Розы, сны и «Солярис» Тарковского: из чего состоит «Вихрь» — новый фильм Гаспара Ноэ
В российский прокат наконец-то вышла новая работа Гаспара Ноэ «Вихрь». И она не похожа на все его предыдущие — тут нет ни откровенного секса, как было в «Любви», ни обнаженных молодых тел, ни неоновых огней, ни громкой музыки, как в «Экстазе». Все совсем наоборот: теперь режиссер обратился к теме физического старения и следующей за ним смерти. Журналисты и критики уже назвали «Вихрь» шедевром и лучшим фильмом Ноэ (он, правда, считает это плохим знаком), а мы рассказываем о его главных составляющих.
«Вихрь» — камерная (идея картины возникла у Гаспара Ноэ в период ковидных ограничений во Франции, когда снять что-то масштабное было в принципе невозможно) хроника жизни пожилой супружеской пары, которая постепенно теряет связь с реальностью и друг с другом. Мужа сыграл культовый 82-летний итальянский режиссер и сценарист Дарио Ардженто. Чтобы уговорить мастера жанра джалло на съемки, Ноэ пообещал, что тому не придется учить ни строчки текста, ведь он не актер и не привык быть по ту сторону камеры. Роль жены досталась 78-летней французской актрисе Франсуазе Лебрен — Веронике из легендарной «Мамочки и шлюхи» Жана Эсташа. «Она беспокоилась о том, кто сыграет ее мужа. Она знала имя Дарио Ардженто, но не видела его фильмов, поэтому я дал ей его автобиографию и несколько фильмов. Она из совсем другой ветви кинематографа, но они оба очень умны и сразу же поладили. Они стали очень правдоподобной парой», — отметил Ноэ в разговоре с Vulture.
По сюжету герой Дарио Ардженто, Луи (lui в буквальном переводе с французского «он») — известный киновед и критик, который страдает от проблем с сердцем. Героиня Франсуазы Лебрен Элль (elle — «она») некогда была врачом-психиатром, а теперь столкнулась с деменцией.
Двойственность повествования в «Вихре» — это не только два ведущих персонажа, но и разделенный надвое экран (Гаспар Ноэ уже использовал этот прием в «Вечном свете» и короткометражке «Summer 21» для бренда Saint Laurent). В половинках мы наблюдаем за параллельными действиями Ардженто и Лебрен — через какое-то время к ним присоединится их сын в исполнении Алекса Лутца. В интервью журналу «Искусство кино» Ноэ отметил, что таким образом он хотел передать одиночество и эмоциональную разделенность двух людей, которые долго жили вместе, но больше не ощущают общности.
На протяжении всего фильма герой Ардженто работает над книгой о сновидениях в кинематографе. Но и сам «Вихрь» напоминает тяжелый, тягучий, тревожный сон. В фильме звучит соответствующая фраза: «Жизнь — это сон? Да. Сон во сне».
«Вихрь» открывается черно-белым клипом певицы Франсуазы Арди на популярную песню середины 1960-х «Mon Amie La Rose» — «Моя подруга роза». Розы возникнут и на экране — букет из этих цветов Дарио Ардженто покупает своей экранной супруге. Если рассматривать «Вихрь» именно как хронологию человеческого увядания, то этот образ получает еще одно символическое значение.
Вообще, квартира Ардженто и Лебрен в фильме напоминает огромный натюрморт в духе «ванитас» — их персонажи доживают последние дни в окружении многочисленных артефактов минувшего: фотографий, рисунков, газетных вырезок, книг, киноафиш. По словам Гаспара Ноэ, главный страх людей в западном мире — состариться и сойти с ума перед смертью, а родители с деменцией вообще своего рода табу: «Я не знал, сколько моих друзей прошли через то же самое, что и я со своей матерью» (работая над фильмом, режиссер переосмыслил собственный личный опыт).
Оригинальное название фильма «Vortex» можно перевести не только как «Вихрь», но и как «Водоворот» или «Воронка». И этот самый водоворот, эта «воронка жизни» будет постоянно появляться на экране, фрагментом из «Соляриса» Андрея Тарковского или несколько более приземленно и в лоб. Но всегда — с грустной иронией напоминая о том, чем и как заканчивается, в общем-то, жизнь каждого человека.