1 августа в России после четырех месяцев простоя открываются кинотеатры. Многие большие премьеры, которые были запланированы на этот месяц — например, новый фильм Кристофера Нолана «Довод» или «Мулан», — в результате перенесли на более поздние даты. Но участь стран, где кинотеатры открылись и не нашли, что показывать, Россию вряд ли ждет. Рассказываем о главном, что будет идти в кино в первый месяц после восстановления кинопроката.
Дисклеймер:
Для всех фильмов указана актуальная на момент публикации дата выхода в прокат. График премьер может корректироваться.
Несмотря на осторожность, которую проявляют международные прокатчики, в августовском кинопрокате есть и большие премьеры. 20-го числа выйдет «Агент Ева» — боевик про шпионку с Джессикой Честейн в главной роли. Вместе с ней разоблачать заговоры будут Джон Малкович, Колин Фаррелл и рэпер Коммон, фильм снял режиссер «Прислуги» и «Девушки в поезде» Тейт Тейлор.
27 августа — российская премьера «Новых мутантов», последнего фильма франшизы «Люди Икс» вне вселенной Marvel. В фильме, съемки которого начались еще в 2017 году, сыграли Мэйси Уильямс, Аня Тейлор-Джой и Чарли Хитон — и кажется, он будет еще более мрачным, чем предыдущие. Выход новой картины Алексея Учителя «Цой» про гибель лидера группы «Кино» в результате все же перенесли с августа (Цой погиб в ДТП 15 августа 1990 года) на сентябрь.
Но на конец месяца запланирована еще одна большая российская премьера — фантастического блокбастера «Вратарь Галактики», по сюжету напоминающего «Первому игроку приготовиться» и «Мстители» разом. Бюджет фильма — около миллиарда рублей, в ролях — Евгений Миронов и Елена Яковлева, но после прошлых провалов российской кинофантастики все равно тревожно.
Последний фильм Анны Меликян, который до этого уже выпустили в онлайн-прокат, выходит в кинотеатрах. Константин Хабенский играет успешного гейм-дизайнера (одновременно его герой из фильмов «Коллектор» и «Географ глобус пропил»), который встречает родную душу, которую воплотила Екатерина Агеева, дававшая BURO. интервью еще весной. Также в фильме мелькает волшебная Тинатин Далакишвили, уже игравшая у Меликян в «Звезде» и «Про любовь. Только для взрослых».
Новый фильм шведа Роя Андерссона, который показали на прошлом Венецианском кинофестивале, разительно похож на предыдущие работы режиссера — те же философские зарисовки, снятые с одного ракурса, экзистенциальная тоска, бездуховность и чудо обретения веры. Картина получила в Венеции приз за лучшую режиссуру, но критики дали ему другие оценки: Андерссон снял трибьют самому себе. А вот что о фильме думает кинообозреватель BURO. Гордей Петрик.
Основанный на реальных событиях фильм про побег активистов, боровшихся против апартеида, из тюрьмы южноафриканской Претории в 1979 году. Тима Дженкина, по биографической книге которого снята картина, играет Дэниэл Рэдклифф.
С 6 августа
Крупнобюджетный боевик (не имеющий никакого отношения к одноименному фильму Романа Полански) с сюжетом типичного B-movie. Рассел Кроу играет человека, который упорно мстит матери-одиночке и ее сыну-подростку после короткой перепалки на дороге. По сценарию у героя Кроу какие-то сложные мотивы, но иначе как психом его назвать сложно.
Показанная на прошлом Венецианском кинофестивале экранизация романа нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее, снятая колумбийцем Сиро Геррой. Сценарий написал сам Кутзее, главного героя сыграл Марк Райлэнс, злодея — Джонни Депп, ненадолго появляется Роберт Паттинсон. Но фильм это не спасло — это не притча, а политкорректное извинение колонистов, «Аватар» для умных. И Сиро, и серо.
Первая и единственная режиссерская работа исландского композитора Йохана Йоханнссона («Прибытие», «Мэнди», «Вселенная Стивена Хокинга»), погибшего в 2018 году. В ее основе — научно-фантастический роман Олафа Стэплдона «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего» про жизнь человечества, которое через два миллиарда лет оказалось на грани гибели. Это скорее киномедитация, сон о будущем (на Берлинском фестивале в этом году фильм показали в программе Berlinale Special): на экране нет людей, а есть снятые на черно-белую пленку югославские монументы. Закадровый текст читает вероятная посланница из будущего Тильда Суинтон.
Белорусский хоррор про зону отчуждения в Чернобыле с приятными молодыми артистами — Дарьей Мельниковой, Александром Головиным, Даниилом Вахрушевым и другими. Через три года после аварии рядом с АЭС случайно оказываются несколько подростков. Противостоять им приходится вроде как не инфернальным монстрам или мародерам, а собственным жадности и злости.
Боевик про вину и искупление Николаса Виндинга Рефна с Райаном Гослингом в главной роли – в 2013 году в России так и не вышел. Теперь эту оплошность исправляют и выпускают фильм в прокат. Критики после премьеры разругали картину за неоправданную жестокость, но залитые кровью и неоном фильмы Рефна – зрелище очень кинотеатральное.
Даниил Горошко,
директор кинопрокатной компании A-One
«В нынешней ситуации я стараюсь жить в перспективах ближайшего месяца, делать предсказания за рамками этого периода пока, на мой взгляд, нет смысла. Сейчас открываются кинотеатры в Москве и некоторых регионах, там мы будем выпускать наши фильмы. Что будет после, неизвестно — с одной стороны, люди могут испугаться, с другой, может быть, они соскучились и валом пойдут в кино. 1 августа был старт нашего фильма „Первые и последние люди“ — там очень хорошие продажи, но что будет, например, когда мы в середине месяца выпустим „Молочные зубы“ из прошлогодней Венеции, покажет только практика. Я стараюсь не делать предсказаний: может быть, кинотеатры вообще закроются и все перейдет исключительно в диджитал, а может, нет. Но мне кажется, что все будет классно».
С 13 августа
Показанный на прошлом Венецианском кинофестивале фильм про первую любовь: Милла (Элайза Сканлен), девочка из хорошей семьи с серьезным заболеванием, случайно знакомится с пушером Мозесом (Тоби Уоллес). Но это не слезливая мелодрама — надрыва нет, есть безумные родители, хорошие шутки и трогательная попытка наладить отношения, когда мир в огне.
Комедия «Красотка на всю голову», переснятая в России. Ударившись головой, Полина (Юлия Александрова, которая играет дурнушку) начинает считать себя сногсшибательно красивой. Собственно Александрова, которая заменила в главной роли Эми Шумер, — главная причина посмотреть этот фильм.
«Начало» — один из тех фильмов, про которые говорят, что их лучше смотреть на большом экране («Оскары» за операторскую работу и визуальные эффекты это подтверждают). В августе такая возможность представится — к 10-летию фильма его повторно выпускают в российский прокат.
С 20 августа
Мистический хоррор про успешную темнокожую писательницу, которая внезапно оказалась на плантациях американского Юга в период до гражданской войны (собственно его и называют Антебеллумом). В главной роли — Жанель Моне, у фильма те же продюсеры, что и у главного черного хоррора последних лет «Прочь».
Вероятно, главный фильм Альфреда Хичкока и одна из самых часто цитируемых картин в мире, «Психо» вышел в прокат в 1960 году. В честь юбилея фильм выпустят в России на большом экране.
С 27 августа
Третья часть фантастических приключений Киану Ривза и Алекса Уинтера (кстати, с выхода предыдущей прошло без малого 30 лет). Для спасения мира им по-прежнему нужно написать песню, которая объединит всех жителей Земли. Песня никак не сочиняется, и герои решают отправиться в будущее, чтобы украсть ее у самих себя.
Новый фильм про исследователя переменного тока, очень популярного в последнее время у кинематографистов, премьера которого прошла на Sundance. Теслу играет Итан Хоук, Томаса Эдисона — Кайл Маклахлен. Режиссер Майкл Алмерейда (в 2002 году Хоук и Маклахлен вместе снялись у него в «Гамлете», где сыграли Гамлета и Полония соответственно) сам написал сценарий фильма.
Алена Бочарова,
директор Beat Film Festival:
«Мне кажется, люди будут меньше ходить на те фильмы, которые можно с комфортом посмотреть дома, без рекламы, соседей и дешевле. На карантине все освоили легальные стриминг-платформы, и с этой новой привычкой будет иметь дело вся киноиндустрия. Но это не весь киноконтент. Нолан на большом экране, с его звуком и спецэффектами — это аттракцион, и в кино как на аттракцион люди ходить, конечно, не перестанут. Фестивальная же индустрия, где возможность увидеть фильм — лишь часть зрительской мотивации, будут жить: люди, безусловно, соскучились по социализации, по возможности коллективного опыта, и доказательством тому служит в том числе степень зрительского интереса к показам Beat Film Festival прямо сейчас.
Кстати, Beat Film Festival в этом году пройдет офлайн и онлайн, где мы показываем практически всю программу. И мне кажется, от фестивалей в современном мире, безусловно, требуется не отстаивание офлайн-рубежей и убеждений, что кино можно разглядеть только на большом экране, но гораздо более гибкая позиция.
Пандемия дала возможность почувствовать, как может выглядеть мир без кинотеатров. Кому-то это было мучительно больно, а кто-то и не заметил. Следующий ход — за кинотеатрами. Им предстоит перепридумать свое назначение в современной экономике впечатлений и сформулировать то, в чем они сильнее условного Netflix, в самое ближайшее время».
В августе не только открывается прокат, но и стартуют кинофестивали, в том числе на открытых площадках.
1-14 августа
Первым — сразу после снятия запрета в ночь на 1 августа — откроется фестиваль документального кино о музыке и культуре Beat Film Festival. В этом году у него несколько новых программ, фильмы из них — в том числе про Бэнкси, Трумена Капоте и Грету Тунберг — будут показывать на разных площадках в Москве. В этом году фестиваль проходит в гибридном формате — фильмы будут доступны на «КиноПоиске».
С 3 августа
Не совсем фестиваль, но фестивальная площадка — в августе открывается Garage Screen в Парке Горького. Здесь покажут фильмы из программы «Переписывая реальность» Beat Film Festival, а также пройдут премьерные показы «Мартина Идена» Пьетро Марчелло из прошлогодней Венеции и «Женщины, которая убежала» Хон Сан Су с Берлинале-2020. В этом году в Garage Screen установили пленочный проектор — с 35-миллиметровой пленки покажут и фильм открытия, «Мамочку и шлюху» Жана Эсташа.
19–25 августа
В Garage Screen пройдут и показы Московского фестиваля экспериментального кино. В его основной программе — 29 короткометражных фильмов из разных стран. Кроме того, в рамках MIEFF впервые в России покажут ретроспективу пионерки авангардного квир-кино Барбары Хаммер. Отдельная программа «Фейерверки» обоснуется в кинотеатрах сети «Москино».
21–30 августа
Наконец, фестиваль, который пройдет не только в Москве, а еще в четырех российских городах — Петербурге, Калининграде, Казани и Ярославле. В программе — 45 документальных фильмов из разных стран, участники фестивалей в Торонто, Локарно и «Санденса». Как и прежде, на Doker две основные конкурсные программы (для полнометражных фильмов и короткого метра), а также детская программа «DOKer Kids», секция «Let IT Dok!» о новых технологиях и «ДОК Терапия», показы фильмов из которой сопровождаются обсуждением с психологами.
С 3 августа
С августа по сентябрь пройдет Фестиваль уличного кино — один из крупнейших в своем роде в мире. На открытых площадках в городах по всей России и за ее пределами покажут 10 короткометражек, снятых российскими режиссерами в прошлом году. В Москве показы будут идти в четырех парках: Бабушкинском, Перовском, «Фили» и Саду им. Баумана.
Евгений Гусятинский,
куратор кинопрограммы Garage Screen:
«С одной стороны, как мне кажется, люди изголодались по культурному опыту, не связанному с пребыванием дома. С другой, бесконечно ходят слухи о появлении второй волны. Насколько это повлияет на посещение кинотеатров? Не знаю, надо ждать.
Что касается проката, тут все понятно. Мы видим, что главные релизы бесконечно отодвигаются, переносятся. По-моему, сейчас в прокате нет каких-то потенциальных хитов, все ждут лучших времен — то есть выпускают картины, но, скорее, не первого ранга, не те, которые делают кассу.
Что касается Garage Screen, то мы не репертуарный кинотеатр. У нас изначально другая концепция: на 80-90% наша программа состоит из фильмов, которых как раз не будет в российском прокате, их можно будет посмотреть только в Garage Screen. Поэтому в данном случае мы не слишком зависим от того, что выходит или не выходит в прокат.
На мой взгляд, кинотеатры точно не исчезнут — это возможно только в каком-то апокалиптическом сценарии. Но как они будут функционировать, программироваться, изменится ли количество сеансов, надо смотреть. Скорее, важно, как изменится дистрибуция, в том числе авторского кино, у которого шансов в прокате всегда меньше всего и которое выходит ограниченным тиражом».