Бородатая невеста — это сильно. На прошедшей Неделе высокой моды в Париже не произошло, пожалуй, ничего, кроме выхода Кончиты Вурст в черном кринолине от Готье. Дама с густой растительностью на лице, которая уже заслужила статус главного информповода 2014 года, оказалась лучшим способом привлечь внимание к захеревающему кутюру. Серьезно, как будут вспоминать прошедшую Haute Couture Fashion Week через пару месяцев? Никто не скажет: «О, это тот самый показ Maison Martin Margiela, где модели были в масках!» или «Согласен, меня тоже поразило шоу Valentino, там все такое женственное!». Мы уже все это видели. Да, платья сложных конструкций: красиво, часто — концептуально, дорого, очень дорого, скучно. В эпоху под девизом «чувак, ты слишком серьезно к себе относишься» наряды по цене роллс-ройсов трудно воспринимать без доли иронии: пока в мастерских тридцать человек расшивают биссером одну шелковую юбку, девушки носят кроссовки и осваивают нормкор. И вот, среди всего этого кружева, кристаллов и драгоценных лекал на подиум выходит транссексуал со вполне себе завидной бородой, которая не отменяет ни узкой талии, ни длинной шевелюры цвета вороньего крыла. Запах нафталина, витавший над парижской Неделей, испарился моментально. От Готье никто не ждал стандартного показа. Но одно дело, когда шоу закрывает Дита Фон Тиз в чулках и корсаже из бабочек — к королеве бурлеска в неглиже мы уже давно привыкли. И совсем другое, когда скандальный транс-артист выходит в свадебном (!) платье на одном из самых главных показов сезона в рамках самой камерной Недели моды. В Париже. С щетиной и с грудью под органзой.
Привлечение не совсем обычных моделей — в индустрии дело житейское. Особенно часто прибегают к этому ходу дизайнеры лондонской Недели моды. Поклонники Кортни Лав из дуэта Meadham Kirchhoff, например, никогда не набирают манекенщиц в агентствах и даже устраивают кастинги на улицах. А street wear марку Nasir Mazahar и вовсе демонстрируют подруги дизайнера. В Великобритании даже есть специальное агентство для неформатных моделей с честным названием Ugly Models, которое пользуется большим успехом. И все же Лондон — это Лондон. Он хулиганский и странный, поэтому никто этим выкрутасам не удивляется. Тем более британская Неделя никогда не была такой же медийной, как три остальные. Париж — разговор отдельный. Этот город все еще носит звание мировой столицы моды, и после кадровых перестановок в Balenciaga, Christian Dior, Louis Vuitton и Givenchy он вновь стал путеводной звездой для остальных. Поэтому любое отклонение от канонов, доведенных здесь до сияющего и уже надоевшего совершенства, вызывает бешеный резонанс.
Все мы помним, как в 2011 году на юбилейном показе Louis Vuitton по подиуму вышагивала Кейт Мосс в микро-шортах и с сигаретой в зубах. Пусть она самая крутая дамочка на свете, которая стала легендой модельного бизнеса и в которой рок-н-ролла больше, чем в The Coasters. Ей было тогда 37 лет, и тело взрослой женщины среди худощавых юных нимф так поразило публику, что этот выход обсуждали не один месяц после показа. Не суть, что по запросу «Кейт Мосс с сигаретой Louis Vuitton» Google до сих пор предлагает фото с показа под заголовком «Кейт Мосс целюллит». Шоу вошло в историю как то самое, где Кейт курила прямо на подиуме. А значит, юбилей Дома удался. Парижский бум на неформат начался за полгода до этого: в показе Balenciaga SS 2011 участвовала Миранда Керр на пятом месяце беременности, а на шоу Chanel того же сезона ходила немолодая, но все еще прекрасная Инесс де ля Фрессанж. Как раз тогда в дефиле вышеупомянутого Готье поучаствовала нехуденькая певица Бет Дитто. Размеры Бет не укладывались даже в рамки plus size, что не помешало ей выйти в колготках в крупную сетку. В общем, примерно на два сезона столицу моды накрыла волна человеколюбия: самые главные дизайнеры Франции воспевали красоту женщины во всех ее проявлениях. Они вдруг захотели увидеть на подиуме реальность, личность и как будто согласились с лордом Генри из «Портрета Дориана Грея», который говорил, что обожает мужчин с будущим и женщин с прошлым.
Однако то, что происходит на парижских подиумах в последнее время, не нужно путать со слоганом Dove «Рекомендовано реальными женщинами». Теперь здесь нет ни умиленного взгляда на чужие морщинки, ни ласкового снисхождения к чьм-то пухлым бокам. Мода настолько замкнулась сама на себе, что пропустила момент, когда действительность спихнула ее с трона. Теперь индустрия подчиняется реальности, а не наоборот, и разговор там идет в ультимативной форме. Вспомните хотя бы осенний показ Rick Owens, где одежду демонстрировали танцовщицы американского степа. Агрессивные, совсем не худые, с вихрем растрепанных волос они все равно выглядели привлекательно, потому что такие женщины на подиуме — это честно. Мы видим их на улицах гораздо чаще, чем эльфийскую Сашу Лусс. Именно они потом покупают показанные в Париже вещи, и эта откровенность пришлась всем по вкусу. А этой весной по подиуму Рика Оуэнса ходили его подруги, его ассистентка Аша, Барбара, которая работает управляющей французского бутика марки, и несколько возрастных моделей. Тогда же Viktor&Rolf нарядили в свои платья балерин, а у Chanel, может, и ходили привычные глазу модели, но даже они лавировали между полками супермаркета.
Последний выход Кончиты Вурст на шоу Jean Paul Gaultier очень логично вписывается в эту цепочку, которая тянется уже несколько лет. И сформулировать ее можно довольно лаконично: все мы разные. Девушки, которые покупают брендовую одежду, ходят после работы за овощами и зубной пастой в ближайший магазин, им может быть и 19, и 79 лет, они с равной вероятностью могут быть балеринами, певицами, менеджерами и молодыми мамами. Собственно, они могут быть даже мужчинами, но если им хочется носить красивую женственную одежду, значит, индустрии придется с этим считаться. Появление Ким Кардашиан на обложке американского Vogue нельзя назвать счастливым стечением обстоятельств, но даже оно случилось в очень правильное время. Потому что снобизм модных домов и большого глянца давно пора послать к черту. Слишком долго женщинам (и тем, кто хочет ими быть) внушали, будто они должны что-то с собой сделать ради неудобного платья размера XXS. Теперь же культ вещей обзавелся биркой «дурновкусие», а дизайнерам пришлось понять, что они одевают девушек, которые не выглядят как Карли Клосс. И если этот лед действительно тронулся, то пусть хоть все бородатые женщины планеты поднимутся на парижские подиумы. Все-таки они этого достойны тоже.
15.07.14, 17:26
Другие истории
Подборка Buro 24/7