Летние экспозиции в музее современного искусства
К триеннале кураторы «Гаража» готовились долго, однако главная выставка весны подходит к концу. На смену ей придут еще четыре — не менее интересные.
«Холин и Сапгир. На правах рукописи»
Когда: 20 мая — 13 августа
Художник Л. Е. Кропивницкий. Обложка книги Генриха Сапгира «Сонеты на рубашках». Издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. Библиотека Музея современного искусства «Гараж», Москва
Тема самиздата на фоне всеобщего интереса к эпохе оттепели и масштабных выставок в главных музеях Москвы становится особенно актуальной, хотя должного внимания ни в одном из проектов ей так и не уделили. Отходя от формата привычной экспозиции, на выставке «Холин и Сапгир. На правах рукописи» кураторы «Гаража» покажут в первую очередь архивные документы поэтов — самиздатовские рукописи и сборники, некоторые из которых будут продемонстрированы впервые.
Игорь Холин и Генрих Сапгир — герои эпохи, ранее попадавшие в поле зрения скорее литературоведов, нежели историков. Тем не менее, будучи участниками «Лианозовской группы», Холин и Сапгир стали важными представителями неофициального искусства 60–70-х. Ученики Евгения Кропивницкого, они работали вместе с Оскаром Рабиным, Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой, стали представителями «барачной» поэзии и олицетворением романтического духа оттепели. Проследить за жизнью двух поэтов, официанта и техника-нормировщика можно на примере их собственных книг и журналов, а также сборников с иллюстрациями Виктора Пивоварова — его в «Гараже» не забывают и после ретроспективы.
«Худпром Конго. Живопись для народа»
Когда: 20 мая — 13 августа
Соку ЛДД. Групповой портрет коллег. Кисангани, Чопо, 1987. Холст, масло. Коллекция Королевского музея Центральной Африки, Тервюрен
Если искусство Конго все еще ассоциируется с первобытными масками, самое время познакомиться с художественными традициями живописи Демократической Республики. На выставке «Худпром Конго. Живопись для народа» кураторы представят работы последних пятидесяти лет — после обретения независимости от Бельгии в 1960 году. Идею модернизации Конго колониальное правительство активно развивало в 40-е, стараясь изменить представления об африканцах на Западе, а в самой колонии распространить французский уклад. Именно с этого начинается и сама экспозиция, которая представляет полноценное развитие демократического искусства вплоть до нулевых, когда живопись Конго наконец получила международное признание.
Кураторами на этот раз выступили Бамби Кеппенс из Королевского музея Центральной Африки и конголезский художник Самми Баложи, а большинство работ принадлежат коллекции Богумила Евсевицкого — польского антрополога, рассматривавшего свое собрание как исторический архив. Само название «Худпром» намекает на масштабы явления и плодовитость художников, выполнявших многочисленные частные заказы. Конго показывают в «Гараже» не в первый раз: шесть лет назад здесь была выставка Japan Congo, посвященная элитарной стороне экзотических культур, теперь же у зрителя есть возможность проникнуться демократичекой.
«Дэвид Аджайе: форма, масса, материал»
Когда: 7 июня — 30 июля
Дэвид Аджайе. Фонд «Айшти». Бейрут. Фото: Гийом Дзиккарелли, предоставлено Adjaye Associates
Здание Московской школы управления «Сколково» лишь один из примеров реализованных проектов архитектора Дэвида Аджайе. На будущей выставке в «Гараже» их представят больше двадцати, что позволит зрителю познакомиться с его подходом и стратегиями. Всего экспозиция включает четыре раздела: «Жилые пространства», «Демократия знания», «Африканское исследование» и «Азиаполис». Аджайе работает как над частными жилыми проектами, так и над общественными постройками, а также много внимания уделяет географии и культурному наследию стран. Так, на выставке можно будет увидеть исследование Аджайе, посвященное 53 столицам африканского континента, а студия архитектора совместно со школой МАРШ инициировала изучение 14 столиц постсоветских республик. Выставки современных архитекторов уровня Аджайе в Москве — мероприятие нечастое, к тому же на этот раз куратором выступил Окви Энвейзор, куратор 56-й Венецианской биеннале в 2015 году.
Рэймонд Петтибон. «Облако ложного прочтения»
Когда: 7 июня — 13 августа
Рэймонд Петтибон. Без названия (Пока карта...), 2008. Предоставлено галереей David Zwirner, Нью-Йорк
Музей «Гараж» открывает современное искусство для своего зрителя во всех смыслах не первый год — теперь список громких имен пополнится и Рэймондом Петтибоном. Участник культовой панк-рок группы Black Flag, Петтибон относится к поколению американских художников 80-х и прославился прежде всего графическими работами. Как и современники, Пол Маккарти и Барбара Крюгер, Петтибон критикует американскую действительность и общество потребления, поднимает в своем творчестве тему мирового лидерства и с поистине панковской закалкой борется со сложившимися стереотипами. Петтибон саркастически изображает исторических персонажей от Иосифа Сталина до Чарли Мэнсона и вписывает в рисунки цитаты английского искусствоведа Джона Рескина и французского писателя Марселя Пруста: ключ к пониманию его творчества всегда лежит на поверхности и включает в себя множество разных смыслов. В «Гараже» представят 300 работ: рисунки, архивные материалы и фанзины — на радость и панкам, и любителям совриска.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7