Мед, искусство и экоинициативы: как иностранные художники взаимодействуют с российскими арт-резиденциями сегодня
В Санкт-Петербурге начала работу новая лаборатория исследовательских резиденций для иностранных художников от фонда культурных проектов Hovard Art Foundation. Первыми приглашенными участниками стали Фабиола Киминаццо из Бразилии и Моза Альматруши из ОАЭ, а основной темой исследования — мед и пасеки. Увидеть результаты творческого поиска можно в отеле Hovard Club, а пока рассказываем, почему иностранные художники выбирают российские арт-резиденции даже в нынешних обстоятельствах.
О РЕЗИДЕНЦИИ
Research Residences («исследовательские резиденции») — новая инициатива фонда культурных проектов Hovard Art Foundation от создательницы программы Еленой Юшиной, ранее сотрудничавшей с посольством Катара в должности главы отдела печатных медиа. Научно-исследовательская резиденция направлена на изучение современной национальной идентичности, создание пространства для диалога культур, популяризацию и поддержку искусства, а также облегчение доступа к произведениям современных художников и интеграцию искусства в повседневность. В рамках проекта художники стран Глобального Юга, Западной Азии и Северной Африки смогут не только реализовать свой творческий потенциал, но и познакомиться с российской культурной средой и идентичностью. Выбор художников осуществляют кураторы проекта, опираясь на их интеграцию в регион.
Фабиола Киминаццо, Бразилия
Выпускница факультета изобразительных искусств Университетского центра Армандо Алвареса Пентеадо (Сан-Паулу, Бразилия), магистр изящных искусств и научный сотрудник Нью-Йоркского университета в Абу-Даби (ОАЭ). Ее работы можно увидеть в коллекции Музея современного искусства в Сорокабе (Бразилия).
Произведения Фабиолы показывали в Музее современного искусства в Сорокабе, в 421 Arts Campus (Абу-Даби), в Лувре Абу-Даби, в Университете Кампинаса.
Фабиола Киминаццо
Междисциплинарная художница в проектах работает с фотографией, рисунком, живописью, объектами и инсталляциями. На основе визуальных материалов (семейные фотографии, музейные каталоги, репродукции старых мастеров, печатная продукция) она создает новые образы, позволяющие переосмыслить прошлое, исследовать память и границы реинтерпретации истории. С 2017 года в ее творчестве в качестве материала появляется пчелиный воск — отсылка к основателю антропософии Рудольфу Штайнеру: «Тот, кто смотрит на улей, должен прийти в почти возвышенное настроение и сказать себе: „На окольном пути, ведущем через улей, все мироздание, весь космос проникает в человека и создает деятельных, незаурядных людей“». Изначально интересуясь философией, физической репрезентацией и формой предметов, Фабиола пришла к изучению социальной организации пчел, пчеловодству, а также вернулась к эзотерическому осмыслению значения пчел для человечества и природы. Так и замкнулся круг.
В России, посетив семейную пасеку, а также пообщавшись с местными специалистами по пчеловодству, художница не только получила материал для будущих скульптур в виде сотовых пластин, но и рассказала, как работает медовая индустрия на Западе, где происходит большинство ее художественно-исследовательских экспериментов.
Выставка Фабиолы Киминаццо «Музей встреч и столкновений», 2024
Фабиола Киминаццо, «Все структуры нестабильны», 2023
Фабиола Киминаццо, «Уцелевшие формы», 2024
Моза Альматруши, ОАЭ
Выпускница Школы изящных искусств Феликса Слейда Университетского колледжа Лондона, стипендиат образовательной программы для молодых художников The Salama bint Hamdan Al Nahyan Emerging Artists Fellowship (Абу-Даби).
Работы Мозы Альматруши экспортировали в Музей Виктории и Альберта (Лондон) и на II Лахорскую биеннале (Пакистан, 2020). Кроме того, Лондонский институт современного искусства и BBC Arts отобрали произведения художницы для New Creatives, специализирующегося на аудио- и видеопроектах молодых художников.
Моза Альматруши
Концептуальная художница, писательница и в прошлом шеф-кондитер авиакомпании Emirates создает инсталляции, перформансы и видео, в которых исследует культурную идентичность и ее трансформацию под влиянием глобализации и геополитики, часто обращаясь к детским песням, религиозным текстам, а еще к национальным блюдам и традициям приготовления пищи. В ее объектах мед играет скорее роль скрепы: так, в «Путешествии в Сальсабиль» (2019) он стал символом сладких надежд, которые испытывает человек в трудные времена. В художественной практике Моза обращается к символическому значению меда, исследует роль пчел в регулировании климата, сельском и лесном хозяйстве. Мозу также интересует влияние человека на жизнь пчел. За время, проведенное в России, художница не только успела изучить работу местных пасек и узнать о различиях (к примеру, в России пчелы впадают в спячку зимой, в то время как в Дубае — летом), но и сравнила десерты (еще одна специализация Мозы) и роль меда в их приготовлении в разных климатических условиях. «Еда, в особенности ее ингредиенты, стали для меня инструментами для рассказа собственных историй. Мед с его сложным процессом создания, а также многоступенчатой иерархией внутри самого улья стал для меня идеальным объектом, чтобы с помощью него провести параллели и рассказать историю человека и человечества в собственной интерпретации», — поделилась Моза.
Кадр из фильма Мозы Альматруши «Хлеб насущный», 2019
Пчеловод на пасеке в ОАЭ, 2024
В рамках двухдневной резиденции, 9 и 10 ноября, в России художницы посетили семейную пасеку Иноземцевых в Ленинградской области, посмотрели и узнали про устройства ульев в российских географических широтах, а также проследили путь меда от пчелы до конечного продукта. Помимо изучения прикладных моментов и технических особенностей производства и использования меда в кулинарии и искусстве, обсудили проблему повсеместного вымирания популяции, что также нашло отражение в экологической повестке. Кроме подробной экскурсии на пасеки в рамках резидентской программы, художницы также посетили Эрмитаж и Мариинский театр, чтобы лучше познакомиться с российской культурной ДНК. Программа исследовательских резиденций создана также для того, чтобы познакомить российских деятелей культуры и широкую общественность с зарубежными художниками, кураторами и институциями, предоставить площадку для интеграции и коммуникации и заложить основу для будущего сотрудничества.