«Without You» Дэвида Боуи и «Horses» Патти Смит: 5 культовых музыкальных обложек, которые рисовали художники
«Как нематериальный звук приобретает материальные формы?» — этим вопросом задается Александр Дашевский, куратор выставки «Третье ухо», на которую советуем успеть заглянуть до 4 ноября в AZ/ART. Продолжая это исследование, электронная исполнительница Яна Кедрина, она же Kedr Livanskiy, сегодня презентует плейлист, наполненный отсылками к авангарду 80-х. По просьбе BURO. искусствовед и журналистка Кристина Майер вспоминает, как великие художники материализовывали звук с помощью культовых обложек.
Энди Уорхол
«The Velvet Underground»
Альбом: «The Velvet Underground & Nico» (1967)
Дебютный альбом «The Velvet Underground» известен одной из самых знаковых обложек в истории. Кстати, пластинку записали в 1966 году, когда группа участвовала в серии шоу «Exploding Plastic Inevitable» (в рамках которых Энди Уорхол — менеджер и продюсер коллектива — показывал свои фильмы, пока другие художники выступали на сцене). В первых версиях обложки слушатели могли «снять кожуру» банана и найти под ней ярко-розовый плод — экземпляры этой работы теперь считаются коллекционными. Выпуск альбома задержали на год из-за сложностей с производством именно этой хитрой версии обложки. Иронично, что на старте альбом провалился в продажах (за первые пять лет его продали в количестве всего 30 000 копий) и получил негативные отзывы, а сегодня считается одним из величайших рок-релизов.
Роберт Мэпплторп
Патти Смит
Альбом: «Horses» (1975)
«Horses» — дебютный альбом Патти Смит. Роберт Мэпплторп — автор икононических снимков Луиз Буржуа, Изабеллы Росселини и Игги Попа. Но первой героиней полароидов Мэпплторпа стала его близкая подруга и возлюбленная Патти Смит. Роберт сделал эту фотографию при естественном освещении в очень личной и интимной обстановке в квартире певицы. Ее поза, как она рассказывает в книге «Просто дети», представляет собой «сочетание Фрэнка Синатры и Шарля Бодлера». В 1979 году Мэпплторп и Смит снова работали вместе над обложкой ее четвертого альбома «Waves». Фотосессия проходила все в той же квартире, где была создана обложка для «Horses». Фото теперь является частью коллекций Tate Modern и MoMA.
Кит Харинг
Дэвид Боуи
Сингл: «Without You» (1983)
На самом деле Дэвид Боуи — важная фигура для современного искусства. Например, одним из соавторов Боуи был эксцентричный Дэмиен Херст. Свои поздние клипы музыкант создавал вместе с психоделичным видеохудожником Тони Оурслером. А для обложки сингла «Without You», вошедшего в альбом «Let’s Dance», Боуи пригласил значимого художника нью-йоркской арт-сцены 80-х годов Кита Харинга. Кстати, песня входит в один из самых недооцененных альбомов Боуи в образе «The Thin White Duke».
Анри Фантен-Латур (Питер Сэвилл)
«New Order»
Альбом: «Power, Corruption and Lies» (1983)
Питер Сэвилл, креативный директор New Order, изначально искал для обложки «Power, Corruption and Lies» портрет мрачного ренессансного принца, соответствующего макиавеллистскому названию альбома. Сам Сэвилл рассказывает: «Я был со своей девушкой, держа в руках открытку с цветочной композицией Фантен-Латура. И она сказала: „Ты не думал об этом для обложки?“ Это была прекрасная идея. Цветы передают те смыслы, через которые власть, коррупция и ложь проникают в нашу жизнь. Они обольщают». Картина «Корзина с розами» была написана французским художником Анри Фантен-Латуром в 1890 году и сейчас хранится в Лондонской национальной галерее. На обложке, в верхнем правом углу, расположены закодированные цветными квадратами название группы и альбома, а внутри конверта с пластинкой находился своего рода «декодер» для их расшифровки. Среди самых известных работ Сэвилла — культовые обложки «Unknown Pleasures» и «Closer» группы Joy Division.
Роберт Раушенберг
Talking Heads
Альбом: «Speaking in Tongues» (1983)
В 80-е рок-группа Talking Heads ненадолго отдалились от своего продюсера Брайана Ино, а лидер группы Дэвид Бирн искал новые пути эстетических экспериментов. Результаты этих поисков отразились не только в музыке, но и в визуальном образе коллектива. Для специального лимитированного издания обложку создал известный экспрессионист Роберт Раушенберг, вдохновившись своей скульптурой «Revolver» 1967 года — серией шелкографических коллажей на пяти дисках из плексигласа, которые вращаются с помощью мотора, создавая калейдоскопический эффект. На коллажах, украшающих альбом, можно различить три сцены: разбитый автомобиль, рекламный щит на шоссе и спальню в доме на окраине. Из-за сложности производства выпуск альбома был отложен, а тираж ограничен всего 50 000 экземплярами — теперь это настоящий piece of art для коллекционеров.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7