Поиск

Федор Елютин: «Современный зритель немногим отличается от средневекового»

Федор Елютин: «Современный зритель немногим отличается от средневекового»

Специальный проект Buro 24/7 и Lenovo

Текст: Елена Котелова


Человек, которому нравится удивлять

или

Импресарио
монолог об иммерсивном театре в трех сценах


Действующие лица
Федор Елютин, молодой мужчина лет тридцати. Занимается иммерсивным театром, много путешествует. Привез в Москву такие шоу, как “Remote Moscow”, ”Кандидат”, “Cargo”, “Твоя игра”. Он одет в белую рубашку и классические брюки со стрелками. Во время рассказа он держит планшет в руках.


Реквизит

Планшет Lenovo Yoga Book со стилусом. У него та же задача, что и у импрессарио — удивлять. Например, он превращается в ноутбук — легкий и тонкий.



Сцена напоминает полупустую репетиционную базу. Это комната с выбеленным полом и стенами, посередине стоят пуф и софиты, которые иногда включаются и освещают все неоновым светом.

Сцена первая, в которой мы узнаем о чудесах трансформации


Федор: Иммерсивный театр — это просто одна из граней театра. То, что он сейчас так популярен, не говорит о смерти классического театра. Просто это нечто новое для тех, кому обычные спектакли поднадоели.  


Современный зритель немногим отличаются от средневекового. Он до сих пор хочет, чтобы его удивляли, жаждет нового опыта. Только теперь ему недостаточно подглядывать — то, чем по сути и занимаются зрители в театре. Они хотят участвовать в постановке наравне с актерами, более того — исполнять главные роли.


Мой зритель — это молодые ребята, которые открыты к новому опыту, интересуются современным искусством. Может, они не так часто ходят в классический театр. Их просто не манят эти золоченые залы, фойе, бутерброды. У многих из них был гэп (прим. — временной отрезок, здесь — провал во времени), когда они вообще не ходили в театр и ничего о нем не знали. А теперь с жадностью пытаются это наверстать.


Перед нами откроется еще немало новых форм театра. Через 10-15 лет, думаю, театр будет бурно развиваться в виртуальной реальности. И стимул к поиску новых форм — это зрители. Они всегда готовы отдать копеечку за то, чтобы на пару часов отключить телефон и нафантазировать себе новую жизнь в другом мире.





Сцена вторая — о легких перемещениях в пространстве

Федор: Все спектакли я смотрю на международных театральных фестивалях. Лучшие проходят в Авиньоне и Эдинбурге. Там и уличные фокусники, и оперные дивы. В среднем за неделю фестиваля успеваю увидеть около 20-40 работ. Я привезу постановку только в том случае, если она произвела на меня впечатление. Только мой личный опыт имеет значение, рекомендации и рецензии тут не работают.


Международные театральные фестивали — это как супермаркет. Кругом яркие афиши, все тебя зазывают. Вокруг тысяча продуктов, из которых ты выбираешь один. И чем больше шоу ты видел, тем сложнее выбирать. Тут думаешь не только о том, насколько постановка впечатляющая. Но и о том, получится ли ее в Москве качественно прокатать. Работы, в которых все это сходится, — большая редкость.


Если вы когда-нибудь отправитесь на театральный фестиваль, будьте готовы к тому, что на 10 постановок приходится одна блестящая. Это в лучшем случае. Так что сейчас я не смотрю спектакли от начала до конца — хватает первых 10 минут. Это как пирог: достаточно съесть кусочек, чтобы понять нравится он тебе или нет.  


Сцена третья — о волшебной палочке и магии импрессарио



Федор: Театр сегодня — штука модная. Об этом все пишут и говорят. Считает его рупором свободомыслия и самовыражения. С этим я согласен, но для меня театр — место вдохновения, в котором рождается и накапливается энергия. Но это не для всех. И знаете, я их не осуждаю. У них другие источники вдохновения — музыка или скачки, например.


Все наши шоу выводят зрителей из зоны комфорта. Я считаю, что именно это должно происходить в театре. И если этого не случается, скорее всего, вы туда сходили зря. Вам не должно быть уютно в театре — вы не в спа-салоне. Вы должны что-то переживать. Знаете, так и в любви — есть период счастливой влюбленности, а потом — горькое расставание. И иногда боль от разлуки полезнее радости от любви.

Я хочу, чтобы наши постановки удивляли. Чтобы перед зрителями целая пропасть неизведанного разверзлась. Шоу должны вдохновлять на то, чтобы поехать, например, в Петербург что-то посмотреть, а потом — в Авиньон и Эдинбург. То есть на то, чтобы изменить свою обычную манеру путешествовать.


Перестаньте курсировать от Сада Тюильри до Эйфелевой башни. Гоняйтесь за новым опытом. Так я уже года 4 путешествую — пока я не нашел ничего более интересного в своей жизни. А если найду — то непременно стану этим заниматься.



Почему планшет Lenovo Yoga Book подходит для активных и творческих личностей


На нем удобно печатать

Lenovo Yoga Book — это и планшет, и ноутбук. Сенсорная клавиатура поворачивается на 360 градусов. Ее можно убрать или развернуть.


А еще — писать и рисовать

Обратная сторона клавиатуры — графический планшет, с которым можно взаимодействовать с помощью стилуса или пальцев.


Его можно брать с собой повсюду

Все потому что он очень легкий и тонкий. Даже в сложенном виде его толщина — всего 9,6 мм.


 


Больше