На разных этапах истории человечества случались масштабные эпидемии, на каждую из которых живо реагировало изобразительное искусство. В подборке BURO. — самые яркие работы, написанные в тревожные времена.
Мрачные сюжеты под названиями «Пляска смерти» и «Триумф смерти» появлялись у художников во время самой известной пандемии чумы, которая случилась в XIV веке. Произведение Брейгеля стало самым известным примером такого сюжета в искусстве.
Последняя работа венецианского художника, которую он писал, ухаживая за больным чумой сыном. В правой нижней части произведения изображена незаметная рука, взывающая о помощи. Заразившись, художник вскоре умер в своей мастерской.
В первой половине XIX века холера унесла жизни миллионов. Болезнь пришла из Индии, затем проникла в Европу, Россию и Америку. К своей работе художник Федотов написал сатирическое стихотворение, объясняющее, что на его картине изображен сильно выпивший мужчина, а вовсе не сраженный повсеместной тогда холерой.
На последней картине художника изображена его будущая семья — на тот момент его жена Эдит Хармс была беременна, но Шиле изобразил их уже с ребенком. На шестом месяце беременности Эдит заразилась испанским гриппом и скоропостижно скончалась. Через три дня, 31 октября 1918 года, в 28 лет умер и сам Эгон.
Художник и до испанки был ипохондриком. Он часто болел в детстве и рано потерял близких: мать Мунка умерла от туберкулеза, когда ему было 5 лет, а в 15 лет он потерял сестру Софи. Однако, переболев испанским гриппом, Мунк стал еще больше бояться болезней и смерти.
Эту работу художник написал в 20 лет под впечатлением от увиденных язв на телах двух мужчин во время посещения больницы в Вест-Виллидж. Это произведение считается первым посвящением СПИДу.
Американский художник узнал о своем диагнозе в 1988 году. Сразу после этого он стал агитировать против замалчивания проблем больных СПИДом. Болезнь и ее опасность стали одной из главных тем в его работах, а произведение «Тишина=Смерть» — символом движения за права ВИЧ-инфицированных Act Up.
Снимок с изображением умирающего в кругу семьи активиста по борьбе со СПИДом Дэвида Кирби совершенно случайно сняла студентка-журналист. Последние минуты жизни сына попросила снять мать Кирби, встретившая девушку в коридоре больницы. Позже эту фотографию опубликовал журнал Life, назвав ее изображением, которое «изменило лицо СПИДа».
Художница снимала своих друзей и случайных знакомых: художников, писателей, танцоров Нью-Йорка, многие из которых умерли от СПИДа. Жиль, владелец парижской галереи, где выставлялась Голдин, одним из первых поддержал ее работу. Он умер от СПИДа в 1992 году. Нан сделала несколько снимков Жиля с его партнером Готчо до и после заражения ВИЧ.
Московский художник запустил телеграм-канал, в котором каждый день публикует портреты жителей города. Помимо своих работ, Русак также выставляет рисунки художников из Китая, Италии, Германии, США.