"Три эссе о Фрэнсисе Бэконе"
Книга Джонатана Литтелла впервые на русском языке
Книга американского писателя Джонатана Литтелла "Триптих. Три эссе о Фрэнсисе Бэконе" (Triptych: How to Look at Francis Bacon, 2011) впервые издана на русском языке в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры "Гараж" и издательства Ad Marginem.
Три эссе Джонатана Литтелла — глубокое погружение в творчество Фрэнсиса Бэкона, которого писатель считает величайшим, со времен Рембрандта, мастером, писавшим тело. Живопись художника, творившего в середине XX века, чрезвычайно интимна, в ней Бэкон стремился передать не внешность, но внутренность, потаенные ощущения человеческих тел, в том числе и своего собственного.
Фрэнсис Бэкон. Автопортрет, 1973
Неистовые образы, которые художник запечатлел на своих картинах в послевоенную эпоху, Литтелл подверг тщательному анализу — такому, которому позавидовал бы любой искусствовед. Американский писатель, видевший войны в бывшей Югославии и Чечне, автор исторического романа о Второй мировой войне "Благоволительницы" (который, кстати говоря, удостоен Гонкуровской премии и Премии Французской академии), проникся работами экспрессиониста и на их примере рассказал, как "читать живопись", понимать грамматику и синтаксис этого особого языка.
Фрэнсис Бэкон в своей студии Reece Mews, май 1970
Литтелл заменяет банальный вопрос "Что Бэкон хотел этим сказать?" на активную попытку проникнуть в саму материю живописи — "Что говорит нам эта картина?". Он призывает "не жалеть времени на то, чтобы рассматривать их по-настоящему, одному ли в галерее, в толпе ли посетителей, приклеившихся к своим аудиофонам, или даже сидя перед крохотными репродукциями в каталоге или на экране компьютера, рассматривать долго, возвращаясь от одной к другой, терпеливо, — мало-помалу начнешь понимать, как думает краска".
Фрэнсис Бэкон. "Три фигуры и портрет", 1975
Текст: Дарья Горшкова