Что происходит в мире интерактивного театра
«Вы обернули мои глаза зрачками внутрь», — так в книге отзывов пишут зрители интерактивных спектаклей, которые импресарио Фёдор Елютин находит на зарубежных театральных фестивалях и уже четыре года привозит в Москву. Мы встретились с ним перед премьерами постановок £¥€$ (ложь) и «Сокровенное», которые состоятся на этой неделе в Experience Space by Cinzano, и узнали, как работает театр для тех, кто обычно туда не ходит.
Мне интересны интерактивные спектакли. У них есть сценарий, по которому ты должен что-то делать и взаимодействовать с другими людьми. Зрителям интерактивных постановок следует быть максимально открытыми к новому опыту, а иногда — приготовиться к тому, что во время спектакля придется играть.
Я пришел к тому, чем занимаюсь, волей случая. Случай вообще играет большую роль в моей жизни. Как-то во время путешествия я оказался в Авиньоне на крупном театральном фестивале и случайно увидел там интерактивную постановку Remote Avignon швейцарско-немецкой театральной группы Rimini Protokoll — спектакль-путешествие, во время которого зрители следуют за голосом в наушниках и так гуляют по городу. Через год я привез его в Москву. Никаких планов на будущее не строил, хотя меня постоянно спрашивали: «А что же будет дальше?».
Конечно, все хотели увидеть еще одну серию Remote, но все сложилось иначе. Я поехал в Эдинбург на другой фестиваль и увидел спектакль «Твоя игра». Его я тоже привез в Москву, а потом — понеслось: сезон за сезоном, все новые и новые проекты.
В этом сезоне мы привезли два новых шоу — «Сокровенное» и £¥€$ (ложь). «Сокровенное» — первая часть так называемой «личной трилогии». В нее входят еще два спектакля, которые мы показывали в прошлых сезонах. Так вышло, что сначала мы привезли третью часть — «Твоя игра», а потом вторую «Smile off». Просто именно в таком порядке я их увидел. Надеюсь, когда-нибудь получится показать все части сразу. «Сокровенное» — спектакль, который поднимает вопросы доверия и интимности: насколько далеко мы готовы зайти в общении с незнакомцем и к чему это может привести.
Шоу £¥€$ (ложь) я увидел в прошлом году в Генте и сразу же его забукировал. Это спектакль о деньгах, о финансовой системе, о том, почему мы вообще верим в нее. Сегодня деньги стали частью виртуальной реальности, практически ничего не происходит, а все в долгах и кредитах. Сам спектакль устроен как игра, как странное подпольное казино, в котором зрители по сценарию оказываются в 1% самых богатых людей и теперь должны рулить экономической ситуацией в мире. Шоу показывает, как работает финансовая система и что управляет теми, кто связан с ней.
Наш театр по сути — pop-up-проект. Это значит, что у нас нет своего помещения, и мы проводим наши постановки в разных местах. Меня вдохновляет работа Алексея Горобия, который сделал, например, известный ночной клуб нулевых «Дягилев». Он постоянно менял модели своих заведений, пробовал, открывал что-то новое. Это правильно, ведь люди устают ходить в одни и те же места — в офис, привычные кафе. Но постоянно сидеть на чемоданах очень тяжело: каждый раз все приходится настраивать под себя — свет, дизайн и даже запахи.
В этом сезоне мы играем в pop-up-пространстве Experience Space by Cinzano. Так будут называться все площадки, где проходят наши шоу. Cinzano — это наши первые крупные партнеры, до этого мы работали совсем без поддержки. Этот бренд всегда активно участвовал в жизни современного искусства, например в 1920-х они помогали художникам-модернистам. Думаю, в нашей идее они тоже нашли что-то романтичное и революционное.
Пожалуй, самые крепкие отношения у нас с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed. Я привез все спектакли, которые увидел у них, — £¥€$ (ложь), «Кандидат», «личную трилогию». В центре их постановок — человек, его переживания, его природа. За годы экспериментов Ontroerend Goed сформировали свой стиль: они моделируют ситуации, которые стимулируют участников спектаклей задаваться разными жизненными вопросами. Задача в том, чтобы дать зрителю посмотреть на себя со стороны, а он уже волен делать с полученной информацией то, что хочет. Нравоучениями мы не занимаемся.
Для наших актеров работа с Ontroerend Goed — настоящий подарок. Ведь обычно иностранные театры приезжают на фестивали, показывают свое искусство и уезжают. А у нас выходит так, что бельгийские артисты на репетициях тренируют и учат российскую труппу, которую отбирает наш кастинг-директор. Они передают им свой опыт и методы, о которых в театральных вузах не рассказывают. Им вообще нравится делиться.
Наши спектакли достаточно сложно описать, потому что они о тех вещах, которые нужно чувствовать. Самая лучшая реклама для нас — это сарафанное радио и книга отзывов, в которой зрители пишут о своих впечатлениях после пережитого экспириенса. Многие отмечают, что происходящего не объяснить, это просто нужно попробовать. Книга отзывов важна и для развития нашей компании: ведь артисты некоторых шоу и все остальные члены команды не услышат аплодисментов — в интерактивном театре это не принято. Так что отзывы — единственный способ получить обратную связь.
Я хочу сделать Москву центром современной театральной европейской культуры. К этому мы стремимся последние четыре года. Мне просто хочется делиться со зрителями особенными вещами, которые дали мне что-то почувствовать, понять про себя. Я думаю, что искусство позволяет нам чувствовать острее и ощущать себя живыми.
Другие истории
Подборка Buro 24/7