«Продюсирование — это единственная профессия, где ты сам нанимаешь своего босса»
В начале ноября в прокат вышел новый продюсерский проект Hype Production — драма «Осколки» Алисы Хазановой. Также в производстве находится фильм о юности Виктора Цоя «Лето», который был заморожен в связи с арестом его режиссера Кирилла Серебренникова. Мы встретились с одним из основателей компании Ильей Стюартом и поговорили о том, как он пришел в продюсирование, как попасть в Hype Production и чем производство рекламы отличается от создания кино.
Мой колледж принадлежал к тем европейским университетам, где можно было выбирать карьеру прямо в процессе обучения. На третьем курсе, когда настала пора выбирать специализацию, я выбрал кино, совершенно случайно и интуитивно. В какой-то момент каждой группе предложили снять фильм, и мы стали чуть ли не голосовать, кто кем будет на съемочной площадке. Должность продюсера почему-то никто не хотел брать. Наверное, все боялись ответственности, да и не могли точно сказать, что она означает. В группе были одни девушки, поэтому я выбирал последним и мне пришлось занять единственную оставшуюся позицию.
Наш фильм назывался «Love Noir» — это была детективная история с элементами нуара. Снимали мы его по сценарию, который выиграл в конкурсе на параллельном факультете. В качестве продюсера мне действительно пришлось заниматься всей организацией съемочного процесса: выстраиванием логистики, коммуникацией между департаментами и поиском финансирования. Нам в самом деле удалось привлечь какие-то средства, но сами тоже скидывались на съемки. Это был очень полезный опыт — с такой проблемой мы сталкивались и в настоящем производстве.
После университета я устроился на работу в рекламное агентство BBDO. Это дало мне уникальную возможность понаблюдать за американскими и британскими производственными компаниями, лучшими в мире. Сопоставляя зарубежный и российский опыт, мы в итоге сформировали идеологию Hype Production (компания Ильи Стюарта и Мурада Османна, основанная в 2011 году. — Прим. Buro). У нас были большие амбиции перенести западную схему на наш рынок. Мы ориентировались на Anonymous Content и Propaganda Films. В России такой подход успешно практиковала компания Bazelevs Тимура Бекмамбетова. Суть в следующем — у компании есть определенный пул режиссеров, которых она предлагает рынку на эксклюзивной основе. Главным ориентиром для нас была Anonymous Content. Они начинали с рекламы, а впоследствии, работая с Дэвидом Финчером и Алехандро Гонсалесом Иньярриту, начали производить проекты вроде «Бердмена», «Выжившего», «Настоящего детектива», «Мистера Робота» и т.д.
Однако в российской рекламе так выстроен рынок производства, что такая концепция не очень популярна — никто не хочет рисковать. Обычно клиент обращается к рекламному агентству, оно связывается с продакшен-компаниями и устраивает тендер. Им в свою очередь нужно опередить конкурентов и срочно позвонить режиссеру, чтобы его зарезервировать. Нам хотелось избежать этой суеты. Лучше работать с постоянными режиссерами, которые сидят у нас в офисе, — неком «месте силы», где все занимаются творчеством. Наша идеология сработала — к нам стали обращаться за определенными именами и определенным стилем.
В кино мы изначально начали сотрудничать со знакомыми режиссерами, в рекламе ситуация была иной. Мы с моим партнером Мурадом [Османном] полагаемся исключительно на собственный вкус. Если нам нравится, как выглядит определенный музыкальный клип, мы звоним режиссеру и приглашаем к себе. Появление Hype Production совпало с определенной модой — мы попали в волну хипстеров и стали своего рода хипстерским продакшеном. В то же время у многих брендов появился запрос на «омоложение». Даже по телевизионной рекламе видно, что компании захотели отразить этот сегмент молодежи, и в рекламе тех же йогуртов стало появляться все больше главных героев с бородой. В этом плане нашей визитной карточкой стал рекламный ролик Martini — он на долгое время стал главным референсом для заказчиков. В какой-то момент у нас начало появляться международное признание, и компания постепенно стала выходить за рамки имиджа «хипстерского продакшена». Тогда мы пошли на вполне осознанный риск — занялись производством кино.
Реклама — это чистый бизнес, а кино только наполовину: вторую составляет искусство. Чтобы выстроить коммерческую часть, мы пошли по тому же пути, что и в рекламе, — сначала начали работать на имидж и портфолио. Разумеется, у нас есть амбиции построить на это полноценную структуру бизнеса.
Однако кино — это рискованное предприятие. Например, фильм «Холодный фронт» не окупился. Изначально мы рассчитывали, что ему удастся выйти в ноль за счет фестивального успеха и международных рынков. Предполагаемого резонанса не произошло по самым разным причинам; в конце концов, мы поняли, что выбрали не совсем верную фестивальную стратегию. И все же мы довольны судьбой «Холодного фронта» — он продолжает продаваться на международных территориях и, что самое важное, нашел своего зрителя.
