Если где и проводить первые недели декабря, то только в солнечной Флориде. Art Basel Miami Beach — одна из главных тому причин
Ярмарка современного искусства Art Basel Miami Beach завершила свою работу уже в 11-й раз: с 5 по 8 декабря Майами снова стал местом слета коллекционеров и арт-дилеров со всего мира. По данным организаторов, на смотр прибыло почти 75 тысяч гостей, на 7% больше, чем в прошлом году. Прежде всего едут туда за новейшим американским искусством — для европейского есть свой Art Basel в Базеле, а для азиатского, начиная с этого года, — в Гонконге. Следующую ярмарку из трио "Базелей", Art Basel Hong Kong, ждем уже в мае 2014 года.
Неделя Art Basel Miami Beach как всегда самая насыщенная в году: параллельно с "Базелем" в городе прошло еще около десятка ярмарок и выставок. Самые интересные из них — арт-смотры Untitled и Scope (расположившиеся прямо на пляже близ Оушен-драйв), а также NADA и, конечно, Design Miami. На Art Basel Miami Beach была также представлена новая ярмарка — Brazil Art Fair. С 4 по 8 декабря она работала в районе Midtown, представив стенды 40 бразильских галерей. Но сначала о главном.
Art Basel Miami Beach
Этой зимой на территории Miami Convention Center собрались 258 галерей из 31 страны мира. Искусства туда привезли на сумму около 3 млрд долларов — количество живописи, графики, скульптуры и других арт-объектов как всегда было необъятным. Половину ярмарки Art Basel Miami Beach заняли галереи из США и стран Латинской Америки, другую часть — представители из Южной Америки, Европы, Азии и Африки.
В вечер превью на входе километровые очереди — из расположенного по соседству шатра с ярмаркой Design Miami, которая работает для публики первый день, или же бесконечной вереницы автомобилей к входу стекаются гости закрытого вернисажа. Едва успев попасть внутрь, коллекционеры встречаются лицом к лицу с галереей Landau Fine Arts и скульптурой Генри Мура "Сидящая женщина", а также стендами Greve и Gmurzynska.
Главные игроки Art Basel Miami Beach расположились в самом центре: это как всегда Ларри Гагосян, Дэвид Цвирнер, Виктория Миро, Барбара Глэдстоун, а также другие крупные галеристы. В этом году балом правит американец Джефф Кунс — недаром журнал New York Magazine назвал его вторым американским художником после Уорхола. Нью-йоркская David Zwirner Gallery продала неизвестному коллекционеру его скульптуру-слона за 20 млн долларов (в вечер превью Цвирнеру вообще успели продать 70-80% выставленных арт-объектов), а Gagosian Gallery рассталась с гигантским бирюзово-блестящим яйцом Baroque Egg за $9 млн.
Еще одной крупной продажей может похвастаться галерея White Cube (Лондон, Гонконг, Сан-Паулу), которая продала работу Дэмиена Херста "Devil's Gate" — стеклянную коробку размером 8 на 8 футов с насекомыми — за 3 млн долларов.
Был очень популярен и Ай Вэйвэй: его вазы, деревянные шары можно было встретить на стенде галереи Mary Boone за $250-350 тысяч, а скульптуры из велосипедов — в золотом и серебряном вариантах — за $270 тысяч у Galerie Urs Meile и Lisson Gallery.
Стеклянный шар в галерее Пола Касмина работы израильского художника Нира Хода, ушел в первый же вечер за 250 тысяч долларов. Скульптуру с безостановочно движущимися механизмами внутри шара Ход назвал "One Every Thing Was Much More Better Even The Future". Знаменитую LOVE Роберта Индианы так же быстро продать не удалось: работа одного из главных американских художников, первую ретроспективу которого сейчас проводит музей Уитни в Нью-Йорке, стоила у Paul Kasmin Gallery на порядок выше — $750 тысяч.
Впервые на Art Basel Miami Beach появился сектор Edition: в этом году он был посвящен принтам, которые представили 13 галерей — лондонская Pace Prints, Alan Cristea Gallery, Crown Point Press и другие. Раздел Nova снова предоставил площадку более молодым галереям: 34 участника показали работы, созданные за последние три года.
Ежедневно мероприятия проходили не только в Miami Convention Center, но также в пространстве Art Basel Film (там показывали ленты о Нэн Голдин, Йинке Шонибаре и не только, а также картины, снятые Дэвидом Шрингли, Уильямом Кентриджом и другими художниками), в Музее искусств Майами имени Переса, галерее де ла Круз в районе Design District и прочих выставочных площадках. Коллекционеров ждала бесконечная череда завтраков, коктейлей, приемов и паблик-токов: особенно занимательными оказались встречи с художниками Трейси Эмин, Джоном Балдессари и Дугом Айткеном.
В рамках Art Basel Miami Beach лекцию об искусстве прочла арт-директор dOCUMENTA Каролин Кристоф-Бакарджиев — первая женщина, возглавившая список ста самых влиятельных людей в искусстве по версии журнала Art Review. А директор MoMA PS1 Клаус Бизенбах побеседовал с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном о его проекте Little Sun, который был запущен в прошлом году. Своими "маленькими солнышками" Элиассон, кстати говоря, этим летом освещал залы Tate Modern с картинами сюрреалистов. Их можно было купить прямо на ярмарке, в специальном фургоне, по цене 30 долларов.
Вечеринки и приемы в рамках Art Basel Miami Beach ежедневно гремели по всему городу. После превью ярмарки в Ботаническом саду напротив Miami Convention Center устроили мероприятие в честь автомобиля BMW, расписанного Джеффом Кунсом. Ларри Гагосян и Дэмиен Херст встретились на ужине в ресторане The Dutch — его уже второй год подряд устраивают мультимагнат и известный коллекционер современного искусства Эбби Роузен вместе со своей супругой Самантой Борман.
Херста можно было также встретить на ужине в честь его подруги по группе "Молодых британских художников" Трейси Эмин, а Гагосяна — в гостях у коллекционера, основателя Baibakov Art Projects, куратора и члена совета директоров Artspace Маши Байбаковой. В своей частной резиденции она отметила открытие Art Basel Miami Beach вместе с актером Джерардом Батлером, ювелирным дизайнером Лори Родкин, а также российскими гостями в лице Эвелины Хромченко, Ирины Вольской и Ксении Чилингаровой.
После шумной недели "Базеля" город пустеет. Прощаемся с солнечной Флоридой до следующего года и ждем 12-й Art Basel Miami Beach!