«Королевство»: 5 причин посмотреть смелую подростковую драму Татьяны Рахмановой

В четверг, 3 октября, в прокат выходит «Королевство» — провокационная драма Татьяны Рахмановой о выпускниках детдома, сбежавших от реальности. Лента получила награды на кинофестивале «Маяк» за лучший дебют и лучшую операторскую работу, а теперь, спустя почти год, добралась и до широкого зрителя. Нашли пять причин непременно увидеть это кино на большом экране.


1

РУССКАЯ ВАРИАЦИЯ «ИДИОТОВ» И «АМЕРИКАНСКОЙ МИЛАШКИ»



1

РУССКАЯ ВАРИАЦИЯ «ИДИОТОВ» И «АМЕРИКАНСКОЙ МИЛАШКИ»


«Королевство» — тот фильм, который вызывает крайне бинарные оценки как у критиков, так и у зрителей, заставляя вспомнить известное фонтриеровское «фильм, как камешек в ботинке». В этой яркой, хулиганской и неординарной драме смешались и «Идиоты» фон Триера, и живой кинематограф Кассаветиса, и даже вайб «Американской милашки» Арнольд. И, наверное, так подростков — с такой нежностью, с такой любовью и при этом так правдиво — на отечественной почве не снимали со времен ранней Валерии Гай Германики. Неузнаваемый Алишер Хамидходжаев, которого смело можно назвать главным оператором всего нового российского кино XXI века (от Хомерики и Германики до Сигарева и «Аритмии»), снимает «Королевство», словно это приглашенный американский инди-оператор «Сандэнс»-хитов.

«Королевство» — тот фильм, который вызывает крайне бинарные оценки как у критиков, так и у зрителей, заставляя вспомнить известное фонтриеровское «фильм, как камешек в ботинке». В этой яркой, хулиганской и неординарной драме смешались и «Идиоты» фон Триера, и живой кинематограф Кассаветиса, и даже вайб «Американской милашки» Арнольд. И, наверное, так подростков — с такой нежностью, с такой любовью и при этом так правдиво — на отечественной почве не снимали со времен ранней Валерии Гай Германики. Неузнаваемый Алишер Хамидходжаев, которого смело можно назвать главным оператором всего нового российского кино XXI века (от Хомерики и Германики до Сигарева и «Аритмии»), снимает «Королевство», словно это приглашенный американский инди-оператор «Сандэнс»-хитов.


2

РЕЖИССЕР С ТЕАТРАЛЬНЫМ БЭКГРАУНДОМ



2

РЕЖИССЕР С ТЕАТРАЛЬНЫМ БЭКГРАУНДОМ


«Королевство» — полнометражный дебют Татьяны Рахмановой. Изначально филолог по образованию, она создавала пьесы для драматического и музыкального театров, работала с Валерием Фокиным, Маратом Гацаловым и Андреем Могучим. Дебютная драма стала триумфатором «Маяка» и вошла в основной конкурс фестиваля VOICES, где Наум Клейман назвал ее «рождением нового талантливого автора». В фильме Рахманова экспериментирует с драматургией и уходит от линейного повествования, с первого кадра погружая зрителя в гущу событий.

«Королевство» — полнометражный дебют Татьяны Рахмановой. Изначально филолог по образованию, она создавала пьесы для драматического и музыкального театров, работала с Валерием Фокиным, Маратом Гацаловым и Андреем Могучим. Дебютная драма стала триумфатором «Маяка» и вошла в основной конкурс фестиваля VOICES, где Наум Клейман назвал ее «рождением нового талантливого автора». В фильме Рахманова экспериментирует с драматургией и уходит от линейного повествования, с первого кадра погружая зрителя в гущу событий.


