Поиск

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai

О женщинах, управляющих арт-процессами, "Космической матери" и свободе от стереотипов

Текст: Мария Байбакова

Подготовила: Наталья Старостина

Для Марии Байбаковой поездка на ярмарку Art Dubai обернулась открытиями насчет современного искусства Кавказа и Центральной Азии. Она предлагает освободиться от стереотипов, изучить пространство Marker и взглянуть правде в глаза

Что вы знаете о своих соседях? Вы бывали у них в гостях? Дружите семьями? А может быть, вы только и слышали про них разные сплетни? И с увлечением подхватывали слухи, осуждая их ценности и отношение друг к другу, и нередко в негативном ключе? А потом вдруг случалось, что вы знакомились. И становилось очень стыдно, когда вы узнавали, что это милейшие и образованные люди, с отменным чувством юмора, трепетным отношением к вере, любовью к природе и семье. Все это время они жили с за "соседней стенкой", но вы не слышали ароматы их домашнего ужина, обрывки песен, смех и слезы — вы только жили своими стереотипами. 

Посмотрим правде в глаза: большинству современных русских людей проще перечислить по памяти всех лауреатов последней премии "Оскар" за лучший фильм, нежели назвать имя художника-выходца из Кавказа. При этом, услышав словосочетание "мужской шовинизм", многие покажут на карте Центральную Азию и Ближний Восток. Возможно, пора развеять мифы и перерасти собственные предрассудки? В этом году на Art Dubai, самой влиятельной ярмарке современного искусства в исламском мире, просветительская секция Marker была посвящена современному искусству Центральной Азии и Кавказа; здесь я познакомилась с нашими общими соседями "за стенкой", о которых и мы, и арабское общество долгие годы "судачило за спиной".

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 1)

В проекте Marker, который курировали художники арт-группы Slavs and Tatars, участвовали пять организаций, включая ArtEast (Бишкек, Киргизия); Asia Art+ (Алматы, Казахстан); Северо-Кавказский филиал Государственного Центра Современного Искусства (Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Россия); Popiashvili Gvaberidze Window Project (Тбилиси, Грузия) и организация поддержки современного искусства YARAT! (Баку, Азербайджан). Совместно с этими платформами Slavs and Tatars отобрали для Marker работы, которые охватывают три поколения художников ХХ века от соцреализма до сегодняшнего дня. 
Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 2)

Для художников Slavs and Tatars проект Marker стал кураторским дебютом не случайно. В своем творчестве Slavs and Tatars выступают от лица всего региона — географической и культурной территории между бывшей Берлинской и Великой Китайской стеной. Выставочное пространство Marker они оформили в виде привычной для этого региона "чайханы": на ложах, покрытых коврами, можно выпить чашку душистого чая и почитать редкие книги про художников. Посетители ярмарки восприняли эту идею "на ура"! Весь день мы проводили на ногах и искали любую возможность, чтобы присесть и "подзарядиться" кофеином. А тут даже не нужно было отходить в кафе. Эти "славяне и татары" знали, что делать: заманить спешащих арт-деятелей искусством незнакомого региона сложно, так что "подкуп" столь приятным местом для отдыха был очень мудрым стратегическим шагом!

В пространстве Marker тут и там стояли стенды для книг в виде "рахле", стилизованных подставок для Корана. На них лежали пять специальных публикаций, выпущенных французским издательством onestar press (по традиции лимитированным тиражом). Каждая книга посвящена одному художнику, издается в 250 экземплярах и считается коллекционной. Я купила экземпляр под номером 107.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 3)

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 4)

Я посетила Marker с огромным интересом, ведь, как уже писала, Кавказ мне далеко не чужой. Я была готова к любым впечатлениям, но больше всего меня поразило совершенно неожиданное открытие — ключевая роль женщин в арт-процессах этого региона. Мы привыкли ассоциировать эту территорию с господством мужчин, царством тестостерона, в котором женщины имеют, мягко говоря, ограниченное право голоса. И тут вдруг оказалось, что ВСЕ пять арт-организаций, представляющих на Marker интересы художников, возглавляют сильные леди.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 5)

