Сегодня в Петербургском «Манеже» стартует первый архитектурный фестиваль «Архитектон», который продлится до 17 сентября. Разные поколения архитекторов объединятся в рамках форума, премии, программы паблик-арта и выставки о прошлом, настоящем и будущем города на Неве. По такому случаю узнали у команды фестиваля — кураторов, продюсеров и архитекторов, — мимо каких современных построек Северной столицы они не могут пройти.
Куратор фестиваля «Архитектон», продюсер
Адрес: ул. Большая Пушкарская, 14 Б (ул. Лизы Чайкиной, 2)
Мое любимое современное здание находится на улице Лизы Чайкиной — не самой очевидной на Петроградской стороне. Когда-то здесь был частный кинематограф «Ассамблея», построенный архитектором Корзухиным в 1913 году. Затем в 1918-м туда заехал 1-й Пролетарский театр, впрочем, с вполне буржуазной программой — танцы в серпантинах, фильмы с Верой Холодной и прочие «Искатели жемчуга». Потом здание занял дом культуры фабрики «Светоч», находящейся по соседству. Главным акцентом фасада всегда была прекрасная в своей сомнительности арка в мавританском вкусе. Она сохранилась и после перестройки здания в 1969-м. Теперь здесь Академия танца Бориса Эйфмана, и новая архитектура не только не проглотила эту арку, но как-то легализовала ее, сохранив старый фасад и усилив его дополнительной плоскостью, в которой, говорят, прячется QR-код с цитатами про балет.
В этом фасаде мне видится столько совершенства и визуальной гармонии, что я всегда стараюсь проложить свой маршрут так, чтобы пройти рядом. Тот случай, когда я полностью солидарна с жюри «архитектурного Оскара» WAF (World Architecture Festival, один из главных архитектурных конкурсов в мире. — Прим. BURO.), выдавшим премию «Студии 44» (архитектурное бюро из Санкт-Петербурга. — Прим. BURO.), которая проектировала это здание. А в «Студии 44» тогда работал мой коллега по фестивалю Георгий Снежкин, который и занимался проектом. Об этом я узнала совсем недавно, и теперь Георгий в некотором смысле мой кумир.
Куратор фестиваля «Архитектон», архитектор
Адрес: Набережная Адмиралтейского канала, 2
Во-первых, Новая Голландия — это красиво. Треугольный остров в центре города с внутренней гаванью и краснокирпичные корпуса Валлен-Деламота (французский архитектор, один из «основоположников раннего русского классицизма». — Прим. BURO.) со знаменитой аркой — это было замечательное место и до всякой реконструкции. Во-вторых, это, пожалуй, единственный известный мне пример успешного сотрудничества разных команд и архитекторов — Work AC, Сергея Букина, LUDI architects, West 8. В-третьих, исключительное для Петербурга качество реализации проекта. Наконец, последнее — в Новой Голландии не думаешь об архитектуре. Работа довольно деликатная, и это замечательно. Обидно только, что остров остается герметичным анклавом с часами работы, охраной, запретом на вход с собаками и прочими загадочными ограничениями. И тем не менее, Новая Голландия — прекрасный пример того, какими могли бы быть общественные пространства в центре города.
Архитектор фестиваля «Архитектон», архитектор АМ «Витрувий и сыновья»
Адрес: ул. Народная, 5
Не смог определиться и выбрал два объекта. Первый, реализованный мной в команде архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья», — торговый комплекс «Шрих-код» на Народной улице. Я его редко вижу, но всякий раз радуюсь. Комплексов должно было быть два, но в итоге, по независящим от команды архитекторов причинам, построили лишь один. Штрих-код — это, без сомнений, один из символов торговли. Площадь, на которой расположилось яркое красное здание, достаточно масштабная и не окруженная ничем примечательным. При проектировании мы мыслили двумя яркими объектами, нам показалось уместным сделать акцентные истории в этой локации. Задуманного ансамбля, тем не менее, не вышло, но само по себе здание, как мне кажется, достойно внимания.
Петербург — город мостов, и вторым объектом я выбрал мост через Петровский фарватер, через Неву. На мой взгляд, этот объект недооценен сообществом. Возможно, в нем нет уникальности инженерной мысли, но он стремительный, легкий, идеально вписывается в пейзаж, в котором находится. Изящная конструкция. Каждый раз, бывая на «Севкабеле», я смотрю в эту сторону. Достойный объект современной архитектуры.
Архитектор
Адрес: Сенная площадь, 2Б
На мой взгляд, подземный зал станции метро «Спасская» являет собой яркий и редкий по нынешним временам пример синтеза искусств в архитектуре. Пропорциональный строй и скупые детали рождают сильный образ спокойного величия, присущий лучшим образцам Санкт-Петербургской и Ленинградской архитектурной школы. Композиции и цветовая гамма мозаичных панно очень точно дополняют его. Авторам удалось создать настоящее произведение искусства, посвященное зодчеству нашего города.