Мы сами, как инвесторы, сознаем риски и стараемся донести их до всех наших партнеров. И не так важно, какое кино мы делаем — фестивальное или коммерческое, риск есть всегда. Его можно минимизировать, но полностью от него избавиться нельзя. Безусловно, люди хотят заниматься кино по самым разным причинам. Одни преследуют чисто коммерческие цели, другие хотят приблизиться к искусству и поддержать художника, третьи выступают как меценаты. Здесь требуется индивидуальный подход — важно понять интерес и затем презентовать кино.
Мы сами выбираем своего начальника режиссера. Продюсирование — это единственная профессия, где ты сам нанимаешь своего босса. В этой фразе выражен наш подход к творчеству, поскольку сделать правильный выбор, подобрать определенную комбинацию талантов — это творческий процесс.
Офис — это место силы.
Мы хотим, чтобы нас воспринимали как бутиковую компанию, где все сотрудники — это друзья и единомышленники. Я не побоюсь даже слова «семья» и связанного с ним пафоса. Производство любого фильма занимает два-три года, поэтому чувство близости со съемочной группой и ощущение семьи возникает само собой.
Мы поддерживаем авторов.
Мы ищем режиссеров, за которыми сами хотим идти, а затем убеждаем в этом партнеров — пытаемся заразить их мыслью,
что за этим человеком и его видением в самом деле стоит следовать.
Отсутствие профильного образования не помеха.
Конечно, разница между режиссером с фундаментом и без него очевидна, однако для нас это никогда не было принципиальным моментом. Мы практикуем так называемый proof of concept — даем возможность молодому режиссеру показать себя на съемочной площадке. Это не совсем короткометражный фильм, а скорее проба пера — доказательство того, что идея работает.
Сейчас появилось ощущение, что наше имя работает на нас: нам пишет просто невероятное число людей. Мы стараемся отвечать и уделять внимание каждому, поскольку боимся пропустить следующую звезду. Вот несколько советов для тех, кто хочет, чтобы на них обратили внимание. Мы, как люди из рекламы, обращаем внимание на визуальный ряд, поэтому не стоит присылать только сценарий — нужна красиво оформленная презентация с картинками, описанием и референсами.
Я продюсер без профильного образования, что, на мой взгляд, неважно. Чем богаче бэкграунд у будущего продюсера, тем креативнее он будет подходить к решению задач. В этом плане мой партнер Мурад очень интересен: он получил инженерное образование, потом стал фотографом и, наконец, пришел к продюсированию. Это сейчас прозвучит как голливудский штамп, но я сталкивался с продюсерами, которые всю жизнь продавали машины, а потом уходили в кино и достигали в нем невероятного успеха.
Нужно ли образование режиссеру — вопрос открытый. Я уже говорил, что это некритичный момент, однако он важен. Отсутствие киношколы можно восполнить опытом на площадке и чтением книг. Продюсер — это одна из немногих профессий, где опыт в сотню раз важнее образования.
В Голливуде очень четко разграничены типы продюсеров — исполнительный, ассоциативный, сопродюсер. Какого-то общего определения просто нет, это слишком сложный термин. Для меня продюсер — это тот, кто проходит путь с проектом от нулевого до последнего дня.
Чтобы стать продюсером, нужно просто бесконечно любить кино. Не нужно иметь за плечами огромное состояние, не нужно обладать образованием, главное — быть готовым убиться за идею и результат.
Для начала можно пойти работать в продюсерскую компанию. У нас, например, пришло много молодых ребят после ВГИКа, и уже сейчас они выросли до серьезных продюсеров. Другой вариант — основать собственную компанию. Как бы банально это не звучало, но сейчас каждый может снимать кино. Людей много, идей много — каждому по силам собрать команду и спродюсировать фильм. И совсем не обязательно быть для этого студией Universal.
Самый верный путь в продюсировании — это изучение чужих примеров, а именно за кризис-менеджментом. По сути, вся профессия из него состоит. Мы любим говорить, что не лезем в творчество на площадке, потому что договариваемся обо всем на берегу и работаем над фильмом уже на стадии монтажа и продвижения. Однако на деле мы действительно управляем кризисом на площадке. Есть такой американский стереотип — успешный продюсер должен делать свою работу так, чтобы на съемках просто сидеть и курить сигару. Я уверен, что это просто невозможно: создание фильма сопряжено со слишком большим количеством процессов, которые могут пойти не так. Тем не менее мы стараемся сделать каждый проект так, чтобы на площадке можно было «курить сигару».