Ярмарка Cosmoscow наконец открылась: она будет проходить с 24 по 27 октября. В этом году арт-событие особенно долгожданное: даты пришлось переносить на месяц, все активно обсуждали смену площадки. Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай побывала на предпоказе и рассказывает об атмосфере Cosmoscow, трендах и особенно удачных стендах.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Тревоги из-за переезда ярмарки из центра города в новый «Тимирязев Центр» оказались преувеличенными. Да, добираться до места стало сложнее. Гости, которые ехали под вечер, простояли в пробках около часа. Но! Эта площадка намного комфортнее — светлая, воздушная, просторная. Честно, если ярмарка будет проходить здесь каждый год — не расстроюсь, искусству это на пользу.
По объему экспозиция тоже вышла идеальной. Ходила по Cosmoscow больше пяти часов, очень много информации, под сотню галерей, но по ощущениям — ровно так и должно быть на ярмарке такого масштаба, ни больше, ни меньше.
Прошлогодняя Cosmoscow запомнилась мне нерадостным темным колоритом, коричнево-землистыми цветами. В этом году ярмарка другая, очень много ярких цветов. Сложно сказать, почему произошел этот переход. Вряд ли все разом вышли из депрессии, скорее просто нашли способы не сойти с ума в том мире, в котором мы живем. Как когда-то художники объединения «Голубая роза» в начале XX века, которые видели революции, но приняли решение спрятаться в искусстве и писать карнавалы, фонтаны и образы детей.
Заметила, что в этом году в разных контекстах проскальзывает тема дома и расставания с ним. У некоторых галерей это прямо заявленная концепция. Например, мне понравился стенд pop/off/art с очень цельным высказыванием. Галерея показывает картины Ивана Плюща и буквально выжженную на бумаге «огненную графику» Владимира Потапова — это все мотивы стирающихся или, наоборот, навсегда остающихся с нами воспоминаний о доме. Керамические объекты Ольги и Олега Татаринцевых — коробки с собранными для переезда вещами — уже раскуплены коллекционерами, но еще остаются их тиражные работы.
А на стенде галереи Марины Гисич можно увидеть инсталляции Ивана Карпова из серии «Формула цветка» — это такая экосистема в миниатюре. И в ней задействованы самые популярные цветы, которые можно увидеть на любом подоконнике, — это тоже маячки, напоминающие о доме.
Много арт-объектов из дерева — это ведь тоже теплый материал, живой, создающий уют. Стенд Jessica Gallery уже признан организаторами лучшим на ярмарке в этом году, и я поддерживаю выбор. Галерея выставила трогательные домики на сваях, на контрасте соседствуют грубо вытесанные деревянные скульптуры. Представлены Нестор Энгельке, Иван Чемакин, Вера Светлова, Илья Гришаев и художница из Екатеринбурга Matiush First.
Хотя сама тема дома сейчас очень актуальна, на ярмарке нет острых углов. Думаю, уже никого не удивит, что не все задуманные по плану работы дождались открытия ярмарки: такое время. Цензура, к сожалению, коснулась ярмарки, и некоторые произведения были убраны вечером в день монтажа и утром до часа дня.
Но увидеть работы с острыми высказываниями все-таки можно. Например, шикарная керамика Ирины Кориной на стенде ARTZIP Gallery. Ее нарядная пирамидка из эклеров на блюдце, на первый взгляд, тоже про детство, про зону комфорта. Но вот название отсылает к королеве Франции Марии-Антуанетте, которая предлагала есть пирожные тем, у кого нет хлеба.
Одно из главных впечатлений, пожалуй, — как быстро керамика и текстиль ушли на второй план. Сейчас на Cosmoscow Artwin Gallery показывает черно-белые ковры Елены Поповой, которые хочется назвать монументальными, такая мощь в монохроме и минимализме этих работ.
Культурный центр «Артишок» включил в свою программу керамические коконы Елены Тормышевой, но в остальном работ в этих медиумах минимальное количество. Зато в тренды вышло стекло.
У A-House впервые появился стенд на Cosmoscow, он посвящен исследованию материалов. И стекло как раз тоже фигурирует. У них в экспозиции есть очень стильная эргономичная, полностью стеклянная скамья весом две тонны (даже не представляю, как ее смогли привезти на площадку). Это совместный проект Lavdansky Studio и Fresh Glass.
Галерея Shift демонстрирует работы Полины Шилкините, которые сделаны с помощью ультрафиолетовой печати на синтетическом стекле. У нее получаются такие капсулы времени — переосмысление классических фотографий из семейных альбомов. Я сама в этом году купила одну из работ Шилкините, очень рада была увидеть ее на Cosmoscow.
У галереи Myth в этом году на стенде есть очень тонкие работы Милены Стрелковой, выполненные из стекла и стали с использованием техники витражной росписи.
Даже на стендах-партнерах Cosmoscow, которые в этом году особенно удачные, не обошлось без стекла. Очень понравился проект 12 storeez. У них работы Никиты Паречина — панно с композициями, напоминающими гербарий.
Конечно, не все стенды и события ярмарки так легко укладываются в ключевые темы и медиумы. У галереи Марины Гисич молниеносно купили фотореалистичную работу Кирилла Челушкина. По мотивам поездки на Art Basel в Париж, где показывали раннего Рихтера, подумала про себя: как здорово, у нас и свой Рихтер есть. На Cosmoscow также есть мой любимый Сергей Карев из галереи Futuro, а Galerie Iragui показывает серию Кирилла Макарова, который на своих холстах показывает деконструкцию мира на составляющие.
На Cosmoscow точно стоит сходить. Видно, что настроения меняются, искусство выходит на новые темы и новые медиумы. Если вы интересуетесь арт-миром, такие переходные моменты лучше видеть вживую.
25.10.24, 18:02
Другие истории
Подборка Buro 24/7