вынуты из книг.
После этого перед вами оказывается часть проекта поэта и художника Андрея Черкасова «Центральная линия. Надар». Со слов художника становится понятно, что «в этой серии использованы портреты 6 французских художников работы знаменитого французского фотографа XIX века Гаспара Феликса Турнашона, больше известного как Надар». Узнать фотографии Надара мешает, впрочем, не только темнота, но и отсутствие подписей у каждого портрета. Однако перед нами серия из фотографий, которые мы видим «достаточно часто, чтобы эти изображения переместились в своего рода слепое пятно. Нельзя сказать, что мы перестаем видеть их — скорее мы перестаем на них смотреть. Основной источник бесконечного тиражирования этих изображений — интернет, и цифровое бытование фотографии».
Художник совершает — и предлагает зрителю последовать его примеру — «повторную проявку». К фотографиям XIX века применяется «механизм трассировки по центральной линии», который используют «для перевода растровых штриховых рисунков и технических иллюстраций в векторные и который не предназначен для работы с фотографиями». Черкасов обращает наше внимание на то, как «царапина на негативе или пятно чернил на отпечатке» меняет наше представление о работе и призывает нас вернуться к оригиналу, посмотреть на него другими глазами. Так, наблюдение за человеком, которого сбивают на пешеходном переходе, позволяет иначе посмотреть на жизнь в городе.
Впрочем, посетителям выставки «Внутри искусства» придется самостоятельно искать информацию о работах участников. Часто художественные проекты сопровождаются комментариями художника или куратора. У некоторых работ на выставке в «Цветном» отсутствуют даже подписи, которые могут повлиять на восприятие, например у фотопортретов Андрея Черкасова. Показ рентгенограмм из коллекций Пушкинского музея без анализа в пространстве универмага больше походит на один из множества сервисов в крупном магазине, но искусство — это все же искусство, а не очередной товар.