Первую номинацию на «Оскар» Кристофер Нолан получил еще 20 лет назад, однако только в этом году с выходом «Оппенгеймера» режиссер отыгрался за все невыигранное и принес фильму сразу семь заветных статуэток. По случаю 54-го дня рождения режиссера и сценариста рассказываем о мастере игры со временем, любителе фантастических концептов, сюжетных лабиринтов и просто одном из лучших авторов интеллектуального кино.
Начало карьеры Кристофера Нолана пришлось на выход «Звездных войн» в 1977 году. Тогда, к слову, юному режиссеру было всего семь лет. Мальчика так впечатлили летающие корабли и космические «фигурки», что он позаимствовал у отца пленку Kodak Super 8 и начал снимать собственные мини-эпопеи. Как вы могли догадаться, такие первые шаги в режиссуре во многом и сформировали уникальный авторский стиль. После окончания школы Кристофер поступил в Лондонский университетский колледж, где изучал английскую литературу и возглавлял киноведческий кружок, — там получил доступ к заветному оборудованию для съемок, показывал любимые ленты и копил деньги на собственные. За время учебы успел не только выпустить несколько короткометражек — «Тарантул» и «Кража», — но и познакомиться с творческим партнером и по совместительству будущей женой Эммой Томас. В 2001 году они основали студию Syncopy Inc и по сей день бок о бок продюсируют и выпускают фильмы. Fun Fact: у пары четыре ребенка, и, для того чтобы грядущие проекты оставались как можно дольше в секрете, в качестве кодовых названий они выбирают имена детей.
Несмотря на то что камера в руках у Нолана была с самого детства, дебют в полном метре случился, когда ему было 28 лет, — в 1998-м. Им стал неонуарный криминальный триллер «Преследование». В прокате первый блин — комом (по меркам Нолана), однако причиной тому стало точно не отсутствие таланта. Уже тогда режиссер задействовал излюбленный метод нелинейного повествования, чем привлек внимание критиков и аудитории, и наконец подготовил отличный фундамент для грядущей картины «Помни».
Испробовав метод нелинейного развития сюжета, Нолан уверенно закрепил навык спустя два года. Психологический детектив «Помни» снят по сценарию, который Нолан писал, опираясь на рассказ родного брата Джонатана «Memento Mori». Оригинальное название картины — Memento — аллюзия на латинскую фразу Memento Mori, что дословно означает «помни о смерти». Под таким заголовком режиссер исследует восприятие мира человеком с антероградной амнезией — нарушением памяти после начала заболевания. Для полного погружения главным средством выразительности стал обратный хронологический порядок, от конца к началу, с перерывами на флешбэки. Если задумка кажется невозможной, не бойтесь, вы не одиноки: один из операторов попросту отказался снимать фильм, потому что не смог понять, что от него хочет Нолан.
Съемки проводились в Южной Калифорнии и длились всего 25 дней. По сюжету Леонард Шелби, которого сыграл Гай Пирс, разыскивает убийцу своей жены, однако из-за амнезии не может удержать в памяти ничего дольше пяти минут. Ему приходится оставлять самому себе записки, фотографии и набивать татуировки с именами людей и названий мест. Еще одной звездой каста, который столкнулся с дисфункцией в реальной жизни, стал Стивен Тоболовски. Во время кастинга актер рассказал Нолану, что после тяжелой операции принял экспериментальное обезболивающее, которое вызвало амнезию. Скорее всего, такой опыт и помог актеру получить роль. Премьера ленты прошла на Венецианском кинофестивале в 2000 году и сразу же привела публику и киноакадемию (за «Помни» Нолан был впервые номинирован на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий») в восторг. В 2017-м фильм внесли в Национальный реестр фильмов.
