В колонках: Agnes Obel
Датская музыкальная принцесса современности
Agnes Obel by Frank Eidel
Казалось, искушенную музыкальными новинками Европу уже ничем не удивишь. Но новоявленной датской фолк-певице Агнес Обел это, кажется, удалось. Британский журнал об искусстве Nua Nau сравнил ее музыку с дождем после долгой засухи, который пролился на Европу. А Vogue Italia признал: ее первая пластинка покорила мир.
Все началось, когда пять лет назад Агнес приехала из родной Дании в Берлин, где она выпустила свой первый трек Riverside — прелюдию к первому альбому Philharmonics, который сразу же был одобрен критиками. "Германия оказалась намного более располагающей для записи моей первой пластинки. Будто что-то щелкнуло во мне, и я начала работать!" — признается Агнес.
Agnes Obel, Riverside, 2010
Просто она оказалась в нужном месте в нужное время. Для Европы, уставшей от сложносочиненных композиций, новых заковыристых музыкальных стилей и бесчисленных миксов, мелодии Агнес, исполненные на обыкновенном фортепиано, стали глотком чистого воздуха. "Меня всегда манили простые мелодии, словно взятые из детских колыбельных песен", — говорит она. А обозреватель французского издания Les Inrockoptibles в рецензии на Philharmonics добавляет: "Песни Агнес такие простые и добрые, что их хочется слушать на ночь".
Парадокс успеха Агнес Обел замечают многие музыкальные критики: пока передовые исполнители записывают новые треки в новомодных стилях электропоп, инди-рок или микрохаус, делают ремиксы на популярные хиты, у Агнес Обел в ход идут классические инструменты — фортепиано, арфа и флейта. Для многих ее музыка — своего рода проводник в прошлое, во времена граммофона и виниловых пластинок, в XIX век. Неудивительно, ведь в своих видеоклипах Агнес неизменно сидит за фортепиано с королевской осанкой, носит длинные пышные юбки в пол и укладывает волосы в сложную прическу.
Agness Obel, Just So, 2010
Ее видеоклипы — это всегда что-то особенное. Казалось бы, образ примерной девочки, больше похожей на хрупкую фарфоровую куклу, никак не вяжется с дикими животными. Однако у Агнес возможно и это: в клипе на песню Just So под звуки фортепиано то и дело появляется хищная собака, которая сидит неподвижно и глазами выискивает добычу, а на распахнутой белоснежной ставне восседает черная ворона. На обложке ее альбома Philharmonics рядом с Агнес сидит дикая сова.
Обложка альбома Агнес Обел Philharmonics
Типпи Хедрен в "Птицах" Хичкока
Многие посчитали, что эта обложка — дань Альфреду Хичкоку и его "Птицам". Агнес на ней — точь-в-точь героиня Типпи Хедрен: убранные волосы, умиротворенное лицо и необыкновенная грациозность. Разница только в том, что Агнес (в отличие от Типпи в "Птицах") удалось приручить дикую птицу, словно загипнотизировав ее своим стальным и прямолинейным взглядом. "Агнес Обел не такая, какой может показаться на первый взгляд. В ней есть что-то дикое. Да она ведь настоящая сирена, сладкоголосая искусительница, которая не поет, а почти шепчет", — считает репортер Musicomh Бэн Энджелл.
Агнес Обел для нас загадка, и, может, в этом секрет ее успеха. А успех уже можно назвать значительным: ее песни появлялись в эпизодах американского сериала "Анатомия страсти" и датском фильме "Субмарино". Ее первая пластинка Philharmonics уже стала дважды платиновой, и сейчас певица работает над второй. Она сама пишет песни, сочиняет музыку и записывает треки в студии. "Я совсем не чувствую, что выбрала эту музыку, — признается Агнес. — Это музыка меня выбрала". Так же и у нас с ней — она сама выбрала нас, своих слушателей. И, видимо, совсем не собирается отпускать.
Текст: Екатерина Ухлинова
Фотографии: vogue.it, agnesobel.com, stars-portraits.com