Казалось бы, зачем ехать на Урал после Московских биеннале, триеннале и круглогодичных выставок в ГЦСИ и МоМА? Однако помимо вполне очевидных имен на этой биеннале можно встретить целый ряд молодых художников, о которых искусствоведы будут спорить в ближайшие несколько лет.
Уральская биеннале 2017 года — четвертая по счету инициатива Минкульта и ГЦСИ, цель которой — представить современное российское искусство за пределами привычных Москвы и Санкт-Петербурга. Первая биеннале прошла более семи лет назад и и получила название «индустриальной», то есть была посвящена в основном заводам. В этом году темой стала «Новая грамотность»: о труде и досуге прошлого и настоящего на площадках Екатеринбурга и его окрестностей рассуждает Жоан Рибас, главный куратор Музея современного искусства Серралвеш в Порту.
За годы проведения биеннале значительно выросла и превратилась в качественную инфраструктуру с основным и параллельными проектами, арт-резиденциями и образовательной программой. Почти как Международная академия молодых композиторов под руководством Дмитрия Курляндского в городе Чайковском Пермского края — с западными артистами, собственным университетом и альтернативным во всех смыслах местоположением. Список участников на этот раз приближается к 60 — упомянуты здесь даже братья Люмьер, а манифест биеннале утверждает новый грамматический словарь массовой культуры и принципы действия Big Data. И, хотя имена Таус Махачевой или арт-группировки ЗИП уже давно знакомы многим, за другими художниками из списка действительно стоит поехать в Сибирь. Рассказываем о пяти художницах, чьи работы нас особенно привлекли.
Анна-Софи Бергер
Молодая австрийка Анна-Софи Бергер в своих работах тяготеет к моде, плавно перетекающей в искусство. Узнать произведения Бергер довольно просто — яркие ткани и минималистичные формы, временные татуировки на фото и перформансы с разрезанием одежды на самой себе. Идеально выверенный эстетизм иногда действительно создает впечатление, что перед вами лукбук молодого дизайнера из Копенгагена, что, впрочем, ничуть не умаляет значения Бергер как художницы.
Александра Паперно
Александра Паперно хоть и не известна громкими выходками и противоречивыми перфомансами, но ее вполне можно назвать одной из наиболее интересных отечественных художниц совриска. В юности училась в Нью-Йорке у известного концептуалиста Ханса Хааке, свою первую ретроспективу получила в ГЦСИ, стала признанной звездой на Cosmoscow пару лет назад и даже курировала собственный проект в рамках Московской биеннале современного искусства. Картины Паперно — это пустынные меланхоличные пейзажи в духе Вейсберга и Пивоварова. Связь с шестидесятниками хоть и улавливается, но совсем не создает ощущения воспроизведения или повтора, за что так ее и любим.
Антонина Баевер
«Википедия» относит Баевер к постконцептуальным художникам — определение хоть и довольно абстрактное, но все же дает представление о жанре, в котором работает девушка. Антонина говорит, что искусство должно решать проблемы социальные или эстетические, а истории индивида и его переживаний ей как художнику не интересны. Работает она преимущественно с видеоартом, который то превращает в мультфильмы, то в полноценное кино — начинала она как студентка ВГИКа. Выпускницу Школы Родченко в Москве представляет галерея «Триумф», а они, как мы знаем, плохих художников к себе не берут.
Петра Кортрайт
Петра Кортрайт — еще одна художница с модным бэкграундом, выпускница Парсонс и «Моне 21-го века» по версии авторитетного портала Artsy. Несколько лет назад ее пригласила к сотрудничеству Стелла Маккартни — Кортрайт сделала нашумевшее рекламное видео, но ценить ее стоит вовсе не за это. Ее полотна действительно похожи на «Нимфеи» образца 2010-х — яркие, сильные и экспрессивные.
Кристина Кубиш
Если вы любите гулять по городу в наушниках и впечатляетесь перформансами Remote, то работы немецкой саунд-художницы Кристины Кубиш обязательно придутся вам по душе. В Россию Кубиш приезжает не впервые — она уже представляла своей проект в ГЦСИ несколько лет назад. В отличие от перечисленных художниц Кубиш — представительница старого поколения и последние десять лет занимается исследованием городской среды, которую представляет в форме музыкальных ландшафтов.