В пятницу вечером Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу открыла одну из главных выставок этого года — ретроспективу нидерландского художника Пита Мондриана. Он считается одним из основоположников абстрактного искусства, как и его современники Казимир Малевич и Василий Кандинский. Произведения последних, к слову, можно посмотреть в том же здании — несколько полотен крупнейших российских мастеров представлены в постоянной экспозиции галереи.
Мондриана в Москву привезли из Муниципального музея Гааги — в рамках перекрестного года России и Нидерландов Третьяковка с 14 сентября по 24 ноября представляет около 40 его произведений.
Пит Мондриан. ""Композиция с линиями и цветом III", 1937
Выставку открывают полотна, в которых почерк Мондриана никак не угадать — ранние его работа конца XIX века, "Сельский дом с бельевой веревкой", например, тяготеют к традициям гаагской школы пейзажа. Далее художник увлекается импрессионизмом, символизму, переходит к пуантилизму, кубизму и, наконец, своей характерной живописной системе. Пит Мондриан назвал ее "неопластицизмом" и описал в одноименном трактате 1920 года. Ее изобразительные средства — плоскости основных цветов (красный, синий, желтый), которые он сочетает с "нецветами" (белым, серым и черным). В своих композициях, построенных из пересекающихся под прямым углом линий, Мондриан стремился достигнуть равновесия и гармонии.
Пит Мондриан. "Сельский дом с бельевой веревкой", около 1897
"Современный культурный человек постепенно отрывается от вещей природных и его жизнь становится все более и более абстрактной," — объясняет Пит Мондриан, с каждым годом искавший все новые и новые средства своего самовыражения. К кубизму, например, он пришел после знакомства с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезанна и Пабло Пикассо на выставке в Амстердаме в 1911 году, а также последовавшей за этим поездкой в Париж. Формулировать законы неопластицизма он начинает позже — после 1917 года, когда им вместе с тремя другими голландскими художниками было основано общество De Stijl.
"Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" 1921 года стала практически самым известным произведением художника. В Третьяковской галерее ее можно увидеть по соседству с другими поздними композициями, созданными Мондрианом незадолго до того, как в 1940 году он уехал в Нью-Йорк и получил прозвище "одного из величайших беженцев из Европы".
Пит Мондриан. "Красная мельница", 1911
Пит Мондриан. "Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим", 1921
Владимир Мединский
Василий Церетели и Кира Саккарелло
Михаил Швыдкой и Пол Верховен
Другие истории
Подборка Buro 24/7