Краудфандинг за несколько лет превратился в важную статью новой экономики и уже подарил миру массу красивых историй успеха, опыт которых Ксения Наумова рассмотрела в своем обзоре
Краудфандинг — он как в анекдоте про черепах. Помните такой? «Я только клетку открыл, а они как ломанулись!» Когда в 2013 году слово «краудфандинг» прогремело на весь мир, одни еще посмеивались в кулачок: мол, ищите дураков — отдавать свои кровно заработанные доллары незнакомцам через Интернет без особых гарантий. Другие смотрели на затею с умилением: мол, ну по $1000 на запуск надомного бизнеса по производству барбарисок, наверное, кто-то соберет. Но тем, кто что-то понимал в новой экономике, уже тогда было ясно, что реальные возможности краудфандинга огромны.
Не надо думать, что краудфандинг — это просто попросил денег, тебе их дали или не дали. Все ныне существующие платформы — строго регламентированный бизнес, а для просящего это серьезная работа по презентации и продвижению проекта.
Создатели самой известной мировой платформы Kickstarter сообщают, что нужные суммы собирают 40% зарегистрированных на сайте проектов. Это, если вдуматься, очень много. На «Кикстартере», кстати, действует политика «все или ничего», то есть если проект не собрал заявленную сумму, все деньги возвращаются на счета дарителей (или бэкеров, как их принято называть). Сама платформа в этом случае остается без своей 5-процентной премии, так что и они заинтересованы в том, чтобы как можно больше кампаний увенчивалось успехом.
На Kickstarter, кстати, запрещено собирать деньги на личные нужды, только на креативные проекты. А вот другая крупная платформа, GoFundMe, именно для этого и создана: здесь просят на свадьбу, на адвокатов, на отпуск. И, между прочим, очень успешно: именно GoFundMe сейчас лидирует по количеству собранных денег. Так что как знать, может, когда-нибудь, читая новости о том, как очередной миллионер закатил бессмысленно дорогую вечеринку, мы не будем вздыхать: «Лучше бы мне туфли купил», — а просто попросим туфли у Интернета.
Краудфандинговые сайты начались... с музыкантов со шляпой. Нет, мы не пытаемся рассказать историю от Адама, все дело в том, что первые подобные платформы были заточены под поиск бюджетов для творческих проектов, чаще всего музыкальных. Там собирали деньги на инструменты для гаражной группы, запись инди-рок-альбома и т. д. Поскольку у начинающих музыкантов, как говорили в фильме «Покровские ворота», большая взаимовыручка, деньги таки собирались и альбомы таки записывались.
Истории большого успеха начались уже тогда: в 2004 году, например, музыкант Мария Шнайдер собрала $130000 на запись альбома Jazz in the Garden с джазовым оркестром, который в итоге получил «Грэмми». Наградой дарителям был в первую очередь сам альбом, который можно было скачать только на сайте ArtistShare, через который и собирались деньги.
Затем, когда краудфандинг стал next big thing, крупные проекты начали нарастать, как снежный ком. Создатели революционных гаджетов, видеоигр, кинофильмов собирают сотни тысяч и даже миллионы долларов. Самый щедро профинансированный проект в истории, игра Star Citizen, собрал $6,2 млн. Но тут есть тонкость: еще $61 млн создатель игры, Крис Робертс, собрал через собственный сайт. Дело в том, что у его предыдущего хита, Wing Commander, миллионы фанатов по всему миру, так что Робертс начинал не то чтобы с нуля.
А вот Эрик Мигиковски, создатель часов Pebble, которые синхронизируются со смартфонами (можно сказать, предшественник Apple Watch), до первой кампании особо никому не был известен, однако же сейчас довольно успешно собирает деньги уже на третью версию своего гаджета.
Звезды Голливуда и рок-сцены тоже не брезгуют краудфандингом. Зак Брафф, актер из сериала «Клиника», решив снять свой собственный фильм Wish I Was Here, начал собирать на него деньги через Kickstarter. Нужные $2 млн нашлись довольно скоро, и даже с лихвой, денег в итоге набралось в полтора раза больше. Кампания началась в 2013 году, в 2014 фильм уже вышел на экраны, премьера состоялась на фестивале «Сандэнс». Аманда Палмер, бывшая солистка The Dresden Dolls, альбом 2012 года и арт-книгу тоже выпускала на деньги, собранные через Kickstarter. Пользовались этой возможностью и режиссер великого «Таксиста» с Робертом Де Ниро Пол Шредер, и один из лучших сценаристов Голливуда Чарли Кауфман («Вечное сияние чистого разума»), и многие, многие другие.
