Гламурные, деловые и сексуальные: кто такие it girls — от Клары Боу до Зендеи
Ее любят и ей завидуют. Она повсюду, но по-прежнему остается загадкой. Разбираемся, за кем закрепилось звание it girl в прошлом и кого можно назвать «этой девчонкой» сейчас. Спойлер: может, не только Хлою Севиньи или Зендею, но и вас.
Сексуальная и особенная
(1920–1930-е)
История it girls начинается в «ревущих двадцатых» — десятилетии, когда женщины получили первые свободы: могли строить карьеру и распоряжаться зарплатой самостоятельно. В 1927 году в кинопрокат выходит экранизация романа Элинор Глин «Это», главную роль в которой сыграла американка Клара Боу. За ней вскоре и закрепилось лаконичное прозвище It (оригинальное название фильма).
Но что, в сущности, означает это it? По словам автора романа, «это то качество, которым обладают лишь некоторые и которое притягивает всех остальных с магнетической силой. С помощью „этого“ вы покоряете мужчин, если вы женщина, и женщин, если вы мужчина. „Это“ может быть как качеством ума, так и физической привлекательностью». Другими словами, это пробивающая все харизма, которую невозможно измерить.
Первая it была совсем не похожа на других звезд эпохи немого кино, будь то женщины-вамп Теда Бара и Пола Негри или гламурная брюнетка Глория Свенсон. Боу олицетворяла эмансипированную женщину эпохи джаза — так называемую девушку-флеппер с короткими волосами и в мини. Такое платье позволяло танцевать свободно, веселиться по полной и без стеснения заниматься своими делами. Ее вид был настолько цепляющим, что стал прообразом мультяшного персонажа — Бетти Буп.
Однако с момента возникновения термин просуществовал недолго: когда Боу пропала с киноэкранов уже в начале 30-х, фраза исчезла вместе с ней и по большому счету почти не упоминалась в печати до конца 70-х. Несмотря на это, в следующих десятилетиях мы встретим еще немало девушек, которые обладали it-фактором. Например, среди современниц Клары Боу it-девушками в основном можно назвать голливудских актрис и светских львиц (или, как их называли, socialites) — участницу лондонской богемной тусовки The Bright Young Things Бренду Дин Пол и наследницу состояния швейной корпорации Singer, музу Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли, а еще любимицу Сесила Битона Дейзи Феллоуз.
Постер к фильму «Это», 1927
Клара Боу
Бренда Дин Пол
Дейзи Феллоуз
Женственная и искренняя
(1940-1950-е)
В 40-х от прежнего веселья и лоска не осталось почти ничего: затянувшаяся Вторая мировая война принудила многих женщин забыть о привычном комфорте, взяться за тяжелую работу на производстве, чтобы помогать в тылу. На момент, когда все ужасы военного времени были позади, а мир все еще оправлялся от жестоких событий, женщинам (а вернее сказать, мужчинам, только что вернувшимся с поля боя) нужен был новый образ — тот, который вернет их к каноничному виду, снова сделает красивыми и феминными. По старым новым правилам идеальная девушка должна была (помним: женщина никому ничего не должна) оставаться воспитанной, стильной, скромной и всегда улыбаться. В общем, быть как Одри Хепберн. Миловидная внешность, безупречный стиль и манеры делали ее самой грациозной актрисой 50-х, а также девушкой с приставкой It номер один. В то же время Мэрилин Монро была полной противоположностью сдержанных леди: жгучая блондинка крутивла роман с президентом Америки, ее обожали таблоиды, да и все, впрочем. В конце концов, она предопределила стандарты красоты для женщин целого поколения.
Одри Хепберн
Мэрилин Монро
Современная и независимая
(1960-1970-е)
1960-е ознаменовались расцветом контркультуры. Молодые люди восстали против традиционных идеалов, а движения за гражданские права и сексуальная революция были в самом разгаре. It girls новой эпохи олицетворяли особый дух перемен — на смену чувственным и скромным актрисам и недосягаемым светским львицам пришли дерзкие тусовщицы.
Прежде всего этот феномен связан с именами Джейн Хольцер и Эди Седжвик, суперзвездами Энди Уорхола (fun fact: сам Энди и придумал добавлять к stars слово super, если верить его выдающейся современнице Фран Лебовиц). Хольцер познакомилась с Уорхолом в 1963 году, после чего режиссер сразу же предложил роль в фильме «Мыльная опера». Так, Бэби Джейн (как ее тогда начали называть в кругу друзей) стала первой селебрити его арт-студии «Фабрика». Вторая, Седжвик, была американской моделью из семьи аристократов Восточного побережья. Чтобы описать бурные настроения в Нью-Йорке после ее переезда, фэшн-редактор американского Vogue Диана Вриланд даже придумала специальный термин (да, еще один, загибаем пальцы) Youthquake — «молодежетрясение». В перерывах между съемками для Vogue и Harper’s Bazaar Седжвик засветилась в нескольких артхаусных фильмах, однако ее настоящий талант заключался в простом умении быть собой.