Руководить супергеройской франшизой Нолан никогда не планировал — тем более после успешных в прокате сложных психологических триллеров. Однако после съемок «Бэтмена: Начало» в 2005 году интерес к истории героя комиксов возрос, и режиссер рискнул снять продолжение с Джокером. Результат — сиквел 2008 года собрал более 372 миллионов долларов по всему миру и установил рекорд в 158 миллионов долларов по самым высоким сборам в первые выходные в США. В списке пожеланий Нолана на роль врага Бэтмена было только одно имя — Хит Леджер. «Когда я узнал, что он готов сыграть Джокера, сомнений в успехе картины не возникло. Коллеги были немного озадачены решением, а мне, если честно, никогда не приходилось принимать столь легкое решение на посту режиссера», — признавался Нолан. К сожалению, оскароносный актер не смог насладиться успехом и умер от случайной передозировки рецептурных препаратов еще до премьеры боевика. Посмертно Леджер получил «Золотой глобус» (который принял от имени Хита сам Кристофер) и главную премию киноакадемии.
«Темный рыцарь» стал первым фильмом в истории, который получил все главные награды индустрии. В 2020 году Библиотека Конгресса США выбрала проект для сохранения в Национальном реестре фильмов как имеющий особое культурное, историческое и эстетическое наследие. Завершилась трилогия в 2012-м вместе с выходом сиквела «Темный рыцарь: Возрождение легенды». В том году картина подтвердила статус Нолана. Режиссер получает огромные бюджеты и приумножает суммы в несколько раз в прокате. За картинами, которые обожают как зрители, так и критики, стоит огромная работа. Как отметила Энн Хэтэуэй, которая впервые работала с Кристофером на съемках третьего «Бэтмена», режиссер не любит, когда коллеги пользуются на съемочной площадке телефонами и стульями. «Он считает, если вы сидите, значит, не работаете», — говорила Энн. Впрочем, после бурных обсуждений в соцсетях поклонники выяснили, что стулья все же есть на площадках Нолана.
По сюжету Inception (оригинальное название фильма) — искусственное инициирование зарождения конкретной идеи в сознании другого человека. Иными словами, осознанное сновидение. Вселенная картины была от и до разработана Ноланом, который в начале 2000-х придумал сюжет о похитителях снов на 80 страниц. Однако на тот момент не почувствовал в себе сил взяться за такой высокобюджетный фильм (в итоге проект обошелся в 160 миллионов долларов), поэтому следующие десять лет прорабатывал детали и искал глубинные эмоциональные мотивировки. В совершенно другом положении режиссер оказался после премьеры «Темного рыцаря». Отшлифовал сценарий — и в феврале 2009-го съемки, которые планировались в Токио и Канаде, начались.
На момент выхода «Начала» Кристофер мог почти все, в том числе потратить 100 миллионов долларов сверху на рекламу картины. Премьера прошла 13 июля, собрав в первый день североамериканского проката 21 миллион долларов. За выходные сумма выросла до 62,7. Уверены, узнать, сколько раз зрители пересматривали триллер, стараясь подметить все детали и разгадать концовку, невозможно. Сам Нолан говорил, что «неопределенность» вплетена в ткань ленты и финальная сцена значит лишь одно: реально ли происходящее или это сон на самом деле — не имеет никакого значения.
Спустя всего четыре года Нолан написал совершенно новый оригинальный сценарий (в соавторстве с братом) для почти 3-часовой научно-фантастической эпопеи «Интерстеллар». Группа астронавтов с Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй в главных ролях летит в космос, чтобы найти новый дом для осажденной Земли, которой грозят климатические катастрофы и массовый голод. В качестве исполнительного продюсера и научного консультанта Нолан пригласил Кипа Торна, физика-теоретика и лауреата Нобелевской премии по физике. Он также написал связанную с фильмом книгу «Интерстеллар. Наука за кадром». Благодаря ученому сценарист сделал все задуманное наиболее реалистичным и логически обоснованным. Основываясь на подсчетах Торна, художники по визуальным эффектам создали наиболее точную симуляцию черной дыры, что стало значительным вкладом как в кинематограф, так и в науку.
Несмотря на пристрастие Кристофера к фантастическим концептам и мистике, почти все его картины снимаются с минимальным CGI (трехмерная компьютерная графика), и «Интерстеллар» не исключение. Вместо зеленых экранов для космических сцен использовались специальные проекторы: они повысили реалистичность сцен, которые не пришлось создавать с нуля на этапе постпродакшена. Собственно, за визуальные эффекты картина и получила единственный «Оскар». Интерьеры космических кораблей также были построены в масштабе и в некоторой степени были полностью функциональны. Еще одна любовь Нолана — пленочное изображение. «Интерстеллар» был снят на 35-миллиметровую кинопленку Panavision и IMAX 70.
