В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии"
Пауль Клее — художник особого дара. Изобретатель форм и мотивов, самый камерный и поэтичный модернист, он умеет на ухо рассказать об ужасах и катастрофах, о развоплощениях и потерях. Творчество завораживает редким сочетанием осторожного эксперимента и высокой рефлексии. Достаточно увидеть его "Куколку" (1923), "Портрет молодого пролетария" (1919) и "Безумие" (1939), чтобы подолгу разгадывать ребусы Пауля Клее и пытаться проникнуть в суть его инвенций.
Малевич, Мондриан, Кандинский, Клее — мастера, через которых прорастал модернизм ХХ века. Кроме того, при всей аполитичности мастера в жизнь Клее вплелись большие исторические катаклизмы и биография получилась душещипательной. Он — солдат Первой мировой войны, экспонент выставок объединения "Синий всадник" и горький автор работ, отобранных в нацистский проект "Дегенеративное искусство", он — преподаватель культовой школы ХХ века "Баухауз", эмигрант, так и не дождавшийся гражданства от швейцарских властей, европейский интеллектуал и человек, стоически удерживавший сознание и волю перед лицом разрушительной болезни.
Клее создал около девяти тысяч работ, поэтому каждая монографическая выставка, посвященная его творчеству, — сплав хорошо знакомого и на удивление неизвестного. Хрестоматийный модернист умеет представать в новом свете, будто сам позаботился о том, чтобы его далекий зритель одновременно радовался узнаванию и удивлялся обилию новых впечатлений. Большая часть творчества — акварели, рисунки, гравюры. Работать маслом Клее начал лишь в 1919 году. При этом очевидно: любил фактуры, текстуры и разнообразие тактильных ощущений. На сохранившихся фотографиях видно, что мастерская художника заставлена мольбертами, сам он окружен раковинами, обломками чашек, в которых он смешивал краски, мастихинами, кистями, шпателями, cамодельными перьями, повсюду куски мешковины, марли, бумага, холсты. Его способность к формотворчеству завораживает многие поколения любителей искусства, профанов и профессионалов.
В 1912 году Клее — участник выставки объединения "Синий всадник". В 1916 году его призывают в армию, и, хотя службу он нес далеко от линии фронта, война его задела. В 1921 году по приглашению Вальтера Гропиуса Клее начинает преподавать в школе "Баухауз" и пишет курс лекций "Введение в теорию живописной формы". В январе 1924 года произошло вообще фантасмагорическое событие: работы Пауля Клее были представлены в Москве в Историческом музее на "Первой всеобщей Германской художественной выставке", а потом и вовсе отправились в Ленинград и Саратов. В 1925 году Клее участвует в первой выставке сюрреалистов, а в 1933 году, выгнанный нацистами из Дюссельдорфской художественной академии, создает 250 рисунков на тему революции. С 1936 года страдает тяжелым аутоиммунным заболеванием склеродермия, но упорно продолжает следовать своему принципу — "ни дня без линии".
В Москве, в городе, в котором пока еще нет музея модернизма, показ творчества Клее — не только подарок зрителям, но и быстрый курс ликвидации безграмотности. И в этом отношении выставка сделана безупречно. Все произведения поделены таким образом, чтобы трансформация эстетики и художественных приемов Клее воспринималась как наглядный, почти дидактический переход от одного акта драмы к другому.
Все начинается с "Натурных штудий": в первом зале представлены ученические работы, в которых формируется рука Клее-рисовальщика, финалом служат два зала — раздел назван "Глазами ребенка". Тут работы последних лет, когда неизлечимо больной мастер создает культовые вещи — Insula dulcamara (1938) и "Смерть и огонь" (1940). Между ними развернуты четыре этапа. Один из них — "Самоидентификация и самовыражение" (1903—1905 гг.), серия гравюр, в которых Клее варьирует три темы: м/ж, героические амбиции и роль художника.
"Путь к абстракции" — результат общения с художниками объединения "Синий всадник". И два путешествия. Первое — в Париж, где Клее знакомится с Робером Делоне и его системой симультанного цветового контраста. Еще один двухнедельный вояж кардинально изменил оптику художника. В апреле 1914 года Пауль Клее со своим другом Луи Муайе и художником Августом Маке побывал в Тунисе. Оттуда он возвратился тонким колористом и это сокровенное умение сочетать цвета сохранил до самого конца.
Год назад, показывая выставку Paul Klee: Making Visible, кураторы "Тейт Модерн" с восторгом окунулись в эту эстетскую тему творчества Клее и выставили множество работ. "Цвет овладел мной, — писал мастер. — Мне не нужно гнаться за ним, он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник". В сознании посетителей "Тейт Модерн" Клее на всю жизнь остался фантастическим поэтом цвета.
В Москве "роман" Клее с цветом представлен более сдержанно, чтобы не разрушать общей стройности рассказа о творчестве художника. Раздел "Преподавание в "Баухаузе" предлагает зрителю бесценный ряд. В течение десяти лет Пауль Клее толковал и всматривался в форму как таковую и даже собирал минималистичные эстетские гербарии, которые также представлены на выставке. Нельзя пройти мимо рисунков с вариациями геометрических форм — изысканная графика. В этих залах надо помнить о том, что через аудиторию Клее прошли студенты, которые сформировали дизайн ХХ века, а оставленные мастером 3 900 рукописных страниц легли в основу обучения последующих поколений художников в Европе и США. Пауль Клее всю жизнь балансировал между абстракцией и фигуративностью. Особенно остро его способность менять оптику, его вкус к мерцающей образности чувствуются в разделе "Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность". Пробуя прием Жоржа Сера и Поля Синьяка, Пауль Клее выступает как художник, усилием воли отвоевавший свою особую палитру и развивающий ее за счет популярной техники.
Выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии" приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В экспозицию вошло более 150 произведений из коллекции Центра Клее в Базеле и других собраний Швейцарии. Кураторами выступили Фабьенн Эггльхефер (Швейцария) и Алексей Петухов — со стороны ГМИИ им. А. С. Пушкина.