В марте этого года в Москве на Петровке состоялось торжественное открытие нового бутика бренда Aquazzura. Сегодня обувь этой марки доступна в 48 странах, а собственные бутики открыты во Флоренции, Лондоне, Майами, Нью-Йорке, а теперь еще и в специализированном магазине в российской столице. По случаю открытия в Москву прибыл создатель марки Эдгардо Озорио. Мы встретились с дизайнером в бутике Aquazzura, чтобы расспросить его о вкусах столичных девушек и о том, почему туфли на высоком каблуке никогда не станут удобными.
— Вы неоднократно приезжали в Москву. Как город встретил вас на этот раз?
— Вы знаете, я бывал здесь больше раз, чем могу вспомнить. И с каждым приездом я люблю Москву все больше. Это город счастья, наполненный великолепными людьми, особенно — прекрасными женщинами. Здесь всегда есть чем заняться.
В прошлом году я впервые приехал в Санкт-Петербург и создал после этого специальную «русскую коллекцию». Потрясающий город! Он настолько меня заинтересовал, что я даже до визита начал читать книги по истории России. В Петербург я влюбился без памяти — ходил по Эрмитажу часами. Я посвятил коллекцию красотам и, конечно, красавицам вашей Северной столицы.
— Расскажите о том, как изменилась философия Aquazzura с момента создания бренда? Что вам изначально хотелось воплотить в этом бренде?
— Все довольно просто. Я только закончил образование и увидел, что в рынке есть место для дома, который бы делал женскую обувь — такую, которая была бы и сексуальной, и удобной одновременно. Когда я начинал работать, обувь не была обувью — скорее монументальной платформой, огромным изваянием, каблуки были выше некуда.
Меня очень это отталкивало. Я не считаю это сексуальным. Я и сам делаю каблуки и платформы, но тогда в этом не было практически никакой элегантности. Я же хотел делать обувь, в которой девушка сможет свободно гулять и танцевать. Я начал с балеток — обуви на каждый день, на любой случай жизни. В основу моей философии легло кредо: «красивая обувь из Тосканы, в которой тебе будет удобно, в которой ты почувствуешь себя сексуальной». Это и было самым главным — нашим «наркотиком». Как только женщина примеряет обувь Aquazzura, она становится нашим клиентом. Это неизбежно. Она полностью меняется.
— Почему происходит эта трансформация?
— Она происходит только тогда, когда нога девушки прикасается к тому, что я сотворил. Моя обувь оживает только на женской ножке.
Работаю я очень просто — начинаю с рисунка, как любой дизайнер. Но когда получаю первый образец, то немедленно начинаю его менять, буквально формировать его вокруг женской ножки. Я часто говорю: вы можете носить платье, но ваша обувь носит вас. Не вы носите туфли — все наоборот. Это не одежда, это часть вашего тела. На ноге мои творения производят впечатляющий эффект.
Моя любимая цитата Оскара де ла Ренты: «Женщина должна ходить так, как будто за ней в трансе идут трое мужчин». И когда я рисую, я создаю такой дизайн, в котором женщина будет чувствовать, что за ней идет как минимум пятеро.
— Но комфорт всегда остается на главном месте при создании новой модели?
— Именно так. Какой смысл в красивой паре каблуков, которую вы надели на вечеринку, если через пятнадцать минут на вечеринке у вас начинают мучительно болеть ноги и вам немедленно хочется бежать домой? Это не удовольствие, а пытка.
Когда бренд только начинал работать, меня постоянно приглашали на свадьбы, и на какую бы я ни попадал, везде слышался женский стон: «Это невозможно, за что мне это?!» Я был удивлен — как это возможно, что до сих пор никто не создал удобной обуви на каблуках? Конечно, боль и каблуки связаны неотрывно, но не должна же она начинаться сразу, как только вы пришли на вечеринку!
— Расскажите о своей новой коллекции, которую вы привезли в Москву. Почему вы решили назвать ее «Эксцентричные джунгли»? Откуда к вам пришло вдохновение?
— Мне недавно исполнилось 30, и я закатил во Флоренции пару больших вечеринок. На первой я устроил бал-маскарад в стиле джунглей, так его и назвав — «Эксцентричные джунгли». Все было украшено в стиле разных племен — масаев, жителей Папуа — Новой Гвинеи... После этого бала я проникся этими культурами и начал изучать их по книгам и альбомам. Я понял, что эстетическая философия этих народностей строится вокруг ярких цветов и что мода играет в их культуре огромное значение. Они настоящие модники! Жители Папуа — Новой Гвинеи проводят половину дня, занимаясь только своим внешним видом — украшая свое тело и лицо. Половину дня! Для них это инстинктивно — у них нет таких понятий, как стиль или безвкусица. Они просто чувствуют, что правильно и красиво.
Мне очень понравился этот образ мышления, эта радость от жизни. Поэтому я решил делать новую летнюю коллекцию, основываясь на их принципах, начал готовить мудборды. Я украсил туфельки вышитыми из шелка растениями и яркими всполохами основных цветовых комбинаций. Использовал суперяркие цвета. Я разделил коллекцию на несколько частей, которые будут выходить в течение этого года. Перья, цветы, экзотика, богемность — все в коллекции сделано так, чтобы вы захотели стряхнуть с себя холодную московскую зиму и побежать веселиться.
— Кстати про москвичек — чем они отличаются от других поклонниц Aquazzura?
