«Память»: 5 причин посмотреть психологическую драму Мишеля Франко
2 мая в прокат выходит «Память» — новый фильм любимца европейских кинофестивалей Мишеля Франко. В пяти пунктах рассказываем, почему картину непременно нужно увидеть в кино.
Как во всяком авторском кино, фигура Франко, режиссера и сценариста, является центральной в конструкции фильма. Мексиканский режиссер громко заявил о себе еще в конце нулевых. Первые его работы рассказывали неудобные, остросоциальные истории. Такими были, например, «Даниэль и Анна» и «После Люсии». В них и некоторых последующих картинах Франко не боялся показывать сцены насилия — психологического и физического. Однако в последние годы в его творчестве наметилась новая тенденция. В двух последних фильмах — меланхолическом «Закате» и мягкой «Памяти» — насилие если и присутствует, то только за кадром. Вместо провокационных сцен, шокирующих зрителя, Франко сосредотачивается на том, что ему всегда замечательно удавалось, — создании напряжения за счет достоверного психологизма персонажей. Главная героиня «Памяти» Сильвия — застегнутая на все пуговицы женщина, узнавшая обратную сторону жизни еще в юности. Ее психологический портрет — ранимый и оттого боязливо отстраненный — Франко рисует мягкими, короткими движениями. То же касается и второго главного героя — Сола, страдающего деменцией мужчину, которого она случайно встречает на вечере встреч выпускников школы.
Как во всяком авторском кино, фигура Франко, режиссера и сценариста, является центральной в конструкции фильма. Мексиканский режиссер громко заявил о себе еще в конце нулевых. Первые его работы рассказывали неудобные, остросоциальные истории. Такими были, например, «Даниэль и Анна» и «После Люсии». В них и некоторых последующих картинах Франко не боялся показывать сцены насилия — психологического и физического. Однако в последние годы в его творчестве наметилась новая тенденция. В двух последних фильмах — меланхолическом «Закате» и мягкой «Памяти» — насилие если и присутствует, то только за кадром. Вместо провокационных сцен, шокирующих зрителя, Франко сосредотачивается на том, что ему всегда замечательно удавалось, — создании напряжения за счет достоверного психологизма персонажей. Главная героиня «Памяти» Сильвия — застегнутая на все пуговицы женщина, узнавшая обратную сторону жизни еще в юности. Ее психологический портрет — ранимый и оттого боязливо отстраненный — Франко рисует мягкими, короткими движениями. То же касается и второго главного героя — Сола, страдающего деменцией мужчину, которого она случайно встречает на вечере встреч выпускников школы.
Сыгравшая роль Сильвии Джессика Честейн признавалась, что сценарий «Памяти» поразил ее своей непредсказуемостью. Франко удивлял ее всякий раз, когда она ожидала шаблонной реакции своей героини, или мелодраматического поворота сюжета, или кивка в сторону современной повестки, обобщающей идеи сюжета. Вместо этого режиссер сосредоточился на тонком и точном прописывании героев, чувства которых одновременно универсальны и индивидуальны. Оба они — оказавшиеся по разным причинам отчужденными от мира — одиноки и становятся неожиданным спасением друг для друга. Кроме того, их любовь претендует на звание одной из самых необычных в истории кино — Сильвия стремится избавиться от беспокойных воспоминаний, а Сол против воли их теряет.
Сыгравшая роль Сильвии Джессика Честейн признавалась, что сценарий «Памяти» поразил ее своей непредсказуемостью. Франко удивлял ее всякий раз, когда она ожидала шаблонной реакции своей героини, или мелодраматического поворота сюжета, или кивка в сторону современной повестки, обобщающей идеи сюжета. Вместо этого режиссер сосредоточился на тонком и точном прописывании героев, чувства которых одновременно универсальны и индивидуальны. Оба они — оказавшиеся по разным причинам отчужденными от мира — одиноки и становятся неожиданным спасением друг для друга. Кроме того, их любовь претендует на звание одной из самых необычных в истории кино — Сильвия стремится избавиться от беспокойных воспоминаний, а Сол против воли их теряет.
Джессика Честейн — одна из славнейших американских актрис последних лет, совсем недавно награжденная «Оскаром» за фильм «Глазами Тэмми Фэй», в «Памяти» исполнила одну из лучших своих ролей в карьере. Франко воспринимает актеров как соавторов и позволял Честейн активно участвовать в создании образа Сильвии. В «Памяти» мы видим Честейн не в привычном образе яркой, притягивающей внимание, уверенной в себе женщины. Напротив, она предстает перед нами как персонаж скованный, сторонящийся взглядов и внимания и раскрывающийся только в узком кругу близких. Впрочем, Честейн замечательно удалось передать то, как меняется Сильвия после знакомства с Солом и, возможно, впервые в жизни позволяет себе быть счастливой. К слову, продюсеры фильма с небольшим бюджетом по первости отговаривали Франко приглашать на главную роль Честейн, опасаясь ее статуса звезды. К счастью, режиссер их не послушал и оказался прав. Честейн, выросшая далеко не в самой богатой семье, не испугало отсутствие отдельного актерского вагончика, где можно было бы скрыться от холода, или большой команды ассистентов, которые предугадывали бы ее желания. В духе своей героини Честейн справлялась со своими потребностями сама.