3

АТМОСФЕРА ОТЧАЯННОГО ПРАЗДНИКА



3

АТМОСФЕРА ОТЧАЯННОГО ПРАЗДНИКА


Подростки отмечают выпуск из детского дома и арендуют роскошный коттедж, чтобы устроить бесконечный праздник. Эти два дня — триумф свободы и исполнения желаний. Мир вне дома перестает существовать — ребята позволяют себе жить на полную катушку, как будто завтра никогда не наступит. Когда эйфория достигает пика, в воздухе сгущается тревога — аренда коттеджа закончилась, денег не осталось, но подростки не хотят возвращаться в реальность. Их «королевство» становится крепостью, в которой они пытаются удержать свою иллюзорную мечту. И даже когда дом начинают штурмовать, никто не уходит. Зритель вместе с героями проживает эпизод головокружительной сказки, а потом ощущает полную безысходность, которая неизбежно наступает после громкой вечеринки.

Подростки отмечают выпуск из детского дома и арендуют роскошный коттедж, чтобы устроить бесконечный праздник. Эти два дня — триумф свободы и исполнения желаний. Мир вне дома перестает существовать — ребята позволяют себе жить на полную катушку, как будто завтра никогда не наступит. Когда эйфория достигает пика, в воздухе сгущается тревога — аренда коттеджа закончилась, денег не осталось, но подростки не хотят возвращаться в реальность. Их «королевство» становится крепостью, в которой они пытаются удержать свою иллюзорную мечту. И даже когда дом начинают штурмовать, никто не уходит. Зритель вместе с героями проживает эпизод головокружительной сказки, а потом ощущает полную безысходность, которая неизбежно наступает после громкой вечеринки.


4

ЖИВОЕ КИНО, ГДЕ ИГРАЮТ РЕАЛЬНЫЕ ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ



4

ЖИВОЕ КИНО, ГДЕ ИГРАЮТ РЕАЛЬНЫЕ ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ


Почти все главные роли исполнили выпускники детских домов, и для них «Королевство» — нечто более личное, чем просто художественный фильм. Взаимодействие подростков на экране кажется максимально естественным — они проживают собственные эмоции и страхи, и эта документальная основа создает ощущение предельной искренности. «Мы все повреждены духовно и телесно», — говорит один из героев Игорь про своих друзей. Эту фразу он произнес в первую встречу с режиссером, и она стала ключевой в фильме. Пока Игорь рос в детдоме, он собирал свой «архив жизни» — в небольшую тетрадку попадало все, что тронуло сердце: стихи, обертка от шоколадки, флаеры с распродажи, детские раскраски… Дневник становится частью картины, усиливая ее глубину.

Почти все главные роли исполнили выпускники детских домов, и для них «Королевство» — нечто более личное, чем просто художественный фильм. Взаимодействие подростков на экране кажется максимально естественным — они проживают собственные эмоции и страхи, и эта документальная основа создает ощущение предельной искренности. «Мы все повреждены духовно и телесно», — говорит один из героев Игорь про своих друзей. Эту фразу он произнес в первую встречу с режиссером, и она стала ключевой в фильме. Пока Игорь рос в детдоме, он собирал свой «архив жизни» — в небольшую тетрадку попадало все, что тронуло сердце: стихи, обертка от шоколадки, флаеры с распродажи, детские раскраски… Дневник становится частью картины, усиливая ее глубину.


5

УХОД ОТ ОСТРОСОЦИАЛЬНОГО К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ



5

УХОД ОТ ОСТРОСОЦИАЛЬНОГО К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ


Фильм обращает внимание на несостоятельность программ адаптации, которые действуют для выпускников детдома. Им выделяют деньги, чтобы начать новую жизнь, но это не помогает подросткам преодолеть социальный вакуум и оставить прошлое. Детский дом у них внутри — в их реакциях, тотальной дезориентации и стремлении к эскапизму. Но сама Рахманова называет «Королевство» общечеловеческой историей, ведь в какой-то момент каждый может ощутить полную растерянность перед происходящим в жизни и прятаться от реальности в своем «королевстве».

Фильм обращает внимание на несостоятельность программ адаптации, которые действуют для выпускников детдома. Им выделяют деньги, чтобы начать новую жизнь, но это не помогает подросткам преодолеть социальный вакуум и оставить прошлое. Детский дом у них внутри — в их реакциях, тотальной дезориентации и стремлении к эскапизму. Но сама Рахманова называет «Королевство» общечеловеческой историей, ведь в какой-то момент каждый может ощутить полную растерянность перед происходящим в жизни и прятаться от реальности в своем «королевстве».

01.10.24, 10:41