Поиск

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство

Подготовила: Арина Крайних

В здании старой швейной фабрики в Дилижане в рамках региональной программы Евросоюза «Мэры за экономический рост» откроется новая культурная институция — Карифабрика. А уже в 2024 году фабрика станет центром притяжения туристов и деятелей культуры. Мы поговорили с авторами проекта о том, что представляет из себя проект и почему нам всем надо посетить фабрику.


Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 1)

Екатерина Голдберг

эксперт по культурному программированию и вовлечению жителей, сооснователь архитектурного бюро Orchestra.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 2)

Эдуард Моро

архитектор-урбанист, партнер архитектурного бюро Orchestra.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 3)

Вероника Кикабидзе

руководитель проекта Карифабрика, соавтор гастрономического кластера в Тбилиси WineFactory #1.


КАК ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ШВЕЙНУЮ ФАБРИКУ В ДИЛИЖАНЕ? КАКОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛО ЭТО ЗДАНИЕ?



Екатерина Голдберг

Каждый житель Дилижана знает Карифабрику. До закрытия в ней работало более 1500 человек, несколько поколений жителей. Фабрика закрылась одной из последних в городе.


Эдуард Моро

Здание фабрики — это позднесоветская архитектура, которая имеет стандартную структуру здания 6x6. Но у него уникальная форма в виде корабля с двумя палубами, смотрящими на исторический город и горы. Эта форма хорошо просматривается с разных обзорных точек в городе, и ее ни с чем не спутаешь. Самое большое впечатление на нас произвели террасы Карифабрики. На них чувствуешь себя как на сцене, на которую смотрит весь город. При этом сцена расположена в зеленом ландшафте.


Вероника Кикабидзе

Также, когда мы впервые оказались в пространстве бывших цехов фабрики, мы сразу обнаружили хорошо сохранившуюся катушку с красной нитью, которая в итоге стала одним из символов проекта как связующая нить между прошлым, настоящим и будущим Карифабрики. Отсюда и активное присутствие красного цвета в проекте интерьера и в брендинге.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 4)

СЕЙЧАС


ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТО МЕСТО БЫЛО ВЫБРАНО ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА?



Вероника Кикабидзе

Для жителей Дилижана и для нас было очень важно, что культурный центр появится в здании с историей и он будет продолжать культурные традиции города и развивать новые. У здания центральное расположение, размер, гибкая индустриальная структура, также прилегающая территория, где расположится сад для отдыха горожан. Все это подтолкнуло нас на создание культурного центра.


КАК ВЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО ТО, ЧТО ВАМ НУЖНО?



Екатерина Голдберг

Мы поговорили с жителями и убедились, что у них многое связано с Карифабрикой и это то место, куда они хотели бы регулярно приходить и проводить тут время. Оно расположено в центральной точке города. Также Карифабрика находится на перекрестке дорог, мимо проходит транзит в Грузию и в другие регионы Армении.


Вероника Кикабидзе

Это удачная точка для продолжения межкультурного обмена, который всегда был частью культурной идентичности Дилижана, особенно во времена расцвета Дома творчества Союза композиторов СССР и Дома отдыха Союза кинематографистов в городе.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 5)
Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 6)

СЕЙЧАС


КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРОЕКТА?



Екатерина Голдберг

Для разработки концепции мы проводили много интервью и семинаров, анализировали работу других успешных культурных центров в мире. Наша задача была сначала понять, какие творческие силы и идеи есть в самом городе и кто готов участвовать в проекте. Затем развивать партнерскую сеть на уровне Армении и дальше — на международном. Мы быстро определили, что наиболее востребованная функция — инкубатор культурных проектов, который позволяет начинающим локальным инициативам становиться все более заметными. А уже устойчивым проектам — масштабироваться, развивать международные связи. Карифабрика станет платформой, где будут знакомиться и создавать совместные инициативы разные люди, сообщества и институции. Финансовую поддержку проекту оказывают ЕС в Армении и фонд IDeA. Как и любой культурный кластер, проект имеет несколько фаз и этапов запуска, он будет постоянно расти и развиваться, поэтому мы находимся в постоянном режиме поиска потенциальных соинвесторов и партнеров.


ИЗ КАКИХ СЕКЦИЙ/ПОМЕЩЕНИЙ БУДЕТ СОСТОЯТЬ ПРОСТРАНСТВО? ЧТО БУДЕТ ВНУТРИ?



Екатерина Голдберг

Пространство Карифабрики вместит под одной крышей мастерские, творческие студии, пространства для общения и событийной программы. То есть функционально предусмотрены мастерские, оборудованные для реализации проектов творческого сообщества, и в то же время места для досуга горожан: библиотека, коворкинг, кафе и другое. Сюда можно будет прийти и вместе делать уроки после школы, выпить кофе и пообщаться, отдохнуть всей семьей, а можно стать частью инкубатора и учиться развивать свои идеи в проекты.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 7)

КОНЦЕПТ-ПЛАН БУДУЩЕГО ПРОСТРАНСТВА «КАРИФАБРИКА»


БУДУТ ЛИ СОХРАНЯТЬСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА?



Эдуард Моро

Наша цель — сохранить все, что возможно сохранить. Как пример: мы хотим частично использовать гипсовые панели с потолка и стен второго и третьего этажей в деталях будущего интерьера. В здании, к нашему большому сожалению, осталось не так много физических элементов, которые можно использовать. Самая важная работа — сохранение нематериального наследия Карифабрики — уже началась, это истории ее жителей и той эпохи, когда фабрика процветала.


ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ, ПЕРЕДЕЛАТЬ В АРХИТЕКТУРНОМ ПЛАНЕ?



Эдуард Моро

Самое важное, что мы сохраняем узнаваемую и уникальную форму и индустриальную структуру здания внутри. Эта структура достаточно гибкая, чтобы в ней расположить современные функции. Важные изменения будут касаться распределения потоков людей. Мы планируем соединить разные пространства внутри здания так, чтобы посетители могли легко перемещаться по зданию.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 8)
Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 9)

СЕЙЧАС


ЧТО ВАМ, КАК АРХИТЕКТОРУ, ХОЧЕТСЯ ПРИВНЕСТИ В КАРИФАБРИКУ?



Эдуард Моро

Для нас было важно уделить достаточно внимания как внутренним, так и внешним пространствам. Основное внимание мы уделили террасам, так как они видны из разных частей города. Именно террасы станут знаковым элементом здания. По аналогии с традиционным дилижанским балконом, только не для одной семьи, а для целого города. Одна из террас станет событийным пространством, а на другой расположится кафе с музыкальным баром.

Помимо этого, мы создаем крупномасштабную световую инсталляцию из названия проекта, которая будет притягивать к себе издалека.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 10)

КОНЦЕПТ-ПЛАН БУДУЩЕГО ПРОСТРАНСТВА «КАРИФАБРИКА»


КТО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ ЭТОГО ПРОСТРАНСТВА? КОГО ВЫ БУДЕТЕ ПРИВЛЕКАТЬ?



Екатерина Голдберг

Мы работаем с тремя основными аудиториями. Во-первых, это жители Дилижана. Мы бы хотели, чтобы Карифабрика стала для них местом регулярного и даже ежедневного посещения. Во-вторых, это творческие люди и представители культурных проектов из Армении и со всего мира. Они смогут приезжать во временные резиденции или становиться постоянным участником сообщества. И, конечно же, это туристы. Мы бы хотели, чтобы Карифабрика стала местом знакомства с жителями города, их традициями, а также с современной культурой Армении.


КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРОВОДИТЬ В НОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ?



Екатерина Голдберг

Программа будет разделена на профессиональную и публичную. Профессиональная будет поддерживать роль инкубатора культурных проектов и помогать развивать профессиональное сообщество в Армении. Публичная программа будет особенно активной в летнее время и больше сфокусирована на местных жителях в зимнее время.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 11)

КОНЦЕПТ-ПЛАН БУДУЩЕГО ПРОСТРАНСТВА «КАРИФАБРИКА»


БУДУТ ЛИ ПРИГЛАШАТЬСЯ ИНОСТРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ И МУЗЫКАНТЫ ИЛИ АКЦЕНТ БУДЕТ СДЕЛАН НА ЛОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АРМЕНИИ?



Вероника Кикабидзе

Сейчас мы обсуждаем возможности международных партнерств. Для нас очень важны культурные связи с соседскими странами: Грузией, Ираном, Россией, а также широкий обмен культурными практиками.


ЧТО ОСОБЕННОГО В НОВОМ ПРОЕКТЕ? ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСЕТИТЬ ОБНОВЛЕННУЮ КАРИФАБРИКУ?



Вероника Кикабидзе

Карифабрика станет первым культурным кластером такого масштаба в Армении. Институция с полноценным центром поддержки для культурных проектов. Здесь можно будет встретить возможных партнеров, узнать о возможностях финансирования, пройти процесс инкубации и акселерации.


РАССКАЖИТЕ ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ О КАРИФАБРИКЕ И БУДУЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ.



Вероника Кикабидзе

Несколько швейных станков фабрики сохранились и находятся в рабочем состоянии до сих пор. Бывший работник швейного цеха Самвел работает на них у себя дома и даже изготовляет небольшой тираж трикотажной продукции.

В годы функционирования фабрики ассортимент выпускаемой продукции составлял около 20 предметов одежды, в день производилось 1000–2000 единиц одежды для детей, женщин и мужчин.

Хотя фабрика в течение своей истории имела трех директоров, но с наибольшим трепетом работники вспоминают имя Кирова Аракеляна, который проработал на фабрике до самого конца своей жизни.

В годы его руководства фабрика заметно расширилась: в период перестройки и последовавшей независимости Армении его усилиями были построены новые корпуса. Ему удалось заключить контракты с иностранными компаниями. Фабрика выпускала продукцию с итальянскими, арабскими ярлыками.

В новой Карифабрике мы планируем организовать пространство для небольшой экспозиции об истории фабрики, где будут представлены наиболее интересные артефакты прошлого: оборудование и предметы одежды, архивные фото, журналы учета и прочее.

У Карифабрики богатая история и много теплых воспоминаний, которые живы в сердцах дилижанцев до сих пор. Все это мы хотим сохранить и донести до новых поколений.

Карифабрика в Дилижане: кто, как и зачем превращает здание старой швейной фабрики в современное культурное пространство (фото 12)

ДИРЕКТОР КИРОВ АРАКЕЛЯН И КОЛЛЕКТИВ ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ


КОГДА ПЛАНИРУЕТСЯ ОТКРЫТИЕ?



Вероника Кикабидзе

Для нас важно уже сейчас привносить в пространство жизнь. В 2022 году мы провели несколько событий: небольшую экспозицию, встречи и лекции, документальный перформанс (совместный проект с Международной школой UWC Dilijan и Общественным центром Дилижана Dilijan Community Center) о бывших работниках Карифабрики. Регулярно на Карифабрику приезжают потенциальные партнеры и резиденты, чтобы познакомиться с проектом. Официальное открытие запланировано на осень 2024 года.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше