Как (не) снимать кино в раздираемой конфликтами стране: док Сухейба Гасмельбари «Разговоры о деревьях»
Кинокритик Дмитрий Карпюк познакомился с программой Qatar Film Days — культурной платформы, которая бесплатно знакомит российскую публику с кинематографом стран Ближнего Востока и Северной Африки, и рассказал о документалке Сухейба Гасмельбари.
Четыре позабытых фестивальных режиссера из Судана (Сулейман Ибрагим, Манар Эль Хило, Альтайеб Махди и Ибрагим Шаддад) хотят вполне официально открыть кинотеатр недалеко от столицы, Хартума, и показать там безобидного «Джанго освобожденного» Тарантино. Но сталкиваются с запретами и препонами властей. В стране военная диктатура, какие еще сеансы, зачем собирать в одном месте больше 20 человек?
Работать режиссеры прекратили с 1989 года, когда к власти пришла хунта. Теперь они занимают себя разными способами. Делают косметический ремонт здания кинотеатра или отмечают день рождения. Разыгрывают сценку с Глорией Свенсон из «Сансет-бульвара» или снимают в душевой любительский фильм о китайской пытке водой. Осторожно шутят про окружающие театр мечети. Вспоминают советских режиссеров, повлиявших на их собственные картины 1960–1970-х годов, и, кстати, один из них, закончивший ВГИК, довольно прилично говорит по-русски во время звонка в Москву. Но прежде всего они продолжают работу своего маленького киноклуба, который, как им хочется надеяться, нужен не только им. В это время по телевизору лидер страны Омар аль-Башир, на сегодняшний день уже свергнутый в результате военного переворота, рассказывает о сокрушительной победе на выборах. Иногда плавное течение фильма прерывается дразнящими воображение отрывками из старых картин режиссеров — одна напоминает манерой Пазолини, в другой плавают крокодилы и звучит знакомая советская песня.
Самое увлекательное — наблюдать, как озаряются лица, когда не очень молодые люди перебирают коробки с кинопленкой и радостно обмениваются знакомыми названиями — в кадре мелькает то Трюффо, то Ридли Скотт. Или читают вслух письма, написанные друг другу из разных стран. Да, когда-то некоторые из них бежали из Судана, но теперь вернулись и по-прежнему находят силы бороться за то, что любят, смеяться над своими неудачами и в первую очередь над системой. И, конечно, редко, но метко показывать кино — какие-то полулегальные сеансы они все же проводят к восторгу юных зрителей.
У дебютанта Гасмельбари получилась не только поэтичная в своей кажущейся простоте картина о долгой мужской дружбе, но и отличное руководство по сохранению улыбки на лице даже в самых беспросветных ситуациях. А еще это настоящая ода синефилии: кино не умрет, пока оно живо в памяти людей и пока они готовы за него бороться. И тут уже совершенно не важно, что их усилия не приведут к победе, — главное, что такая любовь оказывается заразительной. Жюри документального конкурса Берлинского кинофестиваля тоже не осталось равнодушным и отметило фильм двумя призами.
ПОКАЗЫ ФИЛЬМА ПРОЙДУТ ОНЛАЙН С 8 ПО 22 ФЕВРАЛЯ
НА ПЛАТФОРМЕ QATARFILMDAYS.RU
08.02.21, 17:30
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7