За саундтрек по доброй традиции отвечал Ханс Циммер — фильм стал их шестой совместной работой. При написании музыки композитор не знал подробный сценарий и думал, что проект расскажет об отношениях отца — бывшего пилота НАСА и его детей, но никак не станет научно-фантастическим эпосом.
Идею фильма Нолан продумывал (внимание!) двадцать лет, из которых семь работал над подробным сценарием. Tenet («Довод») — слово-палиндром, которое одинаково читается слева направо и справа налево. Это и стало основой боевика, в котором герои сталкиваются с процессом инверсии — проигрывания событий задом наперед. В некоторых сценах такой эффект достигался не за счет монтажа — актерам приходилось учить обратную хореографию или даже говорить реплики подобным образом. Например, Кеннет Брана разговаривал задом наперед, да еще и с русским акцентом. Съемки экшена проходили сразу в шести странах: Дании, Эстонии, Индии, Норвегии, Великобритании и США. Однако из-за пандемии премьеру переносили аж три раза. В итоге 26 августа научно-фантастический боевик вышел в прокат и стал первым голливудским проектом, который стартовал после локдауна.
В мировом прокате «Довод» собрал 363,6 миллиона долларов и получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Кстати, о них. Конечно, Нолан не изменил себе и отказался от зеленых экранов. Так, в сцене, где самолет врезается во Фрипорт, был задействован настоящий борт, только заброшенный. Изначально Кристофер хотел использовать миниатюры, однако понял, что будет дешевле врезаться на старом самолете в настоящее здание. А вот Хансу Циммеру Нолан изменил (тот был занят написанием саундтрека для «Дюны») и пригласил Людвига Йоранссона. В плейлист ленты также вошел трек «The Plan» Трэвиса Скотта.
Еще на третьем проекте в фильмографии Нолан завел крепкую дружбу со студией Warner Bros., которая после производила каждую картину режиссера. Однако после пандемии он отказался от сотрудничества: будучи ярым сторонником кинотеатров, Кристофер не захотел, чтобы его работы выпускались одновременно и на стриминговом сервисе HBO Max. Битву за самый успешный проект 2023 года выиграла компания Universal. «Оппенгеймер» стал не только первым проектом для союза киностудии и Нолана, но и его дебютным байопиком, к которому стечение обстоятельств явно готовило автора. Еще на съемках «Довода» Роберт Паттинсон подарил режиссеру книгу с цитатами Роберта Оппенгеймера. Внутренние смятения физика-теоретика, который разработал первые образцы ядерного оружия, и стали основой ноланского прочтения. В основу биографической картины легла книга 2005 года «Американский Прометей» Кая Берда и Мартина Шервина. Нолан купил права на сюжет, перечитал историю три раза и наконец приступил к съемкам. Кандидатура на главную роль почти не обсуждалась: дуэт режиссера и Киллиана Мерфи к тому моменту имел пять успешных проектов за плечами, и, конечно, внешнее сходство актера и Оппенгеймера тоже нельзя оспаривать.
«Ядерное оружие — главная разрушающая сила человечества, — делился Нолан в интервью Time. — Именно поэтому я хотел снять фильм о Манхэттенском проекте. Эти ученые были самыми гениальными людьми на планете и точно знали, что произойдет». Снимал сие действие на любимую 65-миллиметровую пленку IMAX и настоял на использовании практических эффектов. Для ключевой сцены — испытания «Тринити» — режиссер выбрал настоящую взрывчатку, для которой супервайзеры взяли смесь пропана, бензина, магния и алюминия.
Фильм стал самым кассовым проектом о Второй мировой войне, обойдя ноланский «Дюнкерк» (драму о Дюнкеркской операции, которая вышла в 2017-м), и самым кассовым биографическим фильмом, опередив «Богемскую рапсодию». В общей сложности картина получила семь премий «Оскар», включая номинации Мерфи и Роберта Дауни — младшего.