Грузинка Рия Кебурия захватила Москву в рекордные сроки и быстро заскучала. Решив не стоять на месте, она не просто двинулась покорять Париж и Берлин, но и решила полностью сменить концепцию марки. Теперь Ria Keburia стала Ria Keburia Gallery, а сама дизайнер — арт-куратором
Работы Рии Кебурии всегда балансировали на грани между искусством и модой. Да и с искусством коллаборации Кебурия знакома тоже уже давно: к работе над последними своими коллекциями до перезапуска марки она привлекала самых разных дизайнеров и художников. Дмитрий Шабалин делал для нее маски-арт-объекты, которые так понравились журналистам Style.com, Роман Ермаков разрабатывал орнаменты для принтов, команда российской марки Forms — сумки, похожие на метательные спортивные снаряды, Fakoshima — лучшие на свете очки, Turbo_Yulia — головные уборы, а грузинка Софо Гонглиашвили — эмалевые броши с портретами эпохи Робоссанса. Талантливых людей, путешествуя между Москвой, Тбилиси и Парижем, Кебурия встречала много. И наконец решила, что пора уйти от старой концепции и двинуться к чему-то новому, чего никто из ее коллег-дизайнеров, даже самых продвинутых и открытых к сотрудничеству, пока не делал. Разумеется, не без поддержки набранной за эти годы арт-сборной.
«Меня всегда интересовало искусство, — рассказывает Рия Кебурия. — Но быть художником я сама не хотела. Меня больше интересовало кураторство». Так грузинка, с недавних пор студентка Sotheby's Institute of Art, стала куратором собственной галереи — конечно, не совсем обычной. Вместо того чтобы арендовать собственное помещение, заполнив пространство работами любимых художников, она решила сделать свою Ria Keburia Gallery живой, пригласив десять разных дизайнеров, не чуждых, как и она, искусству, сделать одну совместную коллекцию. Точнее, совместный проект, получивший название Spooky Forest и уже отправившийся в путешествие по разным городам.
Премьера его состоялась в Париже в начале марта, а 19 числа Рия вместе с Андреем Бартеневым отправилась на Berlin Alternative Fashion Week. Российский художник уже становился лицом последней коллекции Кебурии в старом формате, а теперь стал покровителем ее «галереи». В Берлине проект, как говорят все, приняли с восторгом.
Как коллекцию одежды увиденное воспринимать сложно: это все-таки действительно в большей степени арт-проект с соответствующей сложной концепцией. Рассказать историю можно, а вот сказать, что из этого будет продаваться и носиться, как интегрировать что-то из вещей в собственную жизнь, если вы только не street style-звезда, живущая от недели моды до недели моды, куда сложнее. Эти вещи, кажется, просто не могут существовать в отрыве от легенды, легшей в основу Spooky Forest. Коллекции самой Кебурии до перехода к тому же «галерейному» формату тоже были насыщенными и сложными, но тогда это все же было работой одного художника, привлекающего других в основном для создания аксессуаров. Теперь же художников в фокусе сразу десять, и работы каждого сливаются в одну, — пусть и идеально, по словам Рии, соответствующую духу Ria Keburia, но все же еще более объемную, сложную и концептуальную.
Spooky Forest посвящена идее — и процессу — реинкарнации. По задумке Кебурии, странствующая душа переходит от объекта к объекту, чтобы в финале слиться с другими в теле Лешего, главного героя коллекции и хозяина того самого жуткого леса, вынесенного в название. Именно он властвует над всеми духами, блуждающими по чаще, и он же становится конечной точкой путешествия каждой из душ, поглощая их все. У этого потустороннего существа нет ни пола, ни возраста — обе эти категории в принципе кажутся Рие Кебурии весьма условными. И в прошлых своих коллекциях, еще до того как гендерная амбивалентность вошла в моду, она одевала юношей и девушек в одни и те же вещи, сделав андрогинность частью своего стиля, и так же вольно обращалась с возрастом. Например, в сезоне весна-лето 2015 все ее герои снова стали детьми, нарядившись в вещи для тоддлеров.
Рия Кебурия дает зрителю шанс отследить все этапы путешествия души по лесу, все ее промежуточные воплощения. Всего этапов пять: Human, Sudarinya, Animal, Nature и Creature — они же «Человек», «Святая сударыня» (то есть сверхчеловек, лишенный низких людских страстей, некий невозможный нравственный абсолют), «Животное», «Растение» и «Существо», то есть сам поглощающий души хозяин леса. За каждый этап по задумке отвечают несколько дизайнеров из десятки, отобранной куратором проекта, Рией. Человеческую природу исследуют команды Masha Andrianova и Makaki, над «Сударыней» колдуют Asiya Bareeva и 711, над частью Animal — Lasha Devdariani и Woodsun, а над Nature — Lalo Cardigans, Teyo и Fjord. А на этапе, когда появляется Леший, к команде Ria Keburia Gallery присоединяется российский обувщик Ким Малыгин.
Строгого тематического разделения искать здесь не стоит: сказать, на каком образе заканчивается один этап и начинается другой, сможет разве что сама Рия Кебурия. Хотя это, кажется, и неважно — эта целостность проекта, во-первых, подчеркивает непрерывность путешествия вечно беспокойного духа и, во-вторых, доказывает, что казавшийся безумным план Кебурии по объединению 10 разных авторов с совершенно разной эстетикой в одном пространстве все же сработал.