Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн: как женщины надели смокинги
Смокинги мужчины надели благодаря королю Великобритании Эдуарду VII, а женщины — с подачи смелых представительниц богемы и чуткого к духу перемен Ива Сен-Лорана. На фоне новой волны их популярности (если судить по коллекциям этого и следующих сезонов) решили проследить, как пиджаки, изначально созданные для курения, превратились в жакеты, и выбрали, какой купим в ближайшее время.
Вспомним два на первый взгляд несвязанных исторических факта. Первый: в 1700-х среди тех, кто мог позволить собственный портрет, было модно позировать в шелковых халатах — роскошном, но исключительно домашнем элементе гардероба. Второй: спустя больше чем два столетия, после Крымской войны, европейские (а в особенности английские) солдаты пристрастились к турецкому табаку.
А теперь взглянем на них внимательнее и обнаружим, что тот самый шелковый (а потом и кашемировый, шерстяной или фланелевый) халат в какой-то момент стали использовать, чтобы защитить одежду от пепла и запахов. И делали это вплоть до 1860 года, когда будущий король Великобритании Эдуард VII решил выделиться из толпы (все-таки это стремление — основной двигатель моды и по сей день) и заказать портному модифицированную версию — пиджак для курения. Его менее громоздкий, укороченный силуэт с одной пуговицей позволил Эдуарду беречь одежду от табачного смога не только в интерьерах спальни — к 1880-м он начал выходить в таком в общество.
Шелковый халат, 1767
Идею подхватили молодые представители английской аристократии, а затем и американцы: Эдуард VII приехал в костюме с пиджаком для курения на бал, организованный Джеймсом Брауном Поттером, который жил в Такседо-Парке (Tuxedo Park). По крайней мере, именно такое происхождение приписывают сейчас названию смокинга на английском языке (Tuxedo).
Домашний смокинг, 1930
Исаак Ньютон кистью Джеймса Торнхилла, 1709
Рисунок Эдуарда VII
Эдуард VII
Британские смокинги, 1898
Американский смокинг, 1888
В 1890-х смокинг, который уже успел стать эмблемой мужского гардероба, впервые надели (по крайней мере, для фото) писательницы Сидони-Габриэль Колетт и Рене Вивьен. В сознание широкой публики же образ женщины в смокинге вторгается значительно позже. Возглавляют это вторжение Дороти Макэйл в фильме «Хрустальный кубок» 1927 года и Марлен Дитрих в «Марокко» 1930-го. Хотя тогда, конечно, такая для кого-то смелая, а для кого-то неуместная одежда все еще воспринимается как возможная исключительно в кино.
На экранах появляется все больше женщин в костюмах с приталенным пиджаком (пока это все-таки не жакет): Элианор Пауэлл в «Мелодии Бродвея» и «Леди, будь хорошей», Джуди Гарлэнд в «Звезда родилась», Кэтрин Хепберн в «Женщине года». Последняя, четырехкратная лауреатка «Оскара», активно боролась за возможность носить не только смокинг, но и брюки. Спустя много лет она даже сказала Кельвину Кляйну: «Каждый раз, когда мужчина говорит мне, что он предпочитает женщину в юбке, я прошу его попробовать. Попробовать надеть ее».
Рене Вивьен
Габриэль Колетт
Дороти Макэйл
Элианор Пауэлл
Марлен Дитрих
«Марокко»
Джуди Гарленд
Кэтрин Хепберн
Самый элегантный метатель бомб в мире моды, как Ива Сен-Лорана когда-то назвали в Women’s Wear Daily, набрался смелости и представил первый по-настоящему женский смокинг Le Smoking в коллекции Pop Art 1966 года. По-настоящему женский, потому что он не в точности повторял мужскую версию: талию заузили, а форму лацканов сделали более обтекаемой.
И хотя модель произвела фурор, покупательница среди аудитории haute couture нашлась всего одна. Сен-Лорана в стремлении дать женщинам модный карт-бланш это, к счастью, не переубедило: всего спустя два месяца дизайнер открыл бутик ready-to-wear на левом берегу Парижа, представил там доступную линию Rive Gauche и включил в нее Le Smoking по более приятной цене. Именно тогда все молодые клиентки бренда переоделись в костюмы с жакетами (теперь уже вовсе не пиджаками).
Все они были в какой-то степени преступницами: во Франции действовал закон, запрещающий женщинам носить брюки (кстати, отменили его только в 2013-м). Так, музу кутюрье Даниэль Люке де Сен-Жермен не пустили в известное казино в Нормандии, Франсуазу Арди осыпали насмешками в Парижской опере, а Нэн Кемпнер досталось даже в La Côte Basque на Манхэттене (она не растерялась — сняла брюки и вернулась в пиджаке как в мини-платье). Когда в 2005 году Кемпнер скончалась, Сен-Лоран сказал New York Magazine: «Нэн была примером истинного духа современной женщины».
Через год после Le Smoking Сен-Лоран по аналогии — адаптировав традиционно мужской силуэт к женской фигуре — представил брючный костюм с двубортным жакетом.
Модель в костюме Saint Laurent, 1967
Эскиз смокинга Ива Сен-Лорана
Эскиз смокинга Ива Сен-Лорана
Эскиз смокинга Ива Сен-Лорана
Le Smoking
Эскизы брючных костюмов Ива Сен-Лорана
Брючный костюм, весна-лето 1967
Модель в костюме YSL, 1967
Даниэль Соваджон в YSL, 1968
Франсуаза Арди
Даниэль Люке де Сен-Жермен
Модель в YSL
Тем не менее к 1970-м женщины де-факто добились легалайза в отношении смокингов. Хельмут Ньютон снял его для французского Vogue, а Бьянка Джаггер даже вышла замуж за Майка в жакете Yves Saint Laurent. Чуть позже, в 80-х и 90-х, брючные костюмы начинает носить не кто иной, как принцесса Диана.
Разумеется, успех женских смокингов не позволил Сен-Лорану долго оставаться монополистом модной эмансипации. Коллеги по индустрии подхватили идею и делят ее до сих пор. Взять даже коллекции, которые увидели за последний год: женские смокинги и брючные костюмы представили в разнообразных прочтениях на показах Dolce & Gabbana, Del Core, Versace, Schiaparelli, Mugler, Alexander McQueen, Ralph Lauren, Area, Stella McCartney, Proenza Schouler — продолжать можно бесконечно.
Кроме того, теперь жакет с брюками (иногда юбкой) — понятный и весьма безопасный образ для выхода представительницы музыкальной, кино- и других индустрий на ковровые дорожки. В конце концов, оверсайз-костюм Ralph Lauren явно мужского кроя, который Джулия Робертс надела на «Золотой глобус» в 1990-м, далеко не единственный в ее коллекции. Позже актриса облюбовала и феминные варианты, приближенные к тому самому Le Smoking Сен-Лорана.
фото Хельмута Ньютона, 1975
Бьянка Джаггер
Бьянка Джаггер
Saint Laurent, весна-лето 2020
Кара Делевинь
Летиция Каста, Ив Сен-Лоран и Катрин Денев, 2002. Последний показ YSL под креативным руководством Ива Сен-Лорана
Принцесса Диана
Valentino, осень-зима 2024
Белла Хадид
Versace, осень-зима 2024
Зендея
Thom Browne, осень-зима 2024
Джулия Робертс
Del Core, осень-зима 2024
Майли Сайрус
Area, осень-зима 2024
Dolce & Gabbana, осень-зима 2024
Где искать
Anna Pekun
Present&Simple
12Storeez
Elean
I am studio
Selfmade
Nude Story
Autentiments
Idol
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7