— Для русских девушек, как и для многих других, обувь — это символ статуса. Это способ не только почувствовать себя красивой, но и проявить свою силу, авторитет.
— Расскажите о классических итальянских традициях, которые вы сохраняете, продолжая производить всю продукцию в Тоскане.
— Сказать по правде, техники создания обуви, используемые сегодня, мало отличаются от тех методов, что применяли 60 лет назад. Если отправиться в наши мастерские, первое, что замечаешь, — все делается практически полностью вручную. У нас есть машины, и они сейчас стали настолько сложными, что исчезает всякая необходимость в тяжелом физическом труде, но все-таки без талантливых рук они бесполезны.
Да, мы всегда ищем новые технологии: к примеру, сейчас начали вводить в обувь силикон, чтобы сделать ее еще удобнее и легче. Но само мастерство остается неизменным. И мне это нравится. Многие наши мастера никогда не учились обувному искусству у профессионалов — они узнали обо всем непосредственно на производстве за 30 или 40 лет работы. Каждая пара обуви уникальна. И когда я работаю с техниками, которым под 70 лет, я замечаю, что каждую пару каблучков они рассматривают с неподдельным интересом и радостью — это для них очередное приключение, новый способ испытать себя. Без их экспертизы я бы не смог создавать то, что создаю сегодня.
У меня работают старушки из Тосканы, которые умеют вышивать цветы из шелка так, как никто другой, а после — раскрашивают их вручную. Делают они это у себя дома или в маленьких ателье. И их внучки видят этот процесс и учатся у них этому искусству. Я больше всего времени провожу в Тоскане, потому что мне нравится находиться в мастерской — там вся моя жизнь.
— Что поменялось в индустрии моды за годы существования Aquazzura? Что бы вы назвали самым сложным аспектом вашей работы?
— Самое сложное — правильно выбрать время. Все меняется невероятно быстро, включая вкусы клиентов. Иногда вдруг обнаруживаешь, что в голове у тебя слишком много идей, а найти для их реализации время очень сложно. Ну а делать все так, чтобы получилось красиво, — еще сложнее.
Я очень много путешествую, многое успеваю, но постоянно получается, что времени все равно не хватает. Раньше дизайнер создавал максимум две коллекции в год. И работа над ними занимает немало времени: каждая примерка и последующая редактура одной пары обуви занимает две недели. Малейшая ошибка — и обувь получится неудобной. Это невероятно точная наука, хотя все и делается вручную.
Сейчас же мы выпускаем четыре основных коллекции в год плюс множество капсульных коллекций — свадебная, две детские, специальные коллекции с моделями, такими как Поппи Делевинь и Аризона Мьюз. Все это происходит одновременно — сейчас я работаю над еще одной коллекцией для подиума в Париже. Скоро и она поступит в московский бутик.
— Как создавался московский магазин Aquazzura? Расскажите о вашем сотрудничестве с Aizel.
— Мы давно работаем вместе с Aizel, они мои давние клиенты. Нам показалось, что пора построить себе «дом» в России. Для нас это очень важно, так как именно здесь продается больше всего продукции.
По обуви в универмаге не всегда можно понять, что она из себя представляет. Но когда приходишь сюда, понимаешь, что в эти туфли мы вложили душу. Каждый наш бутик уникален. Мы часто используем в дизайне интерьеров наши классические черно-белые полоски, но концепция у всех магазинов — разная. В случае с Москвой я хотел сделать что-то, что принадлежало бы городу и сочеталось с его эстетикой. Красный цвет часто использовался в московском зодчестве, также мы использовали много мрамора, как в Эрмитаже, встроили арки в потолок. Это идеальная комбинация стилей, которые любят именно в России.
— Вы упомянули Поппи и Аризону. Кто из них ваша муза?
— Я бы не сказал, что у меня есть только одна муза! Я просто называю их Aquazzura Girls! У меня множество муз, и они постоянно меняются. Мы часто делаем коллекцию для одной девушки, но, когда я создаю обувь, я думаю о разносторонней личности, которую представляет собой любая женщина. В один день она предстает передо мной мамой, которая в модных кроссовках или балетках бегает по городу и старается все успеть. В другой — сногсшибательная красавица на вечернем приеме... В каждой женщине живет множество уникальных личностей, и каждая женщина хочет отражать эти личности в своем образе. Сама идея музы мне кажется немного устаревшей. Я предпочитаю просто называть их «девушками Aquazzura».
— Как вам кажется, сейчас молодым дизайнерам труднее стать популярными, «пробиться» в индустрии?
— Да, стало сложнее. Но в этом деле главное — отличаться от всех остальных. Сейчас все стараются делать одно и то же, быть похожими друг на друга. Если у тебя уникальная точка зрения и ты создаешь то, что ты любишь, ты станешь популярным. Так получилось со мной: я просто делал то, что мне нравилось больше всего. У меня с самого начала был очень специфический подход к работе и самобытный стиль. Это отражается даже на дизайне наших бутиков.
— Каким вы видите будущее Aquazzura?
— Я хочу, чтобы мой дом моды превратился в глобальный бренд аксессуаров. Мы уже расширяемся и начинаем заниматься аксессуарами и мужской обувью. В мае мы запускаем новую линию кроссовок. Я хочу расти и верю, что впереди меня ждут большие свершения. Но я хочу сохранить производство в Италии, в Тоскане. Там — мой дом и мое сердце.