Территория высоких достижений
Фильм «Шеф Адам Джонс» — история строптивого и талантливого шеф-повара, который решил не сдаваться, а вместо этого вернуть себе былое величие — наконец-то добрался до отечественного проката. Мы поговорили с Сиенной Миллер о съемках, работе с Брэдли Купером и режиссером Джоном Уэллсом, непростом характере шеф-поваров и о рыбе, которую актриса готовила на съемочной площадке часами напролет
Во время съемок фильма «Шеф Адам Джонс» Сиенна Миллер не только провела время в родном Лондоне, где она выросла, но и значительно улучшила свои кулинарные навыки. Оно и неудивительно: ленту снимали на работающей кухне, среди кипящих кастрюль и дымящихся сковородок, а актриса оказалась в роли повара из команды шефа Адама Джонса. Мы решили узнать, чему успела научиться Сиенна Миллер, каково это — извиняться перед рыбой, и наконец, стоит ли работать по 17 часов в день.
Готовясь к съемкам, вы получили возможность заглянуть на кухни лучших ресторанов Лондона, в котором вы выросли.
И это было прекрасно. Редко когда получается сниматься в родном городе, а тут еще и такая удача — я смогла завязать отношения со всеми ресторанами и поварами там, где я живу. И теперь я могу к ним заскочить повидаться и заодно попробовать их действительно очень вкусную еду, когда захочу.
А сколько часов вы провели на кухне?
Я около месяца тренировалась с Маркусом Вареингом (английский шеф-повар и судья телевизионного шоу «Мастер-повар». — Прим. Buro 24/7) на его кухне, смотрела на подачу блюд, изучала, как все функционирует, училась готовить, работать ножами, пользоваться оборудованием, пробовать блюда, даже поливать мясо собственным соком и, конечно, двигаться как настоящий повар.
У вас были сомнения по поводу того, соглашаться ли на участие в проекте?
Я трачу огромное количество времени на просмотр кулинарных шоу. Я просто фанатка «Мастер-повара» и других подобных передач. Мне нравится этот мир, я им заинтригована, и я люблю еду — не только есть, но и готовить. Так что, если бы это был фильм о строительстве, я бы вряд ли согласилась. Мне хотелось погрузиться в мир, который и так меня завораживает, а заодно научиться готовить на уровне, о котором я даже не могла подумать. Я точно никогда не мечтала, что меня будет учить один из лучших мировых поваров, так что для меня это была по-настоящему уникальная возможность.
Вы тренировались с другими поварами?
Большую часть времени я проводила с Маркусом Вареингом, но также меня учил Брет Грэм из The Ledbury (лондонский ресторан, открытый шеф-поваром Бретом Грэмом. — Прим. Buro 24/7), который всегда на такой рок-н-ролльной волне Марко Пьера Уайта. А Брэдли Купер — с Гордоном Рамзи и Марко Пьером Уайтом. Я бы тоже с радостью с ними встретилась, но не сложилось.
По сюжету вы специализируетесь на приготовлении рыбы, так что хочется спросить, изменилось ли у вас отношение к этому продукту после съемок?
Да. Я никогда не была фанаткой рыбы, но теперь, когда я могу весьма недурно ее приготовить и понимаю, что раньше я ее готовила паршиво, я ем больше рыбы и наслаждаюсь ей. Умение филировать рыбу — прекрасный навык. Чудесно, когда можешь сказать: пойду-ка я в рыбную лавку, куплю целую рыбу и сама ее разделаю. Есть в готовке что-то, что приносит чувство удовлетворения. Все говорят, что приготовление рыбы — самый сложный навык, и я с этим согласна. Но теперь, когда я им овладела, сам факт, что я могу, приводит меня в восторг.
А вы уже успели проверить свои навыки на практике?
О да. Я недавно купила палтуса и сама его разделала, но я никогда не подам его на завтрак, как делаю в фильме.
