This is Halloween: история «страшного» праздника — ко Дню всех святых
В канун Дня всех святых не только пересматриваем любимые ужастики, составляем мудборды с костюмами и повторяем туториалы по созданию страшно красивого макияжа, но и возвращаемся в прошлое, чтобы выяснить, откуда растут ноги у одного из самых завирусившихся в последние десятилетия праздников.
Текст: Петр Кондратенко
Где-то между жизнью и смертью
Эта история началась на территории современных Ирландии и Шотландии, где около 2500 лет назад племена кельтов отмечали Самайн — праздник-прародитель Хэллоуина. Самайн связывали с окончанием сезона урожая и приходом зимы и верили, что в это время грань между мирами живых и мертвых как никогда тонка, а значит, вместе с добрыми духами в гости могут наведаться и злые. Чтобы защититься от последних, кельты проводили обряды, отголоски которых мы находим в современном Хэллоуине. Одной из традиций, снискавших сегодня большую популярность, стало облачение в костюмы. Коренные жители островов надевали шкуры и головы животных в надежде скрыться от потусторонних сил, а после вырезали «фонари» из репы. По поверью, огонь, помещенный внутрь корнеплода, заключал в себе силу, которая сохранит собранный урожай и отпугнет нечисть. Три дня и три ночи люди собирались у священных костров, прыгали через них, чтобы очиститься от зла, и слушали предсказания на зиму. Отсюда берет свое начало и палитра Хэллоуина — черный и оранжевый цвет. Первый символизировал «смерть» лета, второй — сезон сбора урожая.
Современное празднование Самайна
Современное празднование Самайна
Современное празднование Самайна
Оригинальный фонарь из репы кельтских племен
Сакральная ночь: христианская версия
В средние века христианство, распространившееся по Европе, добралось и до северных земель. В VIII веке католическая церковь начинает борьбу с язычеством, для чего переносит празднование католического Дня памяти всех святых с 13 мая на 1 ноября — собственно, на день Самайна. Однако искоренить полностью прежнюю веру не удается — национальный дух местных жителей слишком силен. Постепенно традиции католиков и обряды кельтов смешиваются, и к концу XII века зарождается Halloween. К слову, за этими буквами стоит сокращенный вариант кануна Дня всех святых — All Hallows Eve.
Одной из практик нового праздника становится «соулинг», когда городские бедняки в обмен на исполнение сцен или частей пьес, а также молитву за души умерших родственников получали милостыню в виде «соул-кейков» — маленьких пирожных, приправленных мускатным орехом и корицей. Традиция обмена сладостями за песни и стихи отсылает нас к еще одной современной хэллоуинской примете — выменивать конфеты на жизнь (вспомните популярную фразу «кошелек или жизнь»). В середине XVII века некоторые изменения случились и по части украшательств. В канун Дня всех святых ирландцы все так же очищали репу от содержимого, вырезали на ней рожицы и помещали внутрь свечу. Только теперь защищались они от конкретного персонажа народной легенды — Скупого Джека, который в попытках убежать от смерти несколько раз обманул дьявола, после чего был обречен на вечное скитание в ночи. Единственным источником света ему служил уголек, чтобы указать путь.
Неизвестный автор, фрагмент фрески «Пляска смерти», 1490
Установка тыквенного фонаря
Почтовая открытка, 1912
Дебош на улице Вязов
Новый и по-настоящему мощный толчок развития Хэллоуин получает, когда закрепляется в 1840-е в американской культуре. Происходит это благодаря европейским иммигрантам, которые привезли с собой национальные праздники. Добравшись до Нового Света, Хэллоуин постепенно распространяется в небольших сельских поселениях, а впоследствии становится частью осенних фестивалей южных колоний. Как результат, на новом континенте формируется еще одна версия праздника, веселая и куда менее суеверная. В Викторианскую эпоху, когда стало модно все готическое, мрачная сторона заиграла новыми красками: теперь костюмы летучих мышей, призраков, скелетов и ведьм надевают забавы ради, а не чтобы защититься от темных сил. Уже к 1920-м годам Хэллоуин приобретает светскость и постепенно избавляется от всего мрачного и пугающего.