В 70-х главной точкой притяжения становится легендарный клуб Studio 54, а его главной героиней — Бьянка Джаггер. После знакомства с Миком (который Джаггер) на афтепати Rolling Stones в 1970-м она быстро завоевывает репутацию настоящей бунтарки. Эпатажная ночная жизнь и раскрепощенный стиль Бьянки, которая узким юбкам предпочитала функциональные брюки, в одночасье обозначили новый тип женщины — независимую. В свете диско-шаров и вспышек папарацци также появляется и Грейс Джонс — девушка, которая раз и навсегда изменила представление о том, что стильной, красивой и интересной можно быть, не обладая конвенционально привлекательной внешностью.
Дальше всех от этих вечеринок, но далеко не на задворках эпохи оказалась образцовая француженка Джейн Биркин, Она, как известно, вдохновила Hermès на создание культовой сумки (можно не будем писать какой?) и была популяризатором соломенных корзинок. И все же не стоит забывать, что вместе с тем Джейн не просто муза модных домов и известная жена Сержа Генсбура, а самостоятельно успешная певица, автор песен и актриса, повлиявшая на развитие мирового кинематографа и музыкальной индустрии.
Джейн Хольцер
Эди Седжвик и Энди Уорхол
Бьянка Джаггер
Грейс Джонс
Джейн Биркин
Крутая и деловая
(1980-1990-е)
В 1980-х быть it girl — значит быть богатой (при этом безработной, завсегдатаем вечеринок и звездой таблоидов). Вопреки общепринятому мнению, «королева ночи» 80-х Диана Брилл изначально не купалась в роскоши, и признания в светском кругу ей тоже пришлось добиваться собственными силами. В духе настоящей it girl Брилл появилась в тусовке неожиданно и словно из ниоткуда. После переезда в Нью-Йорк ее пунктом назначения стали ночные клубы, где всегда можно было завести полезные знакомства — нетворкинг наше все. «Я торговала винтажной одеждой, чтобы иметь возможность радовать себя обновками каждый день. За несколько долларов покупала платье, отдавала его в химчистку, получала через пару часов и надевала в тот же вечер», — вспоминает оторва в интервью The Cut. После этого Брилл станет музой Тьери Мюглера и Жан-Поля Готье, а Энди Уорхол будет говорить про нее: «Если на вечеринке есть Диана Брилл, то можно быть уверенным, что это правильная вечеринка».
Пожалуй, самой известной обладательницей приставки it со времен Клары Боу смогла стать только Хлоя Севиньи. Ее путь на этом поприще начинается с публикации в журнале New Yorker за 1994 год — тогда Джей Макинерни назвал 19-летнюю девушку «it girl со стилем street-smart и приземленным поведением». Заголовок статьи послужил основой для создания новой версии девушки 90-х — отчасти светской львицы, отчасти модницы, отчасти инди-чудачки. Севиньи способна с легкостью сочетать люкс и андеграунд. Ее смелый выбор распространялся не только на моду, но и на роли в провокационном кино вроде «Деток» 1995 года и «Гуммо» 1997 года.
Одной из новых ролевых моделей становится и Кейт Мосс. В то время как супермодели 80-х были «отличницами» с идеальной укладкой и спортивным телосложением (вроде Синди Кроуфорд), Кейт — худощавой хулиганкой по прозвищу Mess («беспорядок») с последней парты. Стандарт ее красоты отражал более широкую культурную среду, в которой доминировали гранж, панк и, будем откровенны, наркотики (которые зло, не забываем).
Еще одна героиня 90-х — Кэролин Бессетт-Кеннеди. Жена Джона Ф. Кеннеди — младшего, сама того не осознавая, приобрела статус it girl благодаря, во-первых, своему простому, но изящному гардеробу, состоящему из белоснежных рубашек, идеально посаженных джинсов, черных юбок и фирменных повязок на голову, и, во-вторых, желанию сделать личную жизнь как можно более конфиденциальной. Последнее придавало образу американской принцессы большей таинственности, которая, как назло, привлекала внимание только сильнее.
Хлоя Севиньи
Диана Брилл
Кейт Мосс
Кэролин Бессетт-Кеннеди
Гламурная и знаменитая
(2000-е)
С началом эры социальных сетей дистанция между публикой и знаменитостями начинает значительно сокращаться. It girl становится синонимом модного в начале нулевых famous for being famous, а саму фразу все чаще приравнивают к определению светской львицы, во многом тоже искаженному. Ярчайший тому пример — Тара Палмер-Томкинсон, известная исключительно благодаря родственным связям с британской королевской семьей. Будучи, мягко говоря, не самым лучшим примером для подражания (крестница принца Чарльза вела самый разгульный образ жизни, который только можно себе представить), Тара — апофеоз новой концепции it, в которой звание может получить почти каждая новоиспеченная знаменитость, отличившаяся либо поведением, либо внешним видом.