Как вы думаете, почему в мире высокой кухни доминируют мужчины?
Я могу назвать несколько топ-поваров женщин, но действительно, в основном всем заправляют мужчины. Если честно, я замечала, что так происходит во всем мире и во всех сферах. Я не знаю индустрию, в которой на верхушке всем заправляют женщины, и это очень расстраивает, но женщины все чаще обращают внимание на эти проблемы, и начинается диалог по данному поводу. Я думаю, что это очень сложно, особенно для моей героини Елены, которая работает по 17 часов в день и еще к тому же мать. Ей приходится идти на серьезный компромисс. Мужчины больше способны отключаться, в отличие от женщин. Мне кажется, что в женщине идет внутренняя борьба, а наше общество не поддерживает этот аспект женственности так, чтобы женщины могли быть одновременно и хорошими матерями, и достигать топовых позиций в своей области. Я надеюсь, что в скором времени ситуация изменится.
Можно ли стать успешным главным поваром, не прибегая к крику?
Разные повара по-разному управляют своей кухней. Марко Пьер Уайт известен своим крутым нравом, и он тренировал Гордона Рамзи и Маркуса Вареинга, поэтому они все ведут себя примерно одинаково. Но вообще кухня — это такая почти военная милитаристская среда. Все рассчитано строго по времени, и приходится полагаться на работу абсолютно каждого, так что если провалился один — результата не будет у всех. Повара, с которыми я сталкивалась и которые достигают больших результатов, всегда очень страстно подходят к своей трудовой деятельности, они должны доверять разные аспекты работы другим людям, и если напортачат они, то все будет потеряно. Схожее отношение есть и в армии, так что мне кажется, что оба этих мира чем-то похожи.
Я не могу назвать индустрию, в которой на верхушке всем заправляют женщины, и это очень расстраивает
Вам всегда нравилось готовить?
Я любила печь пироги, когда была маленькой. Мама была прекрасным поваром, так что вся моя семья обожала есть. Я люблю тот стиль жизни, который существует вокруг еды. Мама часто готовила воскресный обед с жарким, и мы приглашали кучу друзей. Это действительно сильное воспоминание из моего детства, то чувство семейности и заботы. Но я никогда не хотела стать поваром. Я всегда хотела быть актрисой. Впрочем, каждое воскресенье я готовлю жаркое и приглашаю друзей. И не знаю, могу ли я быть более счастливой, чем когда смотрю на любимых людей, собравшихся вокруг стола, на котором стоит то, что я приготовила.
То есть подпишетесь под термином food porn?
Конечно! Я просто одержима едой.
Вы пробовали работать по 17 часов в день, как повара в фильме?
До тех пор пока я не попала на съемочную площадку, нет. До этого я пыталась выкроить как можно больше времени для общения с дочерью, но мы очень серьезно трудились над фильмом, и было сложно, потому что это работающая кухня. Я стояла над плитой, раскаленной до 120 градусов, и готовила рыбу часами, это было весьма изнурительно, так что я хорошо представляю, каково приходится поварам.
Вам понравилось сниматься на Биллингсгейте, знаменитом лондонском рыбном рынке?
Меня забирали в 2:30 утра, чтобы подготовиться к съемкам, которые начинались в 5 утра. Я очень люблю рынки. Всегда, когда путешествую, хожу на продуктовые базары, потому что там можно получить незабываемый опыт новой культуры. Я была рада, что мы снимали на Биллингсгейте, ведь я никогда там раньше не была. Кто еще будет так рано вставать с утра? Однажды я так сделала в Японии, сходила на рыбный рынок в Токио, где продается все, включая китов, и где раскидана куча суши-ресторанчиков. Надо вставать на рассвете, но ты начинаешь чувствовать страну по-настоящему.
Вы снимались с Брэдли Купером в «Американском снайпере», а спустя несколько месяцев оказались вместе в фильме «Шеф Адам Джонс»?
