Тягучий сюрреализм, таро и женская идентичность: куда идти и что смотреть в музеях в декабре
По традиции в первых числах нового месяца снабжаем вас гидом, который поможет в составлении культурных планов. Собрали в одном месте восемь свежих экспозиций и одну арт-ярмарку декабря, которые будет обидно пропустить.
ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА |CATALOG|
КОГДА
до 8 декабря
ГДЕ
Москва, Типография Сытина
Ассоциация галерей проводит в Москве третий выпуск ярмарки современного искусства |catalog| — познакомиться ближе с 55 галереями можно с 6 по 8 декабря. Если первая цифра оставила вас равнодушными, взгляните на количество художников — их более 200, и многие имена уже давно и крепко любимы: Полина Рукавичкина, Petro, Кирилл Кто, Ирина Корина, Миша Никатин, Надя Лихогруд, Алексей Лука. Важное нововведение: каждая галерея покажет как минимум одного молодого автора, так что готовимся открывать для себя таланты и поддерживать локальный арт-рынок.
«ТРИКСТЕР»
КОГДА
до 15 февраля
ГДЕ
Москва, Alina Pinsky Gallery
Персональная выставка Игоря Скалецкого (чей нежный принц — картина «Меч в электрическом синем» (2023), если быть точнее — запомнился редактору на Cosmoscow в этом году больше всего) стартует в Alina Pinsky Gallery 6 декабря. Проект соберет не только произведения последних лет с гротескными антропоморфными фантазмами, но и ранние живописные работы и коллажи 2000-х годов. Почему «Трикстер»? Дадим слово Сергею Хачатурову, автору вступительной статьи к каталогу: «Думаю, Игорь Скалецкий — один из самых последовательных сегодня художников-интервентов в благостном и сонном мире истеблишмент-арта. Он ведет себя как трикстер, задирая, провоцируя, совмещая несовместимое». Соглашаемся и уже спешим посмотреть на весь этот тягучий сюрреализм.
«НЕИЗВЕСТНЫЙ ЩУКИН. НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ ИСКУССТВО»
КОГДА
до 16 марта
ГДЕ
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Сергей Щукин прославился на весь мир собранием нового искусства, а именно импрессионистов: Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако свежая выставка Пушкинского — это скорее исследование другой грани мецената. Как выяснилось, в его доме было огромное количество произведений старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Проект, выстроенный по цивилизациям и странам, — Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, русская усадебная и религиозная культура XVII–XIX вв. — представляет Щукина в совершенно ином свете, а также рассказывает о забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи.
«НОВАЯ НОВАЯ ЭРА»
КОГДА
до 9 марта
ГДЕ
Москва, дом культуры «ГЭС-2»
Уже 12 декабря при информационном партнерстве BURO. откроет двери «Новая новая эра» — проект, безоценочно исследующий страшно популярные сегодня паранаучные практики самопознания: от ритуалов и магических предметов до сказочного фольклора, рейв-культуры и волновой теории. Кураторами культурологического исследования актуальных околодуховных практик — астрологии, нумерологии, карт Таро и медитаций — стали Андрей Паршиков и Карен Саркисов. Тему они решили раскрыть через работы классиков советского нонконформизма, современных отечественных и зарубежных художников, среди которых — Агентство Сингулярных Исследований, Вивиан Каккури, Родион Китаев, Ольга Цветкова и Владимир Янкилевский. Препарирование таких сложных и неоднозначных явлений дает повод поговорить о научном и магическом мышлении и, шире, о стратегиях взаимодействия с миром. Поддаться чарам или нет — решать вам.
«СИМВОЛ МАТЕРИ(И)»
КОГДА
до 16 января
ГДЕ
Москва, галерея ART&BRUT
Групповая выставка Юлии Кравчук и Алины Виноградовой «Символ матери(и)» — это сайт-специфик-проект о природе женщины, ее чувственности, идентичности и роли в создании мира. Главная идея экспозиции, по словам куратора Олеси Бондаренко, показать, что женская природа многогранна и не поддается общепринятым нормам, что очень важно в современном контексте, где вопрос гендера становится более актуальным. Исследование провоцирует зрителя на размышления и внутренний диалог о роли и восприятии женщины в обществе.
«А В СТЕПИ: БУШУЕТ ВЕТЕР...»
КОГДА
до 2 февраля
ГДЕ
Москва, центр современного искусства AZ/ART
В любимом арт-пространстве на Маросейке открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева — важнейшей фигуры московского неофициального искусства второй половины ХХ века. В экспозицию вошли 70 работ из собраний Музея AZ, Третьяковки, частных коллекций и семьи автора. Проект стал отличной возможностью осмыслить главные мотивы в творчестве Яковлева: абстракции, цветы и портреты. Несколько работ экспонируются публике впервые — советуем не прозевать.
«НЕВЕСОМОСТЬ. АЛЕКСАНДР ЛАБАС О СКОРОСТИ, ПРОГРЕССЕ И ЛЮБВИ»
КОГДА
до 25 мая
ГДЕ
Истра, музей «Новый Иерусалим»
Проект приурочен к 125-летию со дня рождения Александра Лабаса — художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из 12 частных коллекций и собраний 18 ведущих музеев России, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Экспозиция заняла основные выставочные залы, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерную для художественной манеры Александра Лабаса, дополнили абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.
«ХРУПКОСТЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ»
КОГДА
до 1 февраля
ГДЕ
Москва, Postrigay Gallery
Колумнист BURO. Анастасия Постригай выступила куратором очень романтичного проекта о художниках-шестидесятниках, чье творчество пришлось на турбулентное советское время: в 1964 году началась эпоха застоя. У них был разный бэкграунд, подход к искусству и взгляды на жизнь, но стремление выйти за рамки окружающей реальности связывало их. Именно об этом и рассказывает новая выставка Postrigay Gallery. Художник Дмитрий Краснопевцев, чьи работы стали частью экспозиции, отмечал: «Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле — раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона». Сегодня все эти произведения напоминают, что даже в условиях неопределенности важно держать фокус на том, что близко сердцу.
«АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
КОГДА
до 23 февраля
ГДЕ
Москва, галерея ГУМ-RED-LINE
Название персональной выставки Александра Беридзе отсылает к важнейшему постулату нового искусства и базовой способности научного познания, а также объясняет, что именно видит scientific-сообщество в абстрактных картинах художника. Творчество автора привлекает внимание психологов, философов, нейробиологов, менталистов: ученые заявляют, что полотна воплощают мыслительный процесс человека, хаотичный, до настоящего времени не изученный и крайне индивидуальный. Беридзе удается зафиксировать пограничные состояния сознания благодаря «регламентированному хаосу», воплотить эклектику ментально-эмоциональных переживаний и создать визуальную модель мысли. Работы перед нами новые, ранее не выставлявшиеся — они созданы в парижской студии и московской мастерской художника за последние два года.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7