Но спустя десять лет ночь на первое ноября в США трудно будет назвать безобидной и доброй. Ее синонимами станут хаос, бесчинство и вандализм. На волне безудержного веселья дети устраивали массовые беспорядки, начиная безобидными забавами вроде намыливания окон и бросания туалетной бумаги на деревья и заканчивая поджогами и порчей имущества. Мародерство только усугубились во время Великой депрессии, и в 1933 году праздник нес только разрушения, за что и получил имя «Черного Хэллоуина».
Американки в костюмах ведьм, 1910
Вырезка из газеты Los Angeles Herald, октябрь 1910
Костюм призрака, 1905
Разгар костюмированной вечеринки
В сороковые, чтобы предотвратить дебоширство, вместо людных парадов американские общины решили устраивать домашние вечера с переодеваниями и раздачей сладостей. Это привело к появлению нового типа костюма — готового (до этого все карнавальные вещи шили вручную). Наряды продавались по доступной цене и состояли из маски и тканевого халата. Теперь дети могли забыть про страшных чудищ и перевоплотиться в персонажа популярных радиопередач, комиксов и фильмов. В 1950-ые анимационные студии Warner Bros, Hanna-Barbera и Disney продолжают активно создавать шоу и мультфильмы с небезызвестными главными героями вроде Тома и Джерри, Багза Банни, Дональда Дака, Микки и Минни Маус.
На привлечение более взрослой аудитории повлияли комиксы Marvel и DC, а затем и космическая сага «Звездные войны», первый фильм которой вышел в 1977 году. Франшизы быстро вызвали восторженный интерес у зрителей, а Хэллоуин стремительно занял позицию поп-культурного-праздника. К слову, в начале 70-х, в связи с разразившимся в 1972 году Уотергейтским скандалом, самым популярным костюмом среди американцев становится маска с лицом президента Ричарда Никсона. А уже к 80-м костюмы вернулись к своим пугающим корням — спасибо за это фильмам ужасов. После успеха слэшеров «Хэллоуин», «Пятница, 13-е» и «Сияние» в Голливуде утвердился новый тренд на окровавленные образы Майкла Майерса, Джейсона Вурхиза и Джека Торренса. В 90-е годы телевещание захватил MTV, чему свидетельствуют массовые перевоплощения в известных музыкантов. Преданные фанаты пытались повторить версии фирменных нарядов Майкла Джексона, Spice Girls, Бритни Спирс и других знаменитостей.
Постер к хэллоуинскому выпуску «Тома и Джерри»
Кадр из фильма «Хэллоуин», 1978
Дети в масках Ben Cooper. Фото из аккаунта бренда в запрещенной соцсети
Кадр из фильма «Пятница 13-е», 1980
Spooky scary skeletons: торжество поп-культуры
Пройдя все стадии принятия — от языческого торжества урожая до современной версии самого страшного праздника, отвечающего последним веяниям кинематографа, музыкальной индустрии, моды, видеоигр и медиа, — Хэллоуин превратился в главный костюмированный бал во всем мире. Только представьте, согласно опросу Национальной федерации розничной торговли США, в этом году американцы потратят около 11,5 миллиардов долларов на празднование Дня всех святых. Что особенно важно, цифра с каждым годом растет, и сегодня Хэллоуин — это многомиллионный бизнес, очередной повод пересмотреть любимые хорроры (хотя для этого особенный день не нужен) или нарядиться в самый отвязный из образов. В наше время костюм — целое самостоятельное высказывание на тему, вдохновленный как всеми известными сюжетами, так и совершенно новыми явлениями массовой культуры. Тренд задают знаменитости, которые с появлением на ковровых дорожках, вечеринках или в ленте новостей продают главную идею — всего на одну ночь можешь сбежать от реальности, стать кем и чем угодно, а главное — тебе за это ничего не будет (ну или почти).
The Weeknd и Белла Хадид в образах Битлджуса и Лидии Дитц, 2018
Хайди Клум в образе дождевого червя, 2022
Зои Кравиц и Ченнинг Татум в образах матери и ребенка из фильма «Ребенок Розмари», 2023
Кендалл Дженнер в образе феи, 2019
Кеке Палмер в образе невесты Франкенштейна, 2023
Saweetie в образе Эдварда руки-ножницы, 2023
Хайди Клум в образе Фионы из «Шрека», 2018
Синди Кроуфорд в образе Мэрилин Монро, 1996
Селена Гомез и Бенни Бланко в образах Алисы в Стране чудес и Безумного Шляпника, 2024