Аня Чиповская: «Не дай бог мне стать богатой!»
Звезда «Блокбастера» — о столичных замашках, настоящем феминизме и провинциальном сознании
В июне режиссер «Блокбастера» Роман Волобуев заявил, что снимает свое имя с титров фильма. Продюсеры решили этот вопрос с юмором и теперь режиссером картины значится Наталья Тюльпанова. Именно так зовут героиню Ани Чиповской — жительницу Электроуглей, которая ограбила пункт микрозаймов и ударилась в бега, взяв в заложники московскую телеведущую Лизу (Светлана Устинова). По этому случаю мы встретились с актрисой на премьере «Блокбастера» и поговорили с ней об отношениях между столицей и провинцией, настоящем феминизме и темной стороне человеческой натуры.
— Мы не раз видели, как режиссер отказывается от своего творения и снимает имя с титров. Должно ли быть такое право у актера?
— Ты сам решаешь, нравится тебе быть к чему-то причастным или нет. Мы все живые люди и каждый волен сам сделать такой выбор.
— Вам нравится быть причастной к «Блокбастеру»?
— Я с самого начала полюбила это кино. Я участвовала в работе над проектом на всех этапах — от задумки и сценария до поисков финансирования и кастинга. «Блокбастер» — наш общий ребенок.
— «Блокбастер» во многом посвящен конфликту Москвы и провинции. Откуда он взялся?
— Мне кажется, что фильм скорее о конфликте стихий — земного и огненного, рассудочного и безбашенного. Роман прекрасно все написал — систему ценностей люди выдумывают себе сами. Нет никаких легко дающих телочек и легко берущих дяденек — и наоборот. Как мы живем, то мы и получаем.
— Вы сейчас упомянули, что работали над фильмом, начиная со сценария. Что вам удалось привнести в вашу героиню?
— Какие-то наши общие шутки и воспоминания. Это был очень веселый процесс — мы постоянно сидели в барах и работали над сценарием.
— И в каких же барах приходят такие идеи?
— В Nude, Noor Bar, «Симачеве» — там, где можно днем поесть.
— Так, а в Электроуглях вы были?
— Впервые я туда приехала именно на съемки «Блокбастера». Я пробыла там всего 12 часов — мы все отсняли и уехали. Город толком посмотреть не удалось. Но в отпуск поеду отдыхать в Электроугли (смеется).
— Вы часто бываете за пределами Москвы?
— Недавно была в Тобольске. Туда нелегко попасть: сначала нужно прилететь в Тюмень и после этого ехать три часа на автобусе. Город на меня произвел сильное впечатление — вот уж точно «город — сказка, город — мечта». В Тобольске ощущаешь власть природы над человеком. Чтобы туда поехать и уж тем более там жить, нужно быть очень смелым. Все же город маленький посреди огромной Сибири. Сразу понимаешь свое место в этом мире. Наши московские замашки сразу становятся очевидны. Никакие мы не короли мира, не цари природы — все это чушь собачья. Не дай бог оказаться там одному без связи.
— Пропадают за МКАД «московские замашки»?
— Смотря что под этим понимать. Мы все просто привыкли к комфорту. Удобно жить на Новом Арбате, а в других местах — не так удобно. Я, честно говоря, не знаю, есть ли вообще «москвичи» и «провинциалы». Зато мне известно, как братья Коэны в начале своей карьеры жили в палатке возле телефонной будки. Каждый день они звонили на студию, чтобы узнать, взяли их на работу или нет. И ведь даже перезвонить не могли. Так что есть только талантливые люди, которые пытаются чего-то достичь вне зависимости от прописки. Москва — это большая деревня. Я это говорю как москвичка в нескольких поколениях.
— Значит, никакого «провинциального мышления» не существует?
— Знаете, везде есть свои жизненные реалии — одни занимаются земледелием, другие играют на бирже, а третьи туфли продают. Люди живут своими интересами. Провинциальное мышление — это не столько про место жительства, сколько про узость взглядов в рамках своей специализации. Например, мы, москвичи, мыслим «провинциально» по отношению к Ростову-на-Дону, поскольку не знаем его реалий. Стоит москвичу там оказаться, как он моментально попадет впросак.
— У вас была своя «телефонная будка» в начале актерской карьеры?
— Нет, я девочка из хорошей благополучной семьи, и у меня дома был телефон. Мне всегда очень сильно везло в профессиональном плане: я никогда не обивала пороги, не ждала ответа. Училась в хорошем институте, работала в хорошем театре, снималась в неплохих фильмах — в этом смысле я везунчик.
— Мнение о том, что хороший актер должен свою роль «выстрадать», не разделяете?
— Честно говоря, я считаю, мы и так живем в непростое время, чтобы еще самому себе добавлять сложностей. В целом, конечно, все хорошо — лишь бы не было войны и дай бог нам всем счастья. Я не хочу знать, что такое блокада. Я, безусловно, преклоняюсь перед людьми, которые прошли через через тяготы, однако никому не пожелаю их испытать.
— Роман себя на пресс-конференции назвал феминистом. Вы себя феминисткой считаете?
— Я не знаю, что Роман Олегович вкладывает в это понятие. Если понимать под феминизмом равноправие полов — то да, я феминистка. Если же рассуждать в духе «Все мужики — суки, а все девочки — классные», то нет, я знала как прекрасных мужчин, так и отвратительных женщин. Кроме того, я бы не стала говорить, что «Блокбастер» — феминистское кино. Фильм про людей в первую очередь. Если у нас выходит не так много картин с женщинами в главных ролях, то это еще не делает фильм с двумя главными героинями феминистским.
— «Блокбастер» выходит под слоганом «А вдруг быть хорошей — это просто не твое?». Быть хорошей — это ваше или нет?
— Да я просто зайчик (смеется). Я очень хороший человек — на меня никак не нарадуются друзья, коллеги и знакомые.
Кадр из фильма «Блокбастер»
— То есть на самом деле вам нужен кто-то вроде вашей героини из «Блокбастера»? Или, скажем, Тайлер Дерден.
— Я убила своего Тайлера Дердена лет десять назад. Тем не менее я просто до белого каления дохожу, когда что-то с животными происходит. Когда я вырасту и стану чудовищно богатой, я создам подпольную сеть киллеров. Я буду платить огромные деньги, чтобы они отстреливали тех, кто мучает животных. Я запомню их всех по именам — догхантеров, владельцев контактных зоопарков. Не дай бог мне стать богатой!
Мне очень нравится одна цитата: «Мы перестали бояться монстров под кроватью, когда поняли, что они внутри нас самих». Наш слоган именно об этом. Общество постоянно толкает нас на что-то. Закончить школу, затем институт, а потом обязательно пойти на работу и обязательно кого-то встретить, родить ребенка, выйти замуж, в Таиланд зимой съездить, черт возьми! А на самом деле ты должен только одно — как можно скорее понять, что нужно именно тебе. Вот спрашивают все: «А когда ты родишь?». Да не твое собачье дело! И если все это поймут, мир сразу станет лучше: прекратятся хамские споры, войны и прочее.
— А лично вам что нужно?
— Больше свободного времени. Больше моря. Хочу стать более расслабленной и довольной, хочу меньше париться по поводу того, что говорят другие люди. В этом плане я своей героине завидую. А сейчас мне нужно выпить.
Фильм «Блокбастер» режиссера Натальи Тюльпановой в прокате с 14 июля.