Что происходило на крупнейшей для Ближнего Востока ярмарке искусства?
10-я Международная выставка-ярмарка современного искусства Art Dubai – крупнейшее событие в культурной среде Ближнего Востока – собрала на своих площадках 94 галереи из 40 стран мира с работами более 500 маститых и начинающих авторов. Подводим итоги
Традиционно ярмарка Art Dubai поделена на три главные тематические секции: Modern, где в камерной обстановке представлены работы уже именитых художников поколения 1970—80 годов, Contemporary, собирающая в просторных выставочных залах работы наших современников: художников, скульпторов и графиков, — а также Marker — экспериментальный зал, как правило, с фокусом на искусство отдельного региона. Неотъемлемая часть выставки — дискуссионная программа Global Art Forum, в этом году приобретшая ретроспективный характер и исследовавшая тему «Будущее было» с различных точек зрения.
Этой весной пространство Modern собрало 13 галерей из 9 стран мира. Примечательно, что пять из них базируются в Дубае, всемирно признанном растущем арт-хабе регионального и глобального масштаба — это подтверждают галеристы, коллекционеры и критики. Секция традиционно посвящена искусству XX столетия Ближнего Востока, Африки и Южной Азии, представленному и региональными, и международными галереями. Кураторы позволяют им проводить либо соло-шоу, либо выставлять не более двух авторов на одном стенде. Благодаря грамотной организации пространства и тщательной работе кураторов, посетители Art Dubai Modern смогли перенестись в атмосферу классического музея — с заранее определенными тематикой и периодами творчества представленных авторов.
«На мой взгляд, Art Dubai Modern — самая важная секция ярмарки, работы для которой отбираются с особой тщательностью. Я участвую в 17 разных выставках по всему миру, но Art Dubai для меня лучшая платформа для демонстрации работ. В этом году мы выставляем ливанского художника Альфреда Басбуса — у коллекционеров из стран Залива этот автор пользуется большой популярностью», — рассказывает Фади А. Басбус из галереи ArtSpace Dubai.
Действительно, сегодня галереи многих стран все чаще обретают дубайскую прописку. Далеко не полный перечень свидетельств тому — галереи Artspace (Дубай / Лондон), Ayyam Gallery (Дубай / Бейрут), Elmarsa (Тунис / Дубай) — участницы секции Modern в редакции 2016 года. В числе редких и весьма интересных работ — скульптуры египетского мастера Адама Хенайна (Karim Francis Gallery, Каир) и коллекция поздних работ иранца Мелихея Афнана, хранящих дух гражданской войны в Ливане (Lawrie Shabibi, Дубай).
Именно Art Dubai дала путевку в жизнь многим художникам с Ближнего Востока, из Африки и Азии, благодаря которым сегодня коллекционеры со всего мира возвращаются в Дубай, чтобы пополнить свои запасники. «Мы одна из немногих выставок в мире, фокусирующаяся на работах ближневосточных, африканских и азиатских художников, и очень гордимся этим, — говорит директор выставки Антония Карвер. — Секция Modern, более чем любая другая, показывает, что история искусства в XX столетии всегда была глобальной».
Основная cекция — Contemporary — собрала 76 галерей из 35 стран (включая 12 галерей, базирующихся в Дубае), благодаря чему 10-ю редакцию Art Dubai можно назвать самой глобальной и диверсифицированной, а коллекцию галерей — экстраординарной. Немалая заслуга в этом приглашенного куратора Кейт Фаул, известной по арт-руководству музеем современного искусства «Гараж». Во многом благодаря ей пространство Contemporary приобрело еще более концептуальный характер. Самые влиятельные галереи мира и молодые арт-пространства, работающие на рынке не менее двух лет, экспонировали широкий спектр материалов: помимо холста и масла на арт-сцену поднялись скульптуры, коллажи, инсталляции и видео. В числе пригодных для творчества материалов оказались текстиль, зеркала, пластик и даже спички.
Гленн Лоури, директор Музея современного искусств Нью-Йорка (MoMA) подтверждает: «Art Dubai — выставка, отражающая текущий момент в современном искусстве. Я приезжаю сюда 10 лет подряд, и с каждым годом наблюдать за ростом региона все интереснее. На Ближнем Востоке столько тем и талантливых художников, что их просто невозможно категоризировать. Сегодня я увидел столько нового арта, что мне потребуется время, чтобы его переварить».
Нельзя не отметить как никогда широкое присутствие российских галерей. Молодая московская Artwin Gallery дебютировала с работами двух художниц: инновационной Ольги Киселевой, профессора Сорбонны, и ее экспериментами в жанре digital-арт, и молодым художником, лауреатом премии Кандинского Олей Кройтор и ее серией станковых работ, созданных на стыке живописи и геометрической абстракции, коллажа и комиксов. Повторное возвращение на дубайскую ярмарку отметила Galerie Iragui — критиков уже заинтересовали работы известного московского концептуалиста Никиты Алексеева. На стенде Pechersky Gallery была представлена серия фоторабот «Закрытые территории» молодого российского автора Данилы Ткаченко со свидетельствами утопий модернистской эпохи.
