Лиза Боярская: "Мы интеллигентная семья и не ссоримся"

Интервью Buro 24/7

Одна из самых красивых актрис российского театра и кино Лиза Боярская рассказала Buro 24/7 об интуиции актера, работе со Львом Додиным и объяснила, почему не стоит опасаться осовременивания классического театра

19 апреля актриса МДТ Лиза Боярская выходила на сцену со своим коллегой Данилой Козловским, чтобы получить "Золотую маску" за постановку Льва Додина "Коварство и любовь". Спектакль был назван критиками "графичной и отточенной до совершенства работой без иллюзии на счастье". Сейчас увидеть трагедию Фридриха Шиллера глазами Льва Абрамовича смогла и французская публика: с триумфом идут гастроли Театра Европы в Париже. В своем чрезвычайно плотном графике актриса нашла время, чтобы рассказать Bur0 24/7 каково это — работать с легендарным Львом Додиным. Беседа не могла ограничиться только этой темой. О жизни в Москве, потере иллюзий, стереотипах о петербуржцах, об отношении к политике и церкви читайте в нашем интервью:

Это правда, что ваши родители однажды запретили вам встречаться с Данилой Козловским?
Нет, не правда.

Вы неоднократно появлялись в юмористическом шоу Ивана Урганта "Вечерний Ургант". Вы оба — выходцы из Санкт-Петербурга. В Москве есть питерское лобби и в актерской среде, или это частный случай?
Сейчас трудно разобраться, кто откуда. Среди моих коллег — и москвичи, и саратовцы, и сибиряки. Можем ли мы говорить именно о питерском лобби? Не знаю. Хотя... я с Мариной Александровой дружу, она петербурженка. С Иваном Ургантом мы в приятельских отношениях, но видимся несколько раз в год, исключительно по рабочим вопросам. Однако не скрою, приятен факт работы со "своими". Например, на новой картине "Статус: свободен" двое артистов из северной столицы, а также художник по гриму и оператор...Для меня это некий маячок. (Смеется)

Костюм Stella Mccartney, майка и ботинки Dries Van Noten, часы Chanel

Петербуржцы отличаются от москвичей по мироощущению и не только и зачастую признаются в своей неприязни к столице. У вас тоже не случилось романа с этим городом?
У меня роман с Москвой случился еще в 18 лет, когда я начала здесь работать. Но не буду врать: по духу это не мой город. Я петербурженка по характеру, хотя именно в столице мой дом, семья и друзья. Каким вы представляете типичного петербуржца? Нудный, чопорный, серьезный сноб. Чувствуется, что представитель северного народа. Мне импонирует этот образ. Меня часто воспринимают как человека рационального, дисциплинированного, и я по большому счету не хочу никем другим казаться. Однако в компании с друзьями я тот клинически веселый идиот, который испытывает физическую потребность в капустниках и смехе, тем самым разрушая все стереотипы о петербуржцах.

Москва изменила вас?
Я изменилась, но дело не только в Москве. Появился жизненный опыт. Я стала не циничнее, а прагматичнее, освободилась от очень многих иллюзий, сопутствующих жизни. Не то что бы я с ними болезненно расставалась: они как мыльные пузыри лопались на моем пути. Зато теперь лишний раз не обожгусь.

"В компании с друзьями я тот клинически веселый идиот, который испытывает физическую потребность в капустниках и смехе, тем самым разрушая все стереотипы о петербуржцах"

Какое влияние имеют столь популярные сегодня современные интерпретации классических произведений на театр?
Не думаю, что мы можем говорить о конкретном позитивном или негативном влиянии. Любой спектакль — это отображение классики в тот или иной момент времени, ведь театр призван быть зеркалом действительности. Во времена СССР режиссеры были загнаны в рамки идеологической цензуры, однако в пьесах Чехова в "Современнике" считывались советские реалии. Меня не смущает, когда на сцене надевают джинсы и играют Шекспира. Я не против такого осовременивания. Если спектакль трогает, какая разница, главная героиня в кринолине или нет?

Вы сами играете в подобных спектаклях?
Мы сделали "Вишневый сад" и существуем в костюмах той эпохи. Лев Абрамович Додин практически не менял слов Чехова, но переставил куски местами. Назовем это более вольной интерпретацией. Но спектакль идет три часа. На одном дыхании. С одним антрактом. Главная задумка Льва Додина — показать, что "Вишневый сад" не устарел, он про нас сегодня.