Да. Брэдли хотел, чтобы я снова снималась с ним, но нам пришлось подгонять графики, чтобы было удобно обоим.
И каково это — работать с Брэдли Купером?
Мы работаем очень схожим образом и любим достигать максимума, двигая друг друга в области, в которые сами мы бы не пошли. Наша дружба и доверие позволяют нам достигать тех эмоциональных вершин, до которых я бы постеснялась добраться с другими партнерами. Необходимо много работы, чтобы построить доверие, позволяющее бросать иногда вызов партнеру: нам это удается, а также удается сохранить его после сложного момента. Например, после съемок сцены конфронтации с героем Купера я чувствовала себя ужасно и меня прямо трясло. Нам не хотелось видеть друг друга и разговаривать, настолько это было неприятным опытом. И нам не надо было друг другу объяснять почему. Вместо этого мы просто некоторое время не виделись, сохраняя уважение друг к другу и понимая, что нет нужды сразу же видеться после такого, — поэтому мы хорошо сработались. С ним легко, и я уверена, что мы еще не раз будем сниматься вместе. По крайней мере, я на это надеюсь.
В фильме шеф Адам Джонс требует от вас, чтобы вы извинились перед рыбой за то, что переварили ее. Насколько это было сложно?
Было достаточно унизительно представлять, как это будет, но я поговорила со многими поварами, и у них такие истории тоже случались. Ходят слухи, что однажды Гордон Рамзи взял два куска хлеба, приложил их с разных сторон к голове повара и сказал: «О, смотрите, сэндвич из идиота!» Повара часто унижают друг друга, поэтому данный момент весьма аутентичен. Но сниматься в этой сцене удовольствия, конечно, не доставляло, потому что атмосфера в ней нагнетающая и Брэдли весь день ходил сам по себе, было такое напряжение, что можно было услышать, как падает иголка на пол. Все было очень серьезно.
Поработав с Клинтом Иствудом над «Американским снайпером», в «Шефе Адаме Джонсе» вы снимались у Джона Уэллса. Чем отличается их подход?
Джон очень внимателен к деталям и дает больше указаний. Он исследует каждый элемент происходящего в помещении. Клинт делает два дубля и день заканчивается. У него очень четкое представление, чего он хочет, и он не теряет времени, чтобы это получить. Я совсем не хочу сказать, что он не вовлекается в процесс, но когда он читает сценарий, то уже видит фильм, и ты делаешь именно то, что он хочет. Джон читает сценарий, видит в голове фильм, а потом начинает искать варианты, как можно сделать что-то по-другому, он исследует, так что это занимает больше времени. Они оба — очень талантливые режиссеры, и мне очень повезло работать с ними.
Что вас больше всего удивило в жизни повара?
Больше всего, наверное, накал, время и самоотдача, которые нужны в этой работе. И абсолютно нет шансов на успех у тех, кто не готов посвятить данному делу всю свою жизнь. Это огромная жертва.
Что было самым большим испытанием на площадке?
Мне кажется, это физическая усталость от постоянного нахождения в жаре — ведь нужно все время оставаться в фокусе. Вы не изображаете готовку, вы действительно готовите, и отвлекаться нельзя, иначе можно обжечься или обжечь кого-нибудь еще. Вас окружают сковороды с кипящим маслом. Мы все резались ножами, мы все обжигались. Нужно быть начеку каждую секунду, чтобы избежать травм. Вряд ли кто-то заметит это при просмотре фильма, но нам приходилось быть очень собранными, так как это была настоящая кухня.
Вы не изображаете готовку, вы действительно готовите
А потом Маркус Вареинг сказал, что возьмет вас работать на свою кухню?
Да, это правда. Мне очень понравилось быть в этом мире, и Маркус действительно сказал, что может найти мне место на своей кухне, если я захочу. Временами я думала: «Да, это то, что стоит сделать». Мне нравилось, и я чувствовала, что вписываюсь в этот мир.