По признанию Пабло Дель Вала, вновь назначенного арт-директором выставки, «Art Dubai обладает магией открывать окно в мир, о существовании которого многие и не догадывались». Как нельзя лучше это выражение применимо к галереям из Индии, Пакистана и Шри-Ланки, показавшим миру новые грани азиатского искусства. Удачные примеры — дебютант ярмарки Saskia Fernando Gallery (Коломбо), одна из старейших в Индии галерей Chemould Prescott Road (Мумбай) и коллективный стенд экспериментаторов CAMP (Калькутта).
Традиционно на Art Dubai были широко представлены растущие центры современного искусства Бейрут и Стамбул, но было и много новичков — из Ганы, Литвы, Грузии и Омана. Приятным дополнением смотра, указавшим на новый и, без сомнения, перспективный рынок, стали галереи Тегерана (Dastan's Basement и Ag Galerie), а также палестинской Рамаллы (Gallery One и Zawyeh Gallery).
Сразу несколько галерей секции сделали ставку на работы Марии Танигучи, лауреатки премии 2015 Hugo Boss Asia Art Award: ее произведения находятся в коллекциях галерей Silverlens (Манила) и Carlier Gebauer (Берлин). Одними из самых ценных экспонатов смотра можно было назвать оригинальные творения Яеи Кусама на стенде OTA Fine Arts (Сингапур / Токио).
Неизменно большим вниманием пользуется арт-секция Marker, каждый год притягивающая восхищенные или озадаченные взгляды как любителей, так и профессионалов. В фокусе 2016 года — современное искусство Филиппин. Куратором пространства стал художник и исследователь Ринго Буноан. В альтернативном павильоне Metro Manila, построенном усилиями 20 филиппинских художников, были выставлены среди прочих коллекции галерей 98B, Project 20, Post Gallery, нашедшие выражение на холстах, бумаге, текстиле и стекле. В центре экспозиции разместилась инсталляция первого на островах художника-концептуалиста Роберто Чабета, сыгравшего заметную роль в развитии всего арт-сообщества Филиппин.
Неотъемлемая часть Art Dubai — дискуссионная среда Global Art Forum, ежегодная конференция, собирающая кураторов смотра и профессионалов сферы искусства. В этом году форум принял более 50 мыслителей со всего мира, которые в течение пяти дней в форме живых споров, панелей и мини-спектаклей обсуждали, каким будет будущее. По сути в этом году форум приобрел характер исследовательского проекта: аудитории удалось вернуться в 2006 год, когда стартовал сам Art Dubai и социальная сеть Twitter, и лучше понять поколение «1989+», не мыслящее себя вне интернет-пространства. Одной из самых увлекательных стала дискуссия под названием «Восприятие» — ее провели известный на Ближнем Востоке художник-граффитист El Seed и директор Музея современного искусств Нью-Йорка (MoMA) Гленн Лоури. Художник презентовал новый проект по превращению в художественное пространство трущоб Каира, а зрители узнали ответ на вопрос, почему искусству легче проникнуть даже в самую закрытую среду, чем кому бы то ни было.
El Seed объясняет: «Когда ты приходишь в чужой дом и говоришь "пригласите меня на барбекю", на тебя смотрят с подозрением. Но когда ты говоришь "я художник, я буду рисовать здесь", — это уже совсем другая история».
Выставка Art Dubai живет своей особой жизнью: первые два дня — самые насыщенные и полные ожиданий. Помимо высоких гостей (выставку ежегодно посещают премьер-министр ОАЭ, наследный принц Дубая и члены правящих королевских семей) VIP-показы, предваряющие открытие ярмарки для публики, посещают патроны и коллекционеры. «Переговоры галеристов с коллекционерами проходят тет-а-тет, — говорит владелица Andakulova Gallery (Дубай) Наталья Андакулова. — Как правило, коллекционеры заранее знакомятся с каталогами и хорошо знают, к каким работам они будут прицениваться на выставке. Но нередко совершаются и эмоциональные покупки: когда нравится работа и устраивает цена. Все эти события происходят в основном в первые дни работы ярмарки».
Помимо основных секций Art Dubai содержит ряд специальных проектов: в этом году, к примеру, состоялась выставка работ победителей ежегодного конкурса молодых художников The Abraaj Group Art Prize и были организованы образовательная программа для юных авторов Sheikha Manal Little Artists и художественная школа Dubai Art Campus. Отдельный зал также заняла экспозиция партнера выставки — бренда Piaget, представившего публике историческую коллекцию высокого ювелирного искусства.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7