В музыкальных кругах и вовсе есть мнение, что краудфандинг — будущее всей музыкальной индустрии. Здесь можно стартовать и практически с нулевым капиталом, с одной демозаписью, главное — найти первых благодарных слушателей. Мы, кстати, не удивимся, если Канье Уэст запишет свой следующий альбом, собрав на него деньги на «Кикстартере» — не потому, что Ким растратила все семейные капиталы, а просто чтобы в очередной раз показать, что он в тренде.
Все эти «звездные» кейсы здорово помогают продвинуть саму идею краудфандинга. Приятно же поучаствовать в записи альбома любимого музыканта или помочь снять фильм любимому актеру (если не жадничать, то и в титрах укажут!) — а заодно, может, и еще какому симпатичному антрепренеру кинуть пару долларов на создание собаки-робота или самоуничтожающихся картонок от туалетной бумаги.
Но не только звезды успешно собирают деньги на свои проекты. Фильмов молодых режиссеров, профинансированных за счет краудфандинга, попавших на международные фестивали и вышедших в прокат, уже сотни. На том же «Сандэнсе», самом престижном фестивале независимого кино, 10 % фильмов профинансированы за счет краудфандинга.
В России на этот счет тоже все не безнадежно, хотя, может, и не так феерично. Общие суммы, которые собираются на российских ресурсах, по сравнению с западными, более чем скромные: если через один только Kickstarter в год собирают миллиарды долларов, то через крупнейшие российские сайты проходят десятки миллионов рублей. Но и в нашей стране иногда рождаются крупные проекты, которые выходят на общероссийский, а то и на мировой уровень.
Один из самых успешных краудфандинг-проектов за последнее время — короткометражный фильм Таи Зубовой «Рыба моя», который она сейчас представляет в Каннах, в программе «Уголок короткого метра». Кстати, аватарки людей, перечисливших деньги на проект, Тая на закрытом показе разместила на пресс-волле и всех до единого бэкеров упомянула в титрах.
«Задача краудфандинга — даже не собрать собственно деньги, а найти ту аудиторию, которой твой проект будет близок», — считает Тая. Финансирование ее проекта началось со страницы в Facebook, где она рассказывала, как идут съемки, которые стартовали еще до того, как было вывешено объявление на Planeta.ru. Люди, которые подписывались на страницу, и стали первыми спонсорами проекта и его адвокатами. И, конечно, друзья режиссера — с них начинается любая краудфандинговая кампания.
«Я попросила 30 самых близких друзей написать посты, почему для них важно, чтобы наш фильм получил финансирование, — делится опытом Тая. — Да, все мы можем сделать репост, но только такие посты, с личным отношением, по-настоящему работают. После этого начался серьезный приток аудитории и денег. А вот публикации в прессе напрямую такого эффекта не дали. Хотя можно сказать, что они стали решающим аргументом для тех, кто еще сомневался, перечислить нам деньги или нет».
Совсем скоро будет закончен еще один фильм молодых кинематографистов, снятый на деньги, собранные через Интернет, — «Лето» компании Lateral Summer с Аленой Бабенко в главной роли. Режиссер — графический дизайнер Антон Уткин, а продюсер — бывший копирайтер в рекламном агентстве Ната Покровская.
«Главное отличие краудфандинга в России и в мире в том, что здесь люди еще не очень понимают, что краудфандинг — это не интернет-магазин, где, как только деньги собраны, тебе тут же вышлют твою майку, наклейку, а то и само устройство или фильм», — говорит Ната. Их фильм снят в не самом привычном для России жанре sci fi, но на русском языке и для русской аудитории. Поэтому деньги они собирали через Planeta.ru — и остались очень довольны работой с российской платформой. «Они очень болеют за тех, кто собирает через них деньги», — говорит Ната.
Тая Зубова и ребята из Lateral Summer — классические представители «цифровой богемы», то есть продвинутых интернет-пользователей, так что ничего удивительного в том, что они обратились к краудфандингу, нет. Но и мэтры в России идут по прогрессивному пути обращения к интернет-пользователям. Так, например, великий мультипликатор Гарри Бардин завершал свой проект «Три мелодии» тоже при помощи краудфандинговых денег, собранных на сайте Planeta.ru.
Ну а почему бы и нет — дело-то хорошее. Краудфандинг обращается к самым светлым сторонам нашей души: поддержи идею и человека с идеей, помоги кому-то исполнить мечту. Но самое главное — это живой интерес к будущему, способ сделать его хоть чуточку ближе.