10 фильмов фестиваля «Сандэнс», на которые стоит обратить внимание
19 января в Парк-Сити стартовал главный американский кинофестиваль независимого кино «Сандэнс». С него начинается сезон кинопремий, и зачастую отметившиеся на нем картины получают потом награды в Каннах и Венеции. А особо удачливые, как было с «Одержимостью» и «Зверями дикого Юга», в итоге оказываются в свете оскаровских софитов.
Мы выбрали 10 фильмов из программы фестиваля, о которых будут говорить в течение года вне зависимости от количества полученных ими наград.
«История с привидением»/A Ghost Story
Как снять что-то оригинальное в жанре мистического фильма? Дэвид Лоури, один из самых многообещающих американских режиссеров последних лет, решил избавиться от диалогов и сделать упор на визуал. Его новая лента, которую описывают как неподдающуюся классификации, рассказывает историю умершего мужчины, ставшего призраком и обреченного годами наблюдать за убитой горем женой без надежды на успокоение. Главные роли в картине исполнили друзья Лоури Руни Мара и Кейси Аффлек, который через месяц, вероятнее всего, возьмет «Оскар» за «Манчестер у моря».
«Позови меня своим именем»/Call Me by Your Name
Тот случай, когда имя постановщика идет важнее звезд, у него снявшихся. Мастер большого стиля Лука Гауданьино за последние семь лет отметился двумя картинами, «Я — это любовь» и «Большой всплеск», но уже претендует на звание главного итальянского кинорежиссера наших дней наряду с Паоло Соррентино. Правда, в новой ленте автора нет его музы Тильды Суинтон, зато присутствуют загорелый Арми Хаммер и солнечное побережье итальянской Ривьеры. История, основанная на одноименном романе Андре Асимана, сфокусируется на бурной страсти, возникшей между 17-летним подростком и молодым мужчиной, — как тут не вспомнить великого Висконти с его «Смертью в Венеции».
«Золотые выходы»/Golden Exits
Если Алекса Росса Перри еще не знают по имени, то лишь потому, что он не торопится выйти из комфортной ниши инди-кинопроизводства, в которой набил руку. Между тем автор искрометного «Послушай, Филип» и тревожной «Королевы Земли» является одним из главных интеллектуалов среди американских режиссеров поколения 30-летних. Его новая работа, в которой задействован мощный каст ветеранов независимого кино от Джейсона Шварцмана до Хлои Севиньи, представляет собой тот уникальный микс драмы и комедии, который и выделил Перри из массы независимых постановщиков. Тем больше причин ждать игровую версию диснеевского Винни-Пуха, за сценарий которого отвечает режиссер.
«Мадбаунд»/Mudbound
Русский зритель нередко любит обвинять американские фильмы в конъюнктурности, особенно когда творческие усилия кинематографистов касаются таких неоднозначных тем, как рабство, борьба за права человека и расизм. Однако этого точно нельзя сказать про экранную адаптацию исторического романа Хиллари Джордан, одну из самых громких американских книг последних десяти лет. Трагическая история межрасовой дружбы двух солдат, вернувшихся в родной Миссисипи с фронтов Второй мировой, в свое время была продана тиражом в 250 тысяч копий по всему миру и завоевала череду важных наград по обе стороны Атлантики. В ее экранизации, долгое время считавшейся неподъемной, участвуют Кэри Маллиган, Гаррет Хедлунд, Джейсон Кларк и восходящая звезда «Голоса улиц» Джейсон Митчелл.
«Город призраков»/City of Ghosts
Про этого участника документальной секции «Сандэнса» достаточно знать две вещи. Первое — ее снял Мэтт Хейнеман, автор «Земли картелей», одной из лучших документалок 2010-х (в куче полученных за нее наград есть и наш серебряный «Святой Георгий»). Второе — его новая работа касается одной из самых актуальных проблем нашего времени, которой кинематограф почему-то до сих пор избегал, — подъема «Исламского государства» в Сирии и обычных людей, которые бросили им вызов. Возможно, лучший документальный фильм года.
«Ветреная река»/Wind River
В самом начале 2010-х вестерн считался мертвым жанром в кино, несмотря на удачные попытки больших авторов вроде братьев Коэн и Джона Хиллкоута переосмыслить его в обстоятельствах стремительно меняющегося мира. Сегодня мы снова с открытым ртом следим за страданиями Леонардо Ди Каприо в диком лесу фронтира и хохочем над тем, как Сэмюэл Л. Джексон сверлит дырки в теле Ченнинга Татума из своего револьвера. Возрождение вестерна случилось в том числе и благодаря усилиям Тейлора Шеридана, сценариста безжалостного нео-вестерна «Убийца» и одного из хитов грядущего «Оскара» «Любой ценой». Его режиссерский дебют «Ветреная река» видится естественным завершением своеобразной трилогии, начатой предыдущими фильмами, и снова сталкивает агента ФБР (Элизабет Олсен) со злом. В этот раз — на территории индейской резервации.
«Сидни Холл»/Sidney Hall
В 2012 году Шон Кристенсен — художник, солист малоизвестной группы и начинающий автор — снял неприметный 20-минутный фильм под названием Curfew. Через год он уже стоял на сцене Dolby Theatre с «Оскаром» в руках, получив еще порядка 30 призов по всему миру. Полнометражный дебют Кристенсена, выросший из наделавшей шуму короткометражки, правда, оказался чересчур слащавым даже для сентиментальных академиков. Зато его новая работа о молодом писателе, чья жизнь рушится под весом внезапно навалившейся популярности, вполне может стать одним из будущих хитов арт-мейнстрима, в частности благодаря проникновенной актерской игре Логана Лермана.
«Краун-Хайтс»/Crown Heights
В 1980 году на улицах нью-йоркского района Краун-Хайтс прогремели выстрелы, а спустя два года молодой афроамериканец Колин Уорнер был пожизненно осужден за убийство, которого не совершал. То, что кажется типичной судебной драмой, для сыгравшего главную роль Лейкита Стэнфилда может вполне обернуться «Станцией „Фрутвейл“», которая после победы на «Сандэнсе» четыре года назад запустила карьеру Майкла Б. Джордана («Фантастическая четверка», «Крид: Наследие Рокки»). Да и премьера фильма назначена как нельзя кстати, учитывая массовый кризис, который сейчас переживает американская пенитенциарная система.
«Манифесто»/Manifesto
Больше видеоинсталляция, чем фильм, работа немецкого художника Джулиана Розефельда уже успела приковать к себе внимание показами в музеях Берлина, Мельбурна и Нью-Йорка. Дело тут скорее не в идее, а в участии в проекте выдающейся Кейт Бланшетт. По просьбе Розефельда актриса примерила на себя 13 разных ролей, чтобы воспроизвести главные манифесты последних двух столетий — от коммунистического призыва Карла Маркса до «Золотых правил кинематографа» Джима Джармуша, — и одним трейлером взорвала интернет.
«Открытие»/The Discovery
В череде малобюджетных драм и общественно важных киновысказываний со всего мира ежегодно находится картина, чей сюжет выгодно выделяет ее среди других. В 2017 году такой лентой стало «Открытие» — история любви в мире будущего, где жизнь после смерти оказалась научно доказанным фактом. Замысел фильма неизменно вызывает ассоциации с хитами современной инди-фантастики «Другая Земля» и «Я — начало» и подкупает одним из самых звездных актерских составов, представленных на фестивале: Руни Мара, Джейсон Сигел, Райли Кио и основатель «Сандэнса» Роберт Редфорд.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7