Как новейшие здания вписаны в историческую среду
О поисках компромисса современности и старины
Модернизация исторических кварталов – один из наиболее актуальных и сложных вопросов урбанистики. В задачи архитектора входит не просто вписать новое строение в сложившийся ландшафт, но и предложить решение c учетом стилистических особенностей контекста c одной стороны и требований современного образа жизни с другой. По словам архитектурного критика Марии Элькиной «в историческую среду невозможно встроиться формально. Её можно почувствовать, и только тогда ясно увидеть, какие качества стоит сохранить, а от каких, наоборот, избавиться». В специальном проекте Buro 24/7 и YIT на примере трех современных архитектурных объектов рассказываем о том, какие идеи предлагают градостроители по всему миру .
Повторение ключевых приемов
Современные здания могут удачно вписаться в исторический квартал, повторяя общий стиль и отдельные архитектурные приемы. Обычно эту тактику выбирают для городов с осторожным отношением к современному дизайну.
Жилой комплекс «Смольный проспект», Санкт-Петербург
Финские застройщики YIT серьезно отнеслись к преобразованию квартала. Новый дом проектировался на основе типичной для этой части Петербурга архитектуры – классики и эклектики. Кроме строительства жилого комплекса, YIT также занялись приведением в порядок окружающих его домов. Дом 11 (1888 год) , построенный по проекту М. Лаговского в эклектичном стиле, дом 13 (1901 год) архитектора П. Гилеева в стиле поздней эклектики, дом 15 (1907 год) в стиле модерн авторства Б. Фурмана – были полностью отреставрированы. Это пошло на пользу всему кварталу, который стал выглядеть опрятнее, и позволило новому жилому комплексу гармоничнее строиться в ряд старых домов.
Данияр Юсупов: «у крупного объема протяженного жилого дома крайне неоднородное средовое окружение: узкий переулок с застройкой 19 века, квартал сталинского ампира 50х, широкая городская площадь с многоквартирным домом и администативным зданием эпохи советского модернизма, широкая перспектива Невы и мост, по красоте и сложности конструкций конкурирующий с Эйфелевой башней.
чтобы создать единое архитектурное решение в таком разнородном контексте, архитектор заимствует вертикальные членения от застройки 19 века, комбинирует их с ризалитами сталинского ампира, квадратные модернистские проемы дополняет гипертрофированными арками, напоминающими лучшие и самые известные дома в городе.
вдобавок части фасада выкрашены различными цветами гаммы исторической застройки - так крупный объем здания кажестя составленным из нескольких разных домов.
довершает композицию фирменный авторский штрих мастера "индустриального классицизма" - полосчато-квадратный паттерн расстекловки.».
Современное прочтение канона
Новое здание может стать актуальной трактовкой ранее заданного стиля. В этом случае общие черты остаются типичными для главенствующего стиля, но в то же время используется один или несколько эффектных современных решений. Например: материалы остаются классическими, а форма – ультрасовременная, очертания и элемент типичные для местности, но здание выделяется за счет контрастного цвета. Такая постройка может подчеркнуть и акцентировать достоинства всего квартала.
Бутик Chanel в Амстердаме, архитектурное бюро MVRDV
Проблема квартала заключалась в том, что это одна из ключевых торговых улиц с множеством бутиков и огромных витрин, материал и масштаб которых никак не сочетались с обликом старых кирпичных домов. Чтобы выйти из этой сложной ситуации, бюро MVRDV придумали изящное решение – они построили все тот же кирпичный дом, используя вместо кирпичей – стеклянные блоки.
«Дом со вставкой из стеклянных кирпичей уже много раз упоминали как большую удачу. MVRDV поступили как всегда остроумно – они сохранили типичный силуэт дома, и даже делая нижнюю часть прозрачной, использовали не просто стекло, а толстые блоки, которые повторяют кирпичную кладку. Если у архитектора есть вкус, такой прием почти всегда будет удачным – изменить какой-то один параметр в сложившемся ландшафте, не нарушая остальных. Так вы не только не разрушите среду, но даже подчеркнете какие-то качества старой застройки, откроете на нее глаза».
Слияние с ландшафтом
Fjord, Жилой дом на Васильевском острове, Санкт-Петербург
Этот жилой комплекс также проектировался с учетом классической архитектуры Петербурга. В то же время архитекторы заимствовали несколько элементов из более поздней традиции – гранитные цоколи и искусственное деление дома на секции. Подобные приемы используют и в Хельсинки, где классическая архитектура Карла Людвига Энгеля соседствует с домами в стиле модерн и современными постройками.
Данияр Юсупов: «большой дом на окраине исторической застройки васильевского острова воспроизводит устоявшуюся архитектурную формулу "темный низ / светлый верх", ей же вторит отделка фасадов - рваный "тяжелый" гранит цоколя и "легкая" светлая штукатурка. по углам квартала архитектор предусмотрел скосы, вторящие традиционным для застройки васильевского острова эркерам и башенкам, маркирующим городские перекрестки. часть окон одного из корпусов также имеют характерные узнаваемые скосы проемов и цвет фасада, заимствованные из архитектуры кирпичных казенных построек 19 века.
все вместе дополнено "обитаемым карнизом" для обозрения знаменитой на весь мир "небесной линии" исторического центра и не менее знаменитых закатов самого северного мегаполиса.».
Самодостаточный объект
Современная постройка может не вступать в диалог с окружающим ландшафтом, а стать самостоятельным, притягивающим к себе все внимание, зданием. Такая тактика оправдана, когда речь идет о выдающейся архитектуре, которая становится классикой еще при жизни автора.
Музей Maxxi в Риме, архитектор Заха Хадид
Кажется, что самый крупный из построенных Захой Хадид никак не сочетается с римской архитектурой. Но это только на первый взгляд. В действительности, Хадид учитывала и контекст «вечного города», и заданные обстоятельства – строя музей площадью в 27 тысяч, архитектору нужно было сохранить комплекс казарм Монтелло, который в итоге стал главным фасадом MAXXI. Пуристы и охранители итальянской архитектуры скептически отнеслись к проекту в стиле футуризм, но время показало, что правда не на их стороне. В 2010 году Maxxi получил британскую премию Стирлинга за лучшее архитектурное оформление и до сих пор считается одним из самых выдающихся архитектурных проектов мира.
«Неожиданно, но Музей Маккси – типично римская постройка, хотя на вид она и не напоминает собор Святого Петра. Это переходная и, наверное, самая удачная из работ Захи Хадид. До этого она была все еще как будто слегка скована, не могла в постройке достичь той свободы, что в рисунке, а потом появилось ощущение цифровой архитектуры, совсем уже футуристической. Словом, это шедевр, а в Риме принято строить шедевры, веками так повелось. Потом, в изгибах Захи Хадид, в пространственной сложности её архитектуры, несомненно, есть что-то барочное. Её можно сравнивать с Борромини».