По версии издания The Cut, первой it girl интернета была Кори Кеннеди (не имеет отношения к политическому клану). Трафик онлайн-блога со знаменитостями, который вел фотограф и по совместительству ее парень Марк Хантер, подскакивал до небес, когда в нем появлялись фотографии с Кори. В Сети восторжествовал стиль хипстерской культуры инди-слиз, а его адептом тогда же быстро заделалась Кеннеди.
Гламур, слава и безудержное веселье ассоциировались с Пэрис Хилтон и Николь Ричи, ставшими в 2003 году ведущими реалити шоу The Simple Life, и Мэри-Кейт и Эшли Олсен, за взрослением которых весь мир следил по телеэкрану, а также с разрушительным поведением Линдси Лохан.
Отдельное место в списке занимает Алекса Чанг. В нулевые она начинает карьеру it girl: ведет программы, разрабатывает дизайн одежды, публикуется в британском Vogue и даже пишет книги. Например, одна из них так и называется — «It». Статус Алексы по большей части подкрепляется ее тонким чувством стиля — она всегда выглядит хорошо.
Тара Палмер-Томкинсон
Кори Кеннеди
Пэрис Хилтон и Николь Риччи
Кори Алекса Чанг
Линдси Лохан
Мэри-Кейт и Эшли Олсен
Индивидуальная и уверенная
(2010-2020-е)
Если с предыдущими периодами все более-менее понятно, то в нынешнее время все очень запутанно. Одни утверждают, что it girls изжили себя, другие — что они просто адаптировалась к эпохе интернета. Ясно только одно: с развитием социальных медиа мир снова кардинально изменился.
Причина, по которой it тег сейчас ставят под сомнение, в том, что раньше он подразумевал личность — ее можно было увидеть только на снимках папарацци. Сейчас, чтобы самостоятельно поделиться фотографией или видео, требуется всего пара касаний, несколько секунд загрузки, и вуаля — твоими обновлениями уже любуется весь мир. Кендалл Дженнер, Джиджи Хадид и Хейли Бибер собирают миллионы подписчиков. Но можно ли назвать их современными it girls? Какие вообще черты присущи им сейчас?
Наверное, самыми подходящими ответами будут аутентичность, уверенность в себе и честность — к самой себе и к аудитории. В 2010-х такими были молодые звезды Селена Гомес и Кара Делевинь. Сейчас для зумеров это Зендея, которая, как никто другой, нашла идеальный баланс между публичностью и конфиденциальностью, оставаясь при этом фавориткой режиссеров и брендов, а также трендсеттер Эмма Чемберлен, начинавшая с небольшого лайфстайл-блога на YouTube.
Еще один вопрос в определении современной it girl: берем ли мы в счет непо-беби? Безусловно, они тоже работают над личным брендом, но в большинстве случаев их успех и та самая «особенность» зависят от авторитета, возможностей и заслуг родителей.
Что касается последних претенденток на это звание, то все шансы наблюдаются у Джулии Фокс с ее неординарным видением моды, Алекс Консани, каждое движение которой становится мемом, Рэйчел Сеннотт и Хари Неф — девушек, о которых если ты знаешь, то ты в теме. Они соответствуют всем требованиям: появляются в модных проектах (как Хари Неф в «Идоле» и «Барби»), отмечаются на важных дорожках и, конечно, обладают харизмой.
Кара Делевинь
Селена Гомес
Зендея
Эмма Чемберлен
Джулия Фокс
Алекс Консани
Хари Неф
Рэйчел Синнотт
Вневременная
(from now on)
Конечно, список It girls не ограничивается только этими именами и чертами характера, которые этим именам присущи. История знает еще сотни девушек, воплощающих совершенно разные временные эпохи. Несмотря на их отличия, у всех есть общий компонент — что-то особенное, то что в исключительном смысле отличает от других и вызывает желание подражать — сочетание красоты, харизмы, интеллекта и явной силы характера, которое притягивает невидимой силой. Это те девушки, которыми хотим быть, девушки, от которых не можем отвести глаз. Неправильно считать, что они уловили дух времени, ведь они и есть дух времени. It girls — это не просто идеальные девушки, а те, кого из сотен идеальных можно выделить с примечанием «that’s it». Это ролевые модели, отражающие культурные тенденции: иными словами — квинтессенция всего, что происходит в мире. А еще, конечно, они выглядят круто, даже (и особенно) когда не стараются.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7