Джессика Честейн — одна из славнейших американских актрис последних лет, совсем недавно награжденная «Оскаром» за фильм «Глазами Тэмми Фэй», в «Памяти» исполнила одну из лучших своих ролей в карьере. Франко воспринимает актеров как соавторов и позволял Честейн активно участвовать в создании образа Сильвии. В «Памяти» мы видим Честейн не в привычном образе яркой, притягивающей внимание, уверенной в себе женщины. Напротив, она предстает перед нами как персонаж скованный, сторонящийся взглядов и внимания и раскрывающийся только в узком кругу близких. Впрочем, Честейн замечательно удалось передать то, как меняется Сильвия после знакомства с Солом и, возможно, впервые в жизни позволяет себе быть счастливой. К слову, продюсеры фильма с небольшим бюджетом по первости отговаривали Франко приглашать на главную роль Честейн, опасаясь ее статуса звезды. К счастью, режиссер их не послушал и оказался прав. Честейн, выросшая далеко не в самой богатой семье, не испугало отсутствие отдельного актерского вагончика, где можно было бы скрыться от холода, или большой команды ассистентов, которые предугадывали бы ее желания. В духе своей героини Честейн справлялась со своими потребностями сама.
Питер Сарсгаард — обладатель особенной харизмы и необычной фильмографии, которые закономерно отражают друг друга. Первая позволяет ему сохранять симпатии зрителей, играя даже отрицательных персонажей, а вторая демонстрирует готовность режиссеров эту особенность Сарсгаарду использовать. Оттого на его счету множество злодейских и второстепенных ролей. В «Памяти» Сарсгаард, сыгравший Сола, наконец использует свое обаяние для создания необычайно теплого персонажа. Только такой герой мог вызвать доверие у Сильвии. Впрочем, игра Сарсгаарда не лишена нюансов. Изображая страдающего ранней деменцией Сола, актер избегает уже закрепившихся клише, по которым герой показан в трагической поздней стадии заболевания, не помнящим уже ничего. В создании достоверного облика болезни Сарсгаарду помог печальный личный опыт — от ранней деменции страдал его родной дядя. За роль Сола Сарсгаард был заслуженно награжден кубком Вольпи Венецианского кинофестиваля.
Питер Сарсгаард — обладатель особенной харизмы и необычной фильмографии, которые закономерно отражают друг друга. Первая позволяет ему сохранять симпатии зрителей, играя даже отрицательных персонажей, а вторая демонстрирует готовность режиссеров эту особенность Сарсгаарду использовать. Оттого на его счету множество злодейских и второстепенных ролей. В «Памяти» Сарсгаард, сыгравший Сола, наконец использует свое обаяние для создания необычайно теплого персонажа. Только такой герой мог вызвать доверие у Сильвии. Впрочем, игра Сарсгаарда не лишена нюансов. Изображая страдающего ранней деменцией Сола, актер избегает уже закрепившихся клише, по которым герой показан в трагической поздней стадии заболевания, не помнящим уже ничего. В создании достоверного облика болезни Сарсгаарду помог печальный личный опыт — от ранней деменции страдал его родной дядя. За роль Сола Сарсгаард был заслуженно награжден кубком Вольпи Венецианского кинофестиваля.
Под стать героям и третий главный герой фильма — Нью-Йорк, который в «Памяти» предстает не как светящийся неоном «город, который никогда не спит», а как пространство драматичной повседневности. Франко, которого с «Большим яблоком» знакомил в том числе и давно здесь живущий Питер Сарсгаард, заходит в Нью-Йорк не с парадного подъезда, а через черный ход. Идеальное место существования для Сильвии и Сола. Особенно выразительна в этом смысле бруклинская квартира Сильвии, находящаяся по соседству с шиномонтажом и из-за этого заваленная у входа покрышками (в них в одной из сцен засыпает заблудившийся Сол). Кстати, она принадлежала одному из членов съемочной группы, предложившему свою квартиру для съемок.
Под стать героям и третий главный герой фильма — Нью-Йорк, который в «Памяти» предстает не как светящийся неоном «город, который никогда не спит», а как пространство драматичной повседневности. Франко, которого с «Большим яблоком» знакомил в том числе и давно здесь живущий Питер Сарсгаард, заходит в Нью-Йорк не с парадного подъезда, а через черный ход. Идеальное место существования для Сильвии и Сола. Особенно выразительна в этом смысле бруклинская квартира Сильвии, находящаяся по соседству с шиномонтажом и из-за этого заваленная у входа покрышками (в них в одной из сцен засыпает заблудившийся Сол). Кстати, она принадлежала одному из членов съемочной группы, предложившему свою квартиру для съемок.
26.04.24, 11:10