Самая влиятельная некоммерческая ассоциация современного искусства Азербайджана YARAT! — дело талантливых рук моей чудесной знакомой Аиды Махмудовой. Общественное объединение ArtEast из Киргизии было создано художницей Гульнарой Касмалиевой. Казахский арт-мир на выставке представляет фонд Asia Art+ и ее директор Юлия Сорокина. В грузинском Popiashvili Gvaberidze Window Project заложены фамилии его основательниц — Ирены Попиашвили и Тамуны Гваберидзе. И, наконец, Северо-Кавказский филиал Государственного Центра Современного Искусства возглавляет директор Галина Тебиева, покровительствующая авторам из Северной Осетии, Алании. Кстати, этот список продолжается и за рамками Marker. Новую нашумевшую организацию в сфере искусства в Казахстане — International Art Development Association (IADA) возглавляют Дина Байтасова и Индира Дюсебаева. На Art Dubai эти амбициозные женщины участвовали в разговоре о будущем региона в рамках программы Terrace Talks.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 6)

"Это политический жест или просто совпадение?" — был мой первый вопрос к художникам Slavs and Tatars. Оказалось, что они даже не обратили внимания на "женский фактор" и удивились этому факту не меньше, чем я. Эта находка меня очень обрадовала! Ведь роль женщин в обществе мне особенно близка: я училась в женском Барнард-колледже при Колумбийском университете в Нью-Йорке и недавно вошла в его попечительский совет. Я и не подозревала, что в эпицентре патриархальной системы именно женщины возглавляют современную культуру.

Заинтересовавшись этим фактом про наших соседей, я начала копать глубже: "А что же насчет художников?" Самое неожиданное открытие касалось Дагестана. Здесь женщины-художницы заложили новый язык искусства и продолжают представлять культуру.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 7)

В качестве заглавной картины для моей колонки про Marker я выбрала работу "Космическая мать" выдающейся женщины Кавказа Галины Конопацкой. На картине 1970 года изображена женщина-мать, напоминающая Деву Марию, но при этом в образе космонавта. Что может быть радикальнее, чем это? Вот она, советская super woman в скафандре, написанная не в Москве, а в Дагестане!

Галина Конопацкая и сама настоящая super woman для своего региона. В 44 года эта киевлянка переехала с семьей из Москвы в Дагестан. Познакомившись с колоритным прикладным искусством края, его поэзией, коврами, вышивками, долмой, темпераментом и традициями Востока, она вдруг сменила технику и материалы письма, что принесло ей всесоюзную и всемирную славу. На Кавказе Конопацкая завоевала все возможные награды в области искусства, прославив полюбившийся регион в Советском Союзе. Гордые горцы (а теперь и посетители Marker со всего мира) от нее без ума. Сегодня Конопацкая славится своим вкладом в художественный язык Дагестана.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 8)

Северный Кавказ, конечно, изменился со времен Конопацкой, и сегодня его имидж куда суровее, чем в советское время. Но все же здешнее искусство опять возглавляет женщина — одна из моих любимых художниц современности Таус Махачева, внучка гениального поэта Расула Гамзатова. Работы Таус показывают зрителям "ее" Дагестан. Они полны уважения, самоиронии и юмора одновременно. В рамках Marker творчество Таус было представлено работой "Пейзаж". Деревянные скульптуры носов аварцев, чеченцев и других народов были выложены на постаменте наподобие горной цепи. Такой вот Кавказский хребет "в профиль". Оказалось, что слово "нос" и "гора" на аварском языке звучат одинаково. Своей образностью и чувством юмора Таус развеивает предрассудки о наших соседях с Кавказа.

Мария Байбакова об искусстве Кавказа и Центральной Азии на ярмарке Art Dubai (фото 9)

Я спросила у Таус, как она относится к Конопацкой: "Она проложила путь для женщин художниц в Дагестане, и для меня её творчество важно. Я даже подумывала продать семейные бриллианты, что бы приобрести её картины, но решила, что всё таки они должны жить в музеях, ведь Конопацкая — наше народное достояние."

Все пять дней на ярмарке Art Dubai я наблюдала, как многие деятели арт-мира внимательно осматривали Marker. Как же я была горда! Да, на Кавказе и в Центральной Азии все еще существует масса социальных и других проблем. Но дело не в этом, а в том, что, благодаря культурному обмену, мы можем познакомиться с "соседями" ближе и лучше, чем через заголовки в СМИ. Ведь главное в жизни — не пытаться изменить других, а просто быть открытым, отказаться от стереотипов и попытаться понять друг друга.

Больше