Костюм Stella McCartney, майка и ботинки Dries Van Noten, часы Chanel

Работая со Львом Абрамовичем, вы вывели какие-то правила для себя?
Даже когда мне будет 80 лет, не смогу назвать правила работы с ним. Это сиюминутный процесс, подобный переливанию ртути. Каждый артист по-разному подходит к репетиции: кто-то — рационален, кто-то — более чувственный. Я отношу себя к первой категории. Мне важно понять задачу. Во время репитиций и не только у нас идет процесс совершенствования, который не имеет завершения.

"У меня есть несколько проектов, которые не случились. Это мои собственные грабли, и я никого в этих неудачах, кроме себя, не виню"

То есть в театре нет определенных правил как играть и как репетировать?
Конечно, есть. Сначала пьеса досконально разбирается по отношению к каждому из героев, к тому, что могло предшествовать выбранным событиям. При этом у Льва Абрамовича и актера могут расходиться мнения по поводу характера героев. Это было со мной во время работы над  "Тремя сестрами". "Кого хочешь сыграть?" — в самом начале спросил Додин. — "Машу!" — прозвучал мой абсолютно банальный и понятный ответ. — "А Ирину?". Молчание. Я всем видом демонстрирую свое разочарование: "Ну... Ирину..." Конечно же, Лев Абрамович дал мне Ирину. Только теперь я понимаю, что это моя любимая роль в Малом драматическом театре. Я знаю наизусть партитуру и получаю великое наслаждение выигрывать каждый поворот.

Как актеру добиться естественности?
Артист по природе своей отзывчив и с легкостью откликается на текст. Волей-неволей получается, что первое исполнение самое естественное. Никто не старается ничего изобразить. Организм чувствует историю, срабатывает рефлекс. Потом начинаются репетиции, все замыливается. Тысячу раз заходишь в тупик и выходишь из него. Это естественный процесс. Удачные роли — результат постоянного упорного труда, но перед премьерой надо забыть о всех репетициях и смять все свои записи, выйти на сцену так, будто в холодную воду прыгаешь!

В кино работает та же система? Как же бум непрофессиональных актеров?
Все зависит от жанра. В выстроенном игровом кино требуется профессионализм, помноженный на ежеминутную работу. Социальная драма — другое дело. Человек с улицы может смотреться в кадре органичнее, чем выпускник Школы-студии МХАТ.

Вы неоднократно говорили о своей интуиции в работе. Она вас ни разу не подводила?
Подводила. Порой соглашаешься на одно, а выходит другое, Можно разорваться на тысячу кусков, а это окажется ненужным и глупым поступком. У меня есть несколько проектов, которые не случились. Это мои собственные грабли, и я никого в этих неудачах, кроме себя, не виню.

У вас в роду есть священнослужители. При воспитании уделялось ли особое внимание вопросам морали?
Нет, никогда не было насильного "моралитэ". Воспитание — пример родителей. Что касается воцерковленности: меня не заставляли ходить в храм. В 14 лет я сама к этому пришла, потому что почувствовала потребность.

Рубашка Dries Van Noten, браслет Chanel Camelia Galbe

Со своим сыном вы будете также лояльны?
Когда я хожу в храм, беру сына с собой. Если у него когда-нибудь возникнут возражения, я не стану давить. Захочет стать буддистом? Без проблем. Ведь это самый тонкий из вопросов.

"меня не заставляли ходить в храм. В 14 лет я сама к этому пришла, потому что почувствовала потребность"

Должны ли актеры вмешиваться в политику?
Нет, не должны.

То есть активную политическую позицию своего отца вы не поддерживаете?
Если у нас дома разные мнения на определенное политическое событие, то мы достаточно интеллигентная семья, чтобы не ссориться из-за этого. У многих семей внутренние конфликты особенно сейчас, когда на Украине идет гражданская война. Я никогда не хотела бы иметь отношение к политике. Я очень болезненно переживаю то, что с нами происходит, но если захочу что-то сказать, то скажу это через язык сцены.

Михаил Боярский — лицо табачного лобби в России...
Предваряю ваш вопрос: я не курю.

Стиль: Уля Мамедова
Макияж: Елена Помелова, Aldo Coppola "Юнимолл"
Прическа: Любовь Фролова, технолог Redken

Одежда: магазин Aizel 24/7 (костюм Stella Mccartney), концепт-магазин Le Form (майка, рубашка, ботинки Dries Van Noten)

Украшения: Chanel Camelia Galbe
Выражаем благодарность ресторану "Счастье на крыше" (Большой Путинковский пер, 5) за помощь в организации и проведении съемки.

Лиза Мелина Тамара Васильева

22.05.14, 8:30

  • Фото: Лиза Мелина