Глобально — да, но уже в более широком смысле этого слова. Это все же не мероприятие, это компания, деятельность которой нужно организовывать, другими словами — продюсировать.
Да, дело в том, что ярмарка — это все-таки синергетическая платформа, и за четыре дня на площадке происходит множество событий, поэтому это не проходящий ивент, который ты готовишь несколько месяцев, а программная история, важнейшее инфраструктурное событие, направленное на развитие и поддержку арт-рынка. Ярмарка уже давно перестала быть просто ярмаркой. Это культурная институция, которая ведет деятельность в течение всего года. С точки зрения продюсирования ее можно рассматривать как проект полного цикла — 360 градусов 365 дней в году.
Есть у меня вопросы к моим навыкам делегирования (смеется). Но, безусловно, за всеми направлениями деятельности ярмарки закреплены компетентные люди, мои дорогие коллеги, которым я бесконечно доверяю. Есть ведь и юридические аспекты, и финансовые, и работа с клиентским сервисом с точки зрения коммуникации с галереями, с партнерами, с художниками и с нашими посетителями — это такой огромный механизм, который на самом деле очень сильно вдохновляет.
В какой-то момент понимаешь, что просто не можешь контролировать все процессы, и тогда получается передавать задачи моим коллегам. Вопрос, наверное, заключается в том, что я все равно много моментов зацикливаю на себе и не всегда успеваю делиться информацией. Благо коллеги уже настолько адаптированы к решению задач в кратчайшие сроки, что у нас получается с ними находить общий язык, решать вопросы.
Чтобы делать работу хорошо, нужно любить то, что делаешь. И еще, наверное — хотя я себе редко позволяю такое, — не бояться совершать ошибки и учиться на них. Стоит внимательно относиться к каждой составляющей проекта, продумывать его в мельчайших подробностях, но самые ценные уроки мы выносим как раз из ситуации, когда критически смотрим на результат и понимаем, что можно было сделать по-другому, лучше — в этом вижу профессиональный рост и бесценный практический опыт.
Да, даже сейчас, несмотря на то, что готовим ярмарку в течение года и пытаемся продумать все аспекты, отмечаю для себя, что можно было бы сделать лучше, что можно пересмотреть. Хотя для посетителей какие-то наши недочеты наверняка остаются незамеченными.
Да. А еще стараться не откладывать на завтра то, что можешь сделать сегодня. Ну, и делегирование (смеется). Считаю, для того, чтобы объяснить, поставить какую-то задачу или вообще что-то придумать, реализовать, нужно самому в этом вопросе разобраться либо обратиться к людям с безупречной экспертизой, которым ты доверяешь. Важно понять, как это работает. Не принимать решения быстро, не соглашаться на легкий результат и всегда стараться сделать лучше, чем ты можешь.
Помню, что первый раз услышал о ярмарке в 2014 году, но побывал на ней только в 2015-м. Конечно же, на меня это произвело неизгладимое впечатление: масштаб, количество проектов. Честно скажу, тогда еще не понимал, что к чему и почему ярмарка — это ярмарка, а не выставка. Но сейчас пытаюсь коллегам, друзьям и всем, с кем коммуницирую, объяснить принципиальную разницу, что все произведения искусства, которые представлены на ярмарке, продаются. Это первое. А второе, что все-таки ярмарка — это смотр самого актуального искусства, которое на сегодняшний день представлено в России и за рубежом. И, конечно же, когда впервые увидел этот масштаб, я восхитился работой команды и Маргариты в частности (основатель и директор Cosmoscow Маргарита Пушкина), именно потому, что всю жизнь занимаюсь продюсированием и могу оценить, сколько трудов стоит реализовать событие подобного масштаба.
В первый год не унес. Начал коллекционировать, когда уже стал частью команды ярмарки.
Мои же покупки всегда эмоциональные, связанные с какими-то знаковыми событиями в жизни ярмарки или в моей личной. Перед тем как купить, выбираю работу, отправляю коллегам и спрашиваю, а это что такое, а стоит ли, а почему. И вне зависимости от ответов, которые получу, я покупаю эту работу.
Конечно. В 2021 году у нас был очень сложный год, ярмарку скоропостижно перенесли в «Манеж». Это был к тому же и первый мой год — вообще не представлял, что такое ярмарка изнутри. А тут еще и перенос. Нужно было максимально мобилизоваться, собраться с силами и принимать решения в кризисный момент. Увидел работу Алины Глазун — очень симпатичная тарелочка, на которой написано «Путь» и внизу хрустальные кристаллики, как будто слезы. Подумал, что тот непростой путь, который я прошел, очень перекликается с этой работой.
В 2022 году на ярмарке купил работу Витаса Стасюнаса — это такая форточка с очертаниями Москвы. Была вполне себе эмоциональная покупка и в контексте происходящих событий.
В 2023-м купил три работы Людмилы Барониной «Вести из ниоткуда». Три мужские фигуры — береза, нарцисс и сирень. Очень люблю сирень, береза — самый клишированный символ России, а нарцисс… ну, это нарцисс (смеется).
А в этом году на blazar купил чудесную работу в азербайджанской галерее, автора зовут Жаля Азизова. Художница использует предметы своего приданого: на салфетке, вполне себе традиционной, с милой вышивкой и кружевами, Жаля вышила надпись «Be Brave». Подумал, что мы живем в не самое очевидное время, поэтому не нужно бояться, нужно верить в себя, в свои силы, в проект, в людей, которые тебя окружают… Эта работа во мне тоже отозвалась. Пока что концепции коллекции нет, но за каждой работой стоит какое-то важное для меня событие.
Помню, родители действительно много внимания уделяли нашему культурному досугу. Это не было каким-то специальным событием, это было просто частью жизни, рутины, поэтому я даже по-другому не могу представить свою адженду без того, чтобы не посетить культурное мероприятие.
Забавно, но я ходил в художественную школу шесть лет, на седьмой, последний, к сожалению, ее бросил. Достаточно хорошо рисовал, мои работы участвовали в ученических выставках, но сложно было с дисциплиной.
Да, очень. Помню, первое яркое впечатление от искусства было как раз от театра — мы были студентами и пошли в «Современник» на «Играем… Шиллера!». Мария Неелова и Елена Яковлева на сцене, я — в последнем ряду бельэтажа, и помню, что на меня эта постановка произвела сильнейшее впечатление. Почему-то в детстве часто бывал в театре оперетты с родителями — после спектакля, на эмоциях, в характерной позиции ног ходил, как будто я тоже танцую, как будто тоже балерун (улыбается).
Любое посещение ярмарки считаю классным, будь то посещение людьми, которые делают эффектные фотографии для своих социальных сетей, или живой интерес к арт-сцене отечественной и зарубежной, или коллекционирование… Мне кажется, на ярмарке так много событий и проектов, которыми можно вдохновляться, поэтому любой наш гость, который к нам приходит — и чем больше, тем лучше, — впитывает в себя невероятную атмосферу, знакомится с художниками, с работами, с образами, развивает фантазию, расширяет кругозор. Поэтому уверен, что ярмарка действительно дает нам всем возможность вдохновиться, посмотреть на какие-то вещи по-другому, развлечься, сделать красивые фотографии. Любая цель, которая привела человека на ярмарку, приветствуется.
Конечно, все работы, которые представлены на ярмарке, продаются — это коммерческий проект, с одной стороны. С другой стороны, это институциональный образовательный проект. Собираем под одной крышей музеи, реализуем некоммерческие проекты с художниками и фондами, делаем образовательные и перформативные программы. Поэтому начать стоит с посещения, а дальше каждый сможет найти что-то для себя. У нас нет цели сделать ярмарку закрытой, недоступной. Наоборот, всегда стремимся сделать Cosmoscow площадкой, где вы можете вдохновляться для начала собственной коллекции. Я не рассматриваю это как исключительно коммерческий проект, это все-таки такое событие с огромным смыслом и миссией.
То, что мы на новой площадке, уже огромное нововведение. Надеюсь, посетители оценят все продвинутые возможности и удобства «Тимирязев Центра». Так как ярмарка еще не состоялась, мне сложно сказать, что конкретно мы считаем удачным или неудачным экспериментом. Поделимся позже!
Да, в этом году в основу фирменного стиля легла серия работ Александры Гарт «Рябь» — она отсылает к образам могущественных космогонических божественных сил, а порой их можно трактовать как изображение зимнего пейзажа, когда видно только бесконечное снежное мельтешение. Рябь, видимая на экране компьютера, — это зримые силовые волны электричества, электромагнитных потусторонних сил, оказывающих влияние на повседневную жизнь. Наш арт-директор и дизайнеры переосмыслили этот символ, но графический прием ряби лег в основу фирменного стиля.
Да, конечно. Начинаем планировать следующий выпуск ярмарки во время текущего, а практически сразу после — переключаемся на деятельность нашего благотворительного фонда Cosmoscow Foundation. Определяем номинантов программ «Музей года», «Институция года» и «Художник года», проводим голосование, встречи с попечительским советом фонда, жюри и, конечно же, в первой половине года благотворительный аукцион в пользу фонда для реализации его программ. Это знаковое событие. Отмечу, что в этом году на ярмарке объявим о нашем специальном проекте — парке скульптур нового жилого комплекса JOIS, в котором Cosmoscow выступает куратором. И в целом, так как мы находимся в авангарде современного искусства, в течение года участвуем в тех или иных мероприятиях партнеров — каждый год это что-то новое. Главное, что наша команда всегда к этому готова.
Другие истории
Подборка Buro 24/7