Создатель сериала «Измены» рассказывает о новом фильме «Купи меня», работе в Америке и творческих амбициях
На последнем Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма «Купи меня» с Юлией Хлыниной, Светланой Устиновой и Анной Адамович. По сюжету студентка филфака Катя уезжает в Арабские Эмираты, чтобы начать модельную карьеру. Вскоре она узнает, что под вывеской агентства скрывался элитный бордель, обслуживающий шейхов.
«Купи меня» стал новым совместным проектом авторов сериала «Измены» — режиссера Вадима Перельмана и сценариста Дарьи Грацевич. Свой дебютный фильм Перельман снял в Америке — им стала экранизация романа Андре Дюбюса «Дом из песка и тумана». Лента получила три номинации на «Оскар». После второй картины «Мгновения жизни» он приступил к съемкам сериала «Пепел». Известность в России Перельману принес сериал «Измены», который транслировали по ТНТ в 2015 году.
— Вадим, вы ведь не планировали снимать следующий фильм в России. Что заставило вас изменить решение?
— Это все Даша Грацевич. «Измены» привлекли меня именно материалом, и хотя после них я, правда, зарекся снимать в России, Даша меня снова убедила, показав сценарий «Купи меня».
— Вы много лет живете в Канаде. Каким образом вы проверяете сценарии о России на правдоподобие?
— Я снимаю не столько о России, сколько о людях, которые в ней живут. «Измены» и «Купи меня» — это не социальное кино. Кроме того, последние года два-три я часто бываю в России. Так что в целом я представляю обстановку. Иногда я угадываю. Вот смотрю на ситуацию из сценария — например, герои сидят за столом на кухне. Я сразу представляю, как я все это вижу, а потом мы пытаемся воссоздать образ на площадке. Для каких-то деталей — скажем, военного обмундирования — есть консультанты. Вот на съемках «Купи меня» возник вопрос: в какой квартире живут героини? Я сразу представляю «бабушкину квартиру». Мне хватает знания российских реалий.
— Почему вы избегаете политики в своих фильмах?
— Я ее и в жизни избегаю, поскольку это все фуфло. Обычный человек не может трезво оценить политическую ситуацию — он может только лаять на караваны. В результате он чувствует себя угнетенным и возмущается вещам, которые не может контролировать — даже в условиях демократии. Я очень цинично отношусь к политике, и мне просто не хочется смотреть на нее через призму моего кино. Даже во время предвыборной кампании 2016 года мне удавалось оставаться в стороне: большую часть времени я был в Канаде, да еще и на съемках.
— Влияют ли на вас американские стереотипы о жизни в России?
— Нет, и я стараюсь бороться с ними, когда приезжаю в Штаты. Стереотипы вызывают у меня смех, а подчас и злобу. И ведь встречаются довольно типичные вещи — думают, например, что в России живут бандиты да алкоголики. Тем не менее американская кинопублика знает некоторые российские фильмы — претендентов на «Оскар», например. И все же едва ли кто-то назовет фамилию режиссера «Левиафана». Каннские или венецианские фильмы продюсеры вообще не знают: им ближе Sundance и кинофестиваль в Торонто. В целом, конечно, знания о российском кинематографе стремятся к нулю.
— А как отреагировали на «Измены» в Америке?
— Я показывал их моим друзьям и нескольким профессионалам — им очень понравилось. Даже сказали, что сериал на уровне НВО (канал, ответственный за производство таких сериалов, как «Игра престолов» и «Настоящий детектив». — Прим. Buro 24/7). Еще им очень понравилась игра Лены Лядовой — сказали, что у них нет актрисы, которая смогла бы вытянуть такого персонажа.
— Все же где вам комфортнее снимать — в России или США?
— Смотря о каких фильмах идет речь. Если ты делаешь нишевый проект и у тебя хорошие отношения с Минкультуры и Фондом кино, то проще делать в России. В таком случае не приходится бегать по студиям и пытаться продать свой фильм. Но если речь идет о среднебюджетном кино, то лучше заниматься им в Штатах или в Европе. Там очень много различных фондов, налоговых скидок на кинопроизводство и заинтересованных инвесторов.
— Вам помогает в России репутация «голливудского режиссера»?
— В первую очередь актеры проявляют больший интерес.
— Кстати, об актерах — я слышал, что в Москве был ажиотаж, когда вы объявили кастинг. Вы быстро утвердили актрис на главные роли?
— Я провожу очень тщательный отбор и стараюсь исходить из роли. В «Купи меня» всех, конечно, утверждали в разном порядке — последней была Света Устинова. Мы пробовали ее на роль Лизы (в итоге партия досталась Анне Адамович. — Прим. Buro 24/7) — нам было интересно посмотреть на нее в этом образе. Юлю Хлынину мы почти сразу утвердили.
— В одном из интервью вы говорили, что являетесь очень сентиментальным человеком — в частности, вы заявили, что плакали, когда читали «Дом из песка и тумана». Какие эмоции вызвал у вас сценарий «Купи меня»?
— Конечно, таких эмоций, как «Дом из песка и тумана», он у меня не вызвал. Но я вник в судьбы героинь и очень им симпатизировал — болел за них, можно сказать.
— У вас не возникало желания немного смягчить сценарий? Ближе к финалу возникает впечатление, что на персонажей свалилось слишком многое.
— Нет, это Дашина история — я очень осторожно отношусь к чужим историям, особенно если они написаны специально для меня.
— Тем не менее вы перерабатывали сценарий «Дома из песка и тумана».
— Да, но я дорабатывал его вместе с автором и с его позволения. И я уж точно не хотел его смягчить — напротив, у меня было желание сделать его эмоциональнее.
— «Измены» часто сравнивали с «Блудливой Калифорнией» и «Сексом в большом городе». Какую аналогию вы бы могли подобрать для «Купи меня»? Или же это чисто российская история?
— Дураки сравнивали, честно говоря. Это отдельное произведение, и, более того, я никогда не смотрю другие фильмы и сериалы во время съемок. Да, иногда получаются похожие истории, но в целом я подобных сравнений не понимаю. Перед «Изменами» я не видел ни одного эпизода упомянутых сериалов. Я уже потом посмотрел «Блудливую Калифорнию» — это шоу от первого лица и с большим упором на комедию. Я бы даже сказал, что это можно назвать «нуаром» — это сексуальный детектив.
— «Секс в большом городе» зрителя не только развлекал, но и обучал — учил говорить о сексе, одеваться, строить отношения. В «Купи меня» вы ставили подобную цель?
— Это больше к Даше вопрос: если я отвечу утвердительно, то получится, что она ставила такую задачу. Лично я не люблю «месседжи» — я не моралист и не хочу кормить людей моралью. Конечно, они все равно есть в моих фильмах, но я стараюсь их не подчеркивать. Я не для этого снимаю кино.
— А для чего тогда?
— Если говорить честно, то я хочу показать какую-то частицу себя в фильмах. Хочу задать миру определенный вопрос и получить на него ответ, а именно понять, что я в самом деле могу выразить себя с помощью кино.
— В таком случае каковы ваши режиссерские амбиции?
— Мне бы хотелось продолжать расти, учиться и становиться лучше в своей профессии. Разумеется, хочется стать популярнее — все мечтают о наградах, признании, в этом нет ничего постыдного. Но для меня это не главное.
— Хорошо, а следующий проект вы уже присмотрели?
— У меня было три проекта на выбор, но уже осенью надеюсь приступить к экранизации романа Брета Энтони Джонстона